Страсти в православном мире накаляются. В конце сентября патриарх Кирилл назвал патриарха Варфоломея раскольником. Затем патриарх Варфоломей в интервью греческой газете заявил о своем первенстве в православном мире и напомнил Русской церкви, откуда на Русь пришло православие и "цивилизация". Теперь же патриарх Варфоломей, находясь 29 октября в Нью-Йорке на встрече с советом греческой архиепископии Америки и членами Ордена архонтов, высказал ряд очень провокационных тезисов в отношении РПЦ.
"У меня первый трон в православии"
Во-первых, патриарх Варфоломей сказал, что у него первый трон в православии, а поведение РПЦ он обозначил как невежественное:
У меня первый трон в православии, который, как известно, в последние годы проходит испытание невежественным поведением Русской церкви по отношению к своей материнской церкви. Мы материнская церковь, потому что дали им христианство. Мы дали им свет. Мы дали им кириллицу, с помощью которой мы хотели помочь им развивать свою культуру, их идентичность. И они, как мы говорим церковным языком, начали бунтовать против благодетеля".
Данное заявление, мягко говоря, демагогично, ведь христианство и кириллица на Руси появились во многом благодаря болгарам.
Во-вторых, патриарх сказал, что ему "наплевать" на разорванные отношения с РПЦ после предоставления автокефалии Православной церкви Украины:
"...разозлились и прервали общение со вселенским патриархом, вывели меня из диптихов и не поминают меня. Я скажу на это - мне плевать!"
Варфоломей употребил жаргонное высказывание "Σκασίλα μου", которое переводится как "мне наплевать". После данной фразы окружающие в зале посмеялись и похлопали.
Ранее Варфоломей обсудил действия РПЦ с президентом США Байденом, сказав, что Русская церковь разрушает единство православного мира. Также Варфоломей, выступая возле Белого дома, сообщил, что именно Константинопольская церковь должна руководить остальными православными церквями:
Мы несем ответственность за руководство Поместными Автокефальными Церквями как старший брат в семье. Это чувство семьи по своей сути является православным, и мы не можем позволить, чтобы какие-либо близорукие политические планы вмешивались в наши отношения, определяемые Иисусом Христом, нашим Спасителем.
Не думаю, что при жизни Варфоломея и Кирилла произойдут какие-либо позитивные изменения в отношениях между церквями. Сейчас Варфоломею 81 год, Кириллу - 74 года. Наверняка оба испытывают друг к другу личные обиды. Поэтому потепление отношение возможно лишь после смены глав в Русской и Константинопольской церкви. Но сейчас раскол усиливается.