Найти в Дзене
eNewsmd.online

Молдова не хочет втягиваться в войну Зеленского за его рейтинг

Украина остается опасным очагом нестабильности, и Кишиневу не нужен такой партнер на пути евроинтеграции.

Политические контакты между Кишиневом и Киевом вновь оказались на точке замерзания. После недолгого летнего всплеска активности контакты вновь скатились к нулевому уровню.

Еще в конце августа в офисе президента Украины звучали оптимистические высказывания, из которых следовало, что Молдова — едва ли ни стратегический партнер на пути евроинтеграции. Участие двух стран в так называемом "Ассоциированном трио" подавалось едва ли ни как прорыв на пути в Европейский союз. А ни к чему не обязывающий визит президента Украины Зеленского в Кишинев, на празднование 30-летия независимости Молдовы должен был как бы обозначать собой пик развития союзнических отношений между соседними государствами под крылом Брюсселя и Вашингтона.

Однако в сентябре никаких значимых контактов украинских и молдавских официальных лиц обозначено не было. А в октябре в Молдове развернулся газовый кризис, связанный с истечением срока контракта с "Газпромом", и Украина для Кишинева снова "перестала существовать" как партнер. Все контакты между двумя странами ограничиваются вопросами техническими — как это уже было в 2006 и 2009 годах, когда Молдова обращалась к Украине с запросом о выдаче в долг небольших количеств газа.

Куда девались высокие союзнические отношения и почему они растворились в газовом кризисе? Ответ простой — никакого качественного развития отношений между Украиной и Молдовой и не происходило.

Владимиру Зеленскому было выгодно использовать миф о "перезагрузке" отношений после прихода к власти Майи Санду, чтобы конвертировать этот симулякр в подпорку своего падающего внутриполитического рейтинга. Уровень доверия к Зеленскому продолжает пикировать. Согласно опросу, который провел в конце октября Центр Разумкова, если бы на Украине сейчас состоялись выборы президента, Зеленский получил бы всего 26% голосов тех, кто намерен принять участие в голосовании.

Фактически, попытки спасти свое внутриполитическое положение — это все, чем на самом деле занимается украинский президент. Этой задаче подчинена вся его деятельность, включая и втягивание Молдовы в "Крымскую платформу" — от которой Кишинев старательно дистанцируется, когда это позволяют ему западные партнеры. Затащить Майю Санду на саммит, чтобы она произнесла ритуальные слова об "аннексии Крыма" Россией удалось лишь с помощью Вашингтона и Брюсселя, сообщали после завершения саммита международные обозреватели.

Не только президент Молдовы, но и ведущие политики Европы прекрасно знают цену симуляции, которая называется "Крымской платформой". Не зря представительство стран ЕС на этом саммите оказалось крайне слабым — а тех, кто все же приехал, Зеленский, видимо от радости, наградил высшей государственной наградой Украины.

Бессильная агрессия, которую демонстрируют киевские элиты каждый раз, когда поднимают тему Крыма, особенно заметна, если обратиться к цифрам и фактам о том, как изменился Крым после возвращения в состав России. В незалежном украинском государстве к Крыму относились как к чемодану без ручки, который нести тяжело, а бросить — жадность не позволяет. Предприятия и инфраструктура некогда цветущего полуострова пришли в полный упадок, а к населению Крыма в Киеве относились с презрением, и едва ли многим лучше, чем к врагам — здесь традиционно голосовали на всех выборах за партии, которые стремились к развитию отношений с Россией.

После возвращения в состав Российской Федерации жизнь в Крыму быстро изменилась к лучшему. Крымская экономика, практически полностью разрушенная к 2014 году, была выведена из депрессии при помощи федеральной целевой программой по развитию полуострова. Сегодня экономика Крыма растет опережающими темпами по сравнению с большинством других регионов России.

Только на 2021 год запланирован ввод в строй 108 объектов в Крыму и из них около 40 — в Симферополе. Объем финансирования составит порядка 55 миллиардов рублей. В следующие четыре года объем частных инвестиций в этот регион — объём средств в следующие четыре года должен превысить 1 триллион рублей.

Это слишком очевидные факты для всех, в том числе и для тех, кто волей или неволей поучаствовал в саммите "Крымской платформы". Но об украинской тематике президент Молдовы забыла немедленно после того, как сошла с трибуны.

Поведение Майи Санду выглядит абсолютно естественным — как опытный политик, она прекрасно понимает фальшь в разговорах Киева о "партнерстве с Молдовой". Никто не любит, когда его откровенно используют, не предлагая со своей стороны ничего, и Майя Санду здесь не исключение.

Владимир Зеленский не способен помочь Майе Санду в достижении заявленных молдавским президентом целей — сближения с Евросоюзом и позиционировании Молдовы на европейском политическом "рынке" как надежного и предсказуемого партнера. Наоборот, сближение с Украиной, которая остается опасным очагом нестабильности, и потенциальное вовлечение Кишинева в авантюры Зеленского в отношении Крыма и Донбасса может только дискредитировать молдавского президента, которую торжественно принимают в эти дни в европейских столицах, выражая всяческую поддержку.

Майе Санду не нужен Владимир Зеленский, который провоцирует обострение конфликта на Донбассе и не способен генерировать в отношении Крыма ничего, кроме агрессивных заявлений, которые выглядят не более чем пустозвонством и сотрясением воздуха. В отличие от Украины, Молдова демонстрирует осторожный и выверенный подход к собственной, приднестровской проблеме, подчеркивая необходимость ее решения исключительно мирным путем.

Кишиневу удается поддерживать стабильный переговорный процесс в рамках международного формата "5+2" — который, не демонстрируя заметного прогресса, все же остается площадкой для постоянного цивилизованного диалога, в отличие от Украины, которая демонстрирует неспособность продвинуться хотя бы на шаг в отношении такого диалога.

Свернуть с пути агрессии, артиллерийского обстрела мирных населенных пунктов, угроз и карательных интонаций Зеленский уже не в состоянии, и шанс исправить это положение он упустил еще в начале своего президентства — безвольно катясь по пути, проложенному самыми одиозными представителями украинского политикума.

Эта агрессивная линия Украины категорически не сочетается с усилиями властей Кишинева, где подчеркивают, что главным инструментом реинтеграции страны считают повышение уровня жизни в стране, с тем, чтобы жители Приднестровья увидели реальные выгоды воссоединения с правобережной Молдовой.

Ни о каком "силовом варианте" в отношении Приднестровья в Молдове не может быть и речи. Напротив, Кишинев подчеркивает, что заботится о жителях Приднестровской Молдавской Республики так же, как и обо всех молдавских гражданах.

Таким образом, Украина и Молдова не только демонстрируют разный подход к решению внутренних конфликтов, но и глубоко вовлечены в диаметрально разные процессы. На Украине это — попытка втянуть Евросоюз в вооруженные действия и в острую конфронтацию с Россией. В Молдове это — мирный процесс урегулирования в сотрудничестве с Россией как участником формата "5+2" и в тесном консультативном контакте с Евросоюзом — который Кишинев, в отличие от Киева, не пытается варварски использовать, чтобы остановить падение рейтинга одного, отдельно взятого политика.

Если бы Зеленский не "жевал галстук", лихорадочно спасая свои политические позиции и не видя ничего вокруг, то ему стоило бы не пытаться сблизиться с Кишиневом, а напротив, отдалиться от всяких контактов с Молдовой. Просто потому, что на фоне Молдовы, прочно стоящей не принципах цивилизованного решения проблем внутренних конфликтов, Владимир Зеленский выглядит карикатурным персонажем, а его провальная политика — тупиком, каким она и является.

Игорь Демиров, для eNews

Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd . Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.