Найти тему

IPO Делимобиль: стоит ли участвовать

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые читатели, компания «Делимобиль» планирует разместить свои акции на бирже 2 ноября. В этой статье мы проведем анализ компании, для того чтобы понять стоит ли инвестору участвовать в размещении.

О КОМПАНИИ

«Делимобиль» это компания краткосрочного проката автомобилей с поминутной оплатой (каршеринга), работающая с 2015 года. Сегодня компания имеет свой автопарк из почти 18 тысяч автомобилей, почти 7 миллионов зарегистрированных пользователей и 11 городов присутствия. Ключевой особенностью «Делимобиля» является наличие собственной инфраструктуры для обслуживания автомобилей.

ПАРАМЕТРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ

-2

Компания планирует разместить акции на NYSE и Московской бирже по цене в диапазоне от 10 до 12 долларов. При таких ценах примерная капитализация компании будет оцениваться в 760-920 млн долларов. Зная эти данные, позднее мы можем рассчитать насколько предложенная цена размещения выгодна для инвестора.

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА

-3
-4

К сожалению, из-за отсутствия расшифровки обязательств в отчетности, мы не можем узнать какую долю в общем объеме обязательств компании занимает чистый долг. В этом случае мы считаем долговую нагрузку исходя из общего размера обязательств.

Такой метод расчета показывает, что на всем промежутке анализа долговая нагрузка «Делимобиль» довольно существенно превышает 100%, а значить можно с уверенностью сказать о том, что эмитент выходит на биржу, уже имея высокий уровень закредитованности.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

-5

Компания предоставляет отчеты только с 2019 года, что является очень маленьким периодом для анализа. Тем не менее, исходя из тех данных которые есть, мы можем сделать вывод о том, что выручка «Делимобиль» в годовом выражении показывает рост. Так, в 2020 году она выросла почти на 30% по отношению к 2019 году. Выручка показала рост и в 1 полугодии текущего года, увеличившись почти на 120%.

Скорректированная EBITDA находится в отрицательной зоне на всем промежутке анализа, кроме 1 полугодия текущего года, когда она, наконец, смогла выйти в плюс. Однако питать надежды рано, так как это только отчет за 1 полугодие и в оставшуюся часть года EBITDA имеет все шансы снова уйти в минус. Соответственно, из-за отрицательной EBITDA на большей части периода для анализа нельзя рассчитать и рентабельность по EBITDA, но в данном случае это и не нужно, так как отрицательные значения сами все говорят об эффективности бизнеса.

Чистая прибыль находится в минусе на всем промежутке анализа. Причиной этого минуса является динамика разного рода расходов, связанных как с обслуживанием бизнеса так и с высокой долговой нагрузкой.

МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ

-6

Из-за минуса по основным финансовым показателям можно рассчитать только мультипликатор EV/EBITDA. При любой цене размещения мультипликатор дает значение более 23. Это означает, что при текущих уровнях долговой нагрузки и EBITDA инвестиции в компанию будут окупаться более 23 лет, что на мой взгляд, является довольно существенной переоценкой именно для этой компании. Ниже я объясню почему.

ИТОГИ

Подводя итог, можно сказать, что «Делимобиль» это средняя по размеру компания, которая выходит на биржу имея высокую долговую нагрузку. Бизнес компании крайне неэффективен, учитывая что с 2015 года, работая в 11 городах России и являясь лидером по Москве (по данным Тинькофф Инвестиции), она так и не смогла выйти на положительную чистую прибыль.

Аналитики сулят рынку каршеринга в России и самой компании бурный рост в будущем, но это только прогнозы, а на самом деле все не так радужно. Так, например, по большинству показателей, сервис «Яндекс.Драйв» находится впереди «Делимобиля» и даже по размеру автопарка они сравнялись только в первом полугодии текущего года.

«Яндекс.Драйв», который представлен в меньшем количестве регионов, чем «Делимобиль», может зарабатывать больше выручки. Да, сейчас «Делимобиль» лидирует в Москве ( в чем у меня возникли сомнения), но разница с «Яндекс.Драйвом» всего 6%. Учитывая финансовые ресурсы Яндекса, думаю что в ближайшем будущем ему удастся захватить лидерство и на этом рынке.

Помимо конкуренции, с которой наш эмитент может не справиться, не стоит забывать и о том, что он работает в России, где рынок каршеринга является развивающимся и может подвергаться дополнительным законодательным ограничениям.

И я уверен, что такие ограничения не заставят себя ждать, так как компании, такого рода, предъявляют минимум требований к своим клиентам, а те, в свою очередь, создают опасные ситуации на дорогах и попадают в громкие ДТП.

Если ужесточение законов, в отношении этого бизнеса, произойдет, шанс того, что компания сможет зарабатывать, будет вообще стремиться к нулю, учитывая что она не смогла заработать в благоприятных условиях, будучи пионером и одним из лидеров рынка.

Именно поэтому, когда я вижу что «Делимобиль» размещается с мультипликатором EV/EBITDA на уровне 23, я считаю, что он серьезно переоценен, так как компания не предоставляет никакой ценности, способной оправдать данное значение.

Исходя из всего, сказанного выше, я считаю, что следует пропустить IPO Делимобиль и серьезно подумать над тем, а стоит ли покупать их и в дальнейшем.

Статья не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Все решения о вложении в ту или иную компанию вы принимаете исключительно сами.