Река Реж славится своими скалами. В конце концов, не зря же её название происходит от коми-зырянского "режь ю" – "обрывистая, каменистая река". Пожалуй, каждому любителю активного отдыха известен знаменитый Шайтан-камень. Но эта скала, расположенная в верхнем течении реки – скорее исключение из правил. Гораздо больше живописных каменных останцев, многие из которых могут дать фору воспетым в веках "бойцам" реки Чусовой, находятся именно в нижнем течении Режа. Особенно выделяется участок между старинными уральскими сёлами Липино и Коптелово. Здесь расположены такие скалы или, как их принято здесь называть, "камни", как Мантуров, Дыроватый, Дунькин, Церковный, Косяковский. Каждый из них по-своему живописен – и почти с каждым связано какое-нибудь местное поверье.
Одна из таких живописных скал расположена аккурат напротив села Раскатиха. Исстари за этим скальным останцем закрепилось название Говорун – так что уральцы "застолбили" это имя задолго до того, как оно стало известно всему постсоветскому пространству благодаря Киру Булычёву, придумавшему птицу Говоруна, которая, как каждому известно с детства, "отличается умом и сообразительностью". С происхождением названия этой скалы связана занимательная местная #легенда , которую в своё время записал известный уральский журналист, участник Великой Отечественной войны Евгений Александрович Новосёлов, большую часть жизни проведший в Алапаевске и внёсший большой вклад в местное #краеведение .
Эта #быличка в своё время была опубликована в сборнике "Сказания отчего края: легенды, были, небыли". Здесь я осмелюсь привести её текст полностью в авторском изложении, благо #история эта довольно короткая:
В Раскатихе давным-давно проживал Кирьян Загайнов. Соседи, молодые и старые, звали его Киря, хотя многим он годился в отцы, деды-прадеды. Киря жил одиноко в избушке на два оконца. Не пахал, не сеял, любил лишь лес да тайгу. Уйдет по своим охотничьим тропам, неделю-две не показывается в деревне. Вернется, соседи упрекают за долгое отсутствие:
— Надоело приглядывать за твоей избушкой и за тебя беспокоиться. Когда же ты угомонишься? Нелегко, поди, ходить полуголодным по глухомани да болотам, спать без крыши над головой!
— Для меня тайга – дом родной, — отвечает. – Она напоит и сытно накормит. Я к ней с уважением, и она гостеприимна. Вот потому и не тороплюсь вернуться в село.
В старости Киря занемог и в лес – ни ногой. Бывало, выйдет к реке, с трудом поднимется на ближний утес и сидит в тени деревьев с утра до позднего вечера. Ему тут тепло, уютно, а главное, широко и далеко видно. Вон вьется голубая ленточка Режа, звонко перекатываясь через мельничную плотину. По береговой гряде плотной стеной стоит сосновый бор, гудит-убаюкивает, не умолкая весь день. А там, напротив, за широкой речной поймой, как на ладони, дома Раскатихи. За ними раскинулась хлебная нива. Под лучами солнца картины природы блестят, движутся, завораживают. Киря смотрит на эту милую сердцу благодать, не в силах отвести глаз. Наступит вечер, у него нет ни сил, ни желания возвращаться в тесную и пыльную избушку. Как-то на воскресенье вовсе не пришел домой…
Нет день, другой. Соседи забили тревогу. Кинулись к утесу, на котором обычно проводил дни старик. Кричат: "Ки-и-р-я-я!". Слышат отклик: "Я-я-я!". Обрадовались люди, откликнулся – значит живой. Вот только где же он? Осмотрели вершину, обшарили склоны. Скала сплошная, нет ни пещеры, ни провала, ни трещины, где бы мог укрыться человек. Исчез Киря… Но с того дня утёс вдруг "заговорил" — начал откликаться на голоса людей. В народе его прозвали Говорун. Удивительно и другое: вдоль правого берега Режа подобных утесов десятки, а "разговаривает" один – Говорун.
Эхо на Говоруне и вправду впечатляющее. Всё дело в том, что по своей форме этот скальный останец здорово отличается от большинства других своих собратьев, украшающих берега Режа. Если многие из них представляют собой типичные "бараньи лбы", отшлифованные за многие тысячи лет паводками, дождём и талыми водами, то Говорун весь изрезан миниатюрными ущельями, трещинами и разломами. Одно из них, кстати, очень напоминает знаменитую Узкую улочку близ Искорского городища – это такая же узкая пологая трещина, по которой можно без труда подняться от подножия утёса до самой его вершины. Эта трещина располагается в южной части #скалы и пользуется определенной известностью среди туристов и отдыхающих. А вот разломы в центральной части скалы куда как более опасные – спуститься или подняться по ним без специального снаряжения даже не стоит и пытаться. Хотя высота утёса сравнительно небольшая – около 30 метров – отвесные каменные стены и острые #камни внизу представляют смертельную опасность. Оступиться и соскользнуть вниз – дело считанных секунд.
Впрочем, некоторые краеведы склонны объяснять происхождение "говорящего" названия утёса несколько иначе. Мол, всё дело в том, что #река у его подножия очень уж "разговорчива" – бурлит, плещется, шумит на каменистых перекатах. Удивительно, но "бормотание" Режа близ Говоруна слышно даже зимой, когда река одевается в ледяной панцирь. Но стоит только подойти к подножию скалы, как из-подо льда отчётливо доносится шум бьющих о камни упругих водяных струй.
К слову, веская причина посетить Говорун именно зимой и вправду имеется. Наряду с красивой легендой одна из главных достопримечательностей утёса – древние наскальные рисунки, которые оставили на его каменных стенах наши далёкие предки. Рисунки разбиты на два панно. И если к первому из них можно подобраться по берегу, то второе расположено в средней части скального останца на гладкой каменной стене, отвесно обрывающейся к бурлящей внизу реке. В тёплое время года им можно любоваться лишь издали, стоя на одной из песчаных отмелей, которыми богато русло Режа близ Раскатихи. Ну а если вам захочется осмотреть это произведение древнего искусства поближе, единственная для этого возможность – наведаться на Говорун в середине зимы, когда к основанию скалы можно смело подойти по льду замёрзшей реки. Очевидно, именно зимой создавал #наскальные рисунки и сам древний художник.
Как водится, первое, чуть более доступное для осмотра панно, сохранилось плохо – сейчас уже сложно сказать, повинны в этом изначально неудачное расположение или нездоровый интерес к нему туристов и местных жителей. Даже после компьютерной обработки на нём с трудом можно различить лишь большое число непонятных геометрических мотивов – зигзагообразные линии, некие гребенчатые и сетчатые структуры, однозначно истолковать значение которых ныне уже не представляется возможным. Куда больший интерес представляет второе панно, расположенное в пяти десятках метров выше по течению. На нём хорошо сохранились фигура копытного животного, антропоморфная фигура с двумя рогами – очевидно, изображение шамана в ритуальном облачении – а также неопределенные геометрические мотивы в виде сеток, зигзагов и волн. Рисунки выполнены охрой, а характерная ширина линии в 1,5-2 см позволяет предположить, что в качестве кисти древний художник использовал собственные пальцы.
Как и в случае с другими уральскими писаницами, датировка рисунков на камне Говорун затруднена. Скорее всего, они были выполнены предками современных манси ещё несколько тысяч лет назад. Единственное, о чём можно утверждать наверняка, так это что данные #рисунки уже имелись на скалах, когда на Урал пришли первые русские поселенцы. Кстати, в случае с Раскатихой эта дата известна совершенно точно – сохранились документы, в которых говорится, что #деревня была основана некими Степаном Косухиным и Лукой Прокопьевым в 1652 году – за 70 лет до основания нынешней столицы Среднего Урала города Екатеринбурга.
Сама Раскатиха издавна слыла богатым, даже зажиточным селом, несмотря на то (а, может быть, как раз-таки благодаря этому), что его жители спокойно занимались хлебопашеством и не имели склонности ввязываться в сомнительные авантюры с охотой за самоцветами – как, к примеру, их ближайшие соседи в Кайгородском, Южаково и Мурзинке. К концу XIX века в деревне насчитывалось две сотни дворов, больше тысячи жителей, 18 ветряных и 5 водяных мельниц. Кстати, одна из водяных мельниц стояла аккурат у подножия Говоруна – чуть выше по течению до сих пор без труда можно различить остатки мельничной запруды. Не выглядит "умирающим" селом Раскатиха и сейчас – как и сто лет назад, крепкие избы, привольно раскинувшиеся по высокому берегу Режа, радуют глаз случайного путника. Если дедушка Кирьян Загайнов до сих пор выбирается на вершину Говоруна, чтобы полюбоваться окрестностями, он, наверное, остаётся вполне доволен увиденным.
На страницах этого канала нам уже не раз доводилось отправляться в виртуальные путешествия по берегам Режа. Так, я уже рассказывал о скале с необычным названием Боруха – она расположена неподалёку от деревни Сохарево и, как и камень Говорун, примечательна сохранившимися на ней рисунками, выполненными рукой наших далёких предков. Конечно же, невозможно не вспомнить и о знаменитом Шайтан-камне – потрясающей воображение скале, расположенной в верховьях Режа. Она и сама по себе выглядит эпично, но, словно бы этого мало, её отвесные каменные стены также украшены древними рисунками, причем многие специалисты считают именно их самыми красивыми и необычными из всех сохранившихся до наших дней уральских писаниц. Кстати, если вас всерьез заинтересовала эта тема, можете прочитать о пяти подобных памятниках древнего искусства, расположенных всего в сотне километров от Екатеринбурга – их посещение может стать неплохой темой для похода выходного дня.