Найти тему
Справочник кинопижона

Брайан Де Пальма - единственный настоящий наследник Хичкока. Выборочный обзор фильмографии

Оглавление

Брайан Де Пальма занимает уникальное место среди режиссеров Нового Голливуда. С одной стороны, он на 100% режиссер именно этого поколения, даже входил в тусовку Спилберга, Лукаса и Копполы. С другой, его карьера разительно отличается от большинства кинокарьер коллег по движению. Если Скорсезе, Олтмен, Фридкин, Богданович, Коппола достигли максимального творческого и коммерческого успеха именно в 70-е, а затем заметно сдали в 80-е. Кто-то, как Скорсезе или Олтмен, триумфально вернулся в 90-е, кому-то, например, Богдановичу или Фридкину, этого не удалось. Есть еще Спилберг, но тот почти сразу ушел в массовое кино. Де Пальма все 70-е провел в тени более успешных коллег, чтобы снять свои самые известные и успешные фильмы уже в 80-е.

Это можно объяснить тем, что он самого начала, если не принимать во внимание короткий период работы в андерграундном нью-йоркском кино, был самым жанровым из всех режиссеров поколения. Он не только преклонялся перед режиссерами прошлого, но и снимал кино и в духе. В случае с Де Пальмой источник вдохновения очевиден: это Альфред Хичкок. Если углубиться, можно заметить влияние на фильмы Де Пальмы Поланского, Клузо и других мастеров саспенса, но они в свою очередь тоже работали в жанре Хичкока.

Де Пальма - мастер именно саспенса. Каждый раз когда он отходил от своего главного жанра, получалось неоднозначно и противоречиво; но как только он возвращался в триллер, сразу становилось понятно, в чем именно он хорош.

Ниже будет краткий, но не полный разбор фильмографии Де Пальмы. Просили в комментариях. Из 29 полнометражных игровых фильмов режиссера видел 24. Перед написанием данного текста хотел ознакомиться и с не виденными пятью, но после фиаско с добиванием фильмографии Джона Ву, решил сделать неполный обзор.

Приветствия (Greetings), 1968

Полнометражный дебют Де Пальма, снятый в жанре безбюджетной социальной комедии. Не смотрел - не осуждаю.

Убийство а ля Мод (Murder à la Mod), 1968

-2

Дебютный, снят раньше "Приветствий" триллер Де Пальмы, долгое время считавшийся потерянным. Не смотрел - не осуждаю.

Свадебная вечеринка (The Wedding Party), 1969

-3

Еще одна безбюджетная комедия с молодым и никому неизвестным Робертом Де Ниро. Коллективная работа Де Пальмы и еще трех человек, двое из которых были учителями режиссера в киношколе. Не смотрел - не осуждаю.

Хай, мамаша! (Hi, Mom!), 1970

-4

Пропускаю фильм "Дионис", так как это по сути не кино, а съемка спектакля экспериментального нью-йоркского театра. "Хай, мамаша!" - вольное продолжение "Приветствий" и первый фильм Де пАльмы, который смотрел. Откровенно говоря, фильм неплох, но производит впечатление студенческого, а не профессионального. К тому же, комедия слишком завязана на время и место действия. Смысл многих гэгов открылся только спустя годы после просмотра, когда хоть как-то ознакомился с контркультурой 60-х.

Надо знать, где твой кролик (Get to Know Your Rabbit), 1972

-5

Голливудский дебют Де Пальмы. Комедия с Орсоном Уэллсоном в одной из ролей. Не смотрел - не осуждаю.

Сёстры (Sisters), 1972

-6

Первый настоящий триллер Де Пальмы, в котором режиссер нашел Свой жанр. "Сёстры" - это 100% хичкоковский саспенс с виртуозной и какой-то болезненной операторской работой, сложно структурированным сценарием и парой меняющих суть происходящего сюжетных поворотов. Всё по заветам дядюшки Хича, но с одним маленьким исключением - снято всё в крайне жесткой и бескомпромиссной манере Нового Голливуда.

Призрак рая (Phantom of the Paradise), 1974

-7

Де Пальма скрестил сюжеты "Призрака Оперы" и "Фауста", разбавил их фирменной визуальной эксцентрикой и сдобрил очень черной комедией. На момент выхода кино не пользовалось особой популярностью, но с годами обрело культовый статус. Странный, но обаятельный фильм, который трудно оценивать по шкале "плохо/хорошо".

Кэрри (Carrie), 1976

-8

Первая в истории кино экранизация Стивена Кинга. В тройку лучших фильмов по мотивам книг писателя "Кэрри" точно входит. Кроме того, именно "Кэрри" стала тем хитом, который был нужен карьере Де Пальмы после трех не самых коммерчески успешных фильмов. Чем так крута "Кэрри"? Тем, что хоррор здесь чисто визуальный. Де Пальма использует операторскую работу, монтаж, цветокоррекцию и другие чисто кинематографические приемы, которых по понятным причинам не было в первоисточнике, чтобы рассказать историю. Так и должен выглядеть перевод истории с языка литературы на язык кино.

-9

Детективно-психологический триллер, в котором Де Пальма отдает дань уважения не только Хичкоку, но и Поланскому. Очень круто снятый фильм, который портит одна большая сюжетная натяжка. Если вы её примите, можете увидеть шедевр саспенса, если нет - в финале фильм развалится.

Ярость (The Fury), 1978

-10

Вторая экранизация Стивена Кинга успех "Кэрри" закрепить не смогла. Участие крупных звезд (Кирк Дуглас, Джон Кассаветис) делу скорее помешали, чем помогли. Да и история о тайных заговорах и подростках с телекинезом не так впечатляюща, как школьные ужасы "Кэрри".

Домашние фильмы (Home Movies), 1979

-11

Краткое возвращение в независимое кино с комедией с Кирком Дугласом в одной из главных ролей. Не смотрел - не осуждаю.

Бритва (Dressed to Kill), 1980

-12

Неоднозначное возвращение в жанр психологического триллера. В этот раз с уклоном в эротриллер. Не могу назвать себя фанатом этого фильма, но у Де Пальмы получилось наиболее близкое к итальянскому джалло кино из всех снятых в Голливуде. В тройку джаллоподобных точно входит.

Прокол (Blow Out), 1981

-13

Следующий фильм Де Пальмы - настоящий жанровый шедевр. Причем сразу в двух поджанрах - психологического и политического триллера. В момент выхода фильм в прокате провалился, но с годами приобрел заслуженную популярность. Вообще в начале 80-х проваливались и сильно недооценивались многие фильмы, от "Врат рая" до "Бегущего по лезвию". "Прокол" именно из этой категории. Все совпадения с фильмом Антониони не случайны.

Лицо со шрамом (Scarface), 1983

-14

Минутка непопулярного мнения номер один. Ремейк фильма Говарда Хоукса - самый переоцененный фильм режиссера и один из самых переоцененных фильмов 80-х. Не сказать, чтобы он был плох. Но по сути это гангстерская сказка с очень странными акцентами и несоответствием формы содержанию. Финальная перестрелка, которую помнят почти все, снята в духе героического кровопролития Джона Ву, когда последний еще не придумал, что экшн можно снимать так, но настолько диссонирует с остальным фильмом, что кажется что смотришь пародию.

Подставное тело (Body Double), 1984

-15

Скромный вуайеристский триллер, простите за каламбур, и возвращение Де Пальмы к тому, что у него получается лучше всего - созданию экранного саспенса исключительно визуальными средствами. Не обязательное, но симпатичное кино.

Мошенники (Wise Guys), 1986

-16

Исходя из контекста, название фильма разумнее было бы перевести, как "Братки", так как Wise Guys - устойчивая фраза для обозначения совершенно конкретных италоамериканских ребят. У Де Пальмы получилась непритязательная криминальная комедия. Смотреть можно, но комедиограф из режиссера посредственный.

Неприкасаемые (The Untouchables), 1987

-17

Третий гангстерский фильм Де Пальмы получился. История охоты Элиота Несса на Аль Капоне крайне далека от реальной истории, но как киномиф работает почти идеально. К 80-м вестерн и гангстерское кино стали основой Большого Американского мифа, как греческие мифы для эллинистической цивилизации. Де Пальма этот момент понял и снял кино не об истории, а о богах и героях. Первыми стали Капоне и компания, вторыми - агенты ФБР во главе с Нессом.

Военные потери (Casualties of War), 1989

-18

Мощная военная драма, основанная на реальном "инциденте на высоте 192". Одном из событий, серьезно ударившем по имиджу армии США. Несмотря на то, что материал скорее подходил Оливеру Стоуну, у Де Пальма получилось снять внятное политическое кино.

Костер тщеславий (The Bonfire of the Vanities), 1990

-19

Самый крупный провал Де Пальмы на момент выхода, как в коммерческом, так и в художественном отношении. Причина в том, что взялся режиссер не за свой материал - социальную сатиру, основанную на романе Тома Вулфа. Вероятно, у Олтмена или Люмета получилось бы сделать хорошее кино, но Де Пальма хорош совсем в другом.

Воскрешение Каина (Raising Cain), 1992

-20

После 4-х разножанровых проектов Де Пальма снова возвращается в психологический триллер, и у него снова получается снять действительно хорошее кино. "Воскрешение Каина" не принято относить к удачам режиссера, во многом из-за переусложненного сценария, но в своей скромной нише это почти шедевр.

Путь Карлито (Carlito's Way), 1993

-21

Минутка непопулярного мнения номер 2. Всегда удивляла популярность фильма в местных широтах. У Де Пальмы вышла крепкая криминальная драма, но по меркам криминального кино 90-х ничего особенного в фильме нет. Хотя в криминально-гангстерском жанре в 90-х в Голливуде всё было отлично.

Миссия: невыполнима (Mission: Impossible), 1996

-22

Исключительно поденная работа. По сути весь вклад Де Пальмы в первый фильм супер популярной франшизы заключался в режиссуре экшн-сцен, и сняты они очень круто. Более того, самый изобретательный экшн всей серии именно в первой части. Не так давно пересматривал сцену с вертолетом и поездом, и она до сих впечатляет сильнее всего, что Круз исполнял на экране после.

Глаза змеи (Snake Eyes), 1998

-23

Непопулярное мнение номер три. Самый недооцененный триллер Де Пальмы и самый хичкоковский из его триллеров. В конце 90-х такое кино давно вышло из моды, да и отчаянно переигрывающий Николас Кейдж оказался далеко не все по вкусу. Но не заметить визуально отточенное и мастерски срежиссированное кино было бы ошибкой.

Миссия на Марс (Mission to Mars), 2000

-24

Скучная и затянутая экранизация диснеевского аттракциона. Три года спустя выйдут "Пираты карибского моря", в которых будет найден адекватный подход к проектам подобного рода, а пока диснеевцы приглашают Де пальму, чтобы снять "большое кино". Естественно, ничего хорошего из этого получиться не могло.

Роковая женщина (Femme Fatale), 2002

-25

После очередного провала Де Пальма в очередной раз возвращается к тому, что у него получается лучше всего: в камерный психосексуальный триллер. На этот раз с неонуарным уклоном. На мой взгляд, режиссер опять переборщил со стилем и недоработал сценарий, который писал сам, как и во многих других проектах. Но среди фанатов режиссера "Роковая женщина" считается одним из лучших его фильмов.

Черная орхидея (The Black Dahlia), 2006

-26

"Город грехов" здорового человека. Сочный нуар-эксплуатейшн, в котором режиссер собрал все почти смысловые и визуальные клише, сделавшие классический нуар таким популярным явлением. Последний фильм режиссера, который хочется рекомендовать к просмотру. Фильм, после которого становится слегка грустно, что Де Пальма раньше не снимал неонуаров. Да, заходил на их на территорию, но в чистом и незамутненном виде не делал ничего подобного "Черной орхидее".

Без цензуры (Redacted), 2007

-27

Самый радикальный эксперимент режиccера. Кино о войне в Ираке, замаскированное под документальное. Как гражданское высказывание воспринимается нормально, но с художественной частью всё неоднозначно. Есть фильмы менее именитых режиссеров, снятые в аналогичной технике, которые выглядят заметно интереснее.

Страсть (Passion), 2012

-28

Де Пальма снова возвращается в жанр психологического триллера и... промахивается. Увы, с ним произошло то же самое, что и с Уолтером Хиллом и Дарио Ардженто: он полностью утратил свой фирменный визуальный стиль, а без него история стала выглядеть откровенно трэшовой.

Домино (Domino), 2019

-29

Последний на сегодняшний день фильм Де Пальмы откровенно плох. Можно сказать, что это не его фильм, так как после конфликта с продюсером режиссера отстранили и выпустили на экраны аляповатый монтаж не до конца снятого фильма. Но почему тогда снятые режиссером эпизоды выглядят так слабо и лишены даже намека на депальмовские операторские изыски?