Исторически любой парный танец, исполняемый двумя артистами балета на сцене, назывался pas de deux (па-де-де). С точки зрения музыкального сопровождения балетный дуэт носит название адажио — этот термин тоже очень распространен для обозначения медленной и/или парной части танца.
В середине XIX века па-де-де приобрело четкую структуру из пяти частей, и дуэтный танец — адажио — вошел в эту схему наряду со вступлением, мужской и женской вариациями, а также кодой.
Парный танец может быть частью постановки: таков, например, известный лирический дуэт Одетты и Зигфрида в «Лебедином озере». Балетный дуэт может быть и цельным танцевальным номером, каким является вставное крестьянское па-де-де в «Жизели».
При этом не каждое взаимодействие двух балетных артистов на сцене является дуэтным танцем. Выделяют еще танцевальный диалог, каким является, например, сцена с участием Марии и Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан». Уровень сценического и эмоционального взаимодействия партнеров в дуэте выше, тогда как в диалоге артисты будто бы солируют поочередно.
В XVIII-XIX веках балетмейстеры Жан Доберваль, Шарль Дидло, Жюль Жозеф Перро и Август Бурнонвиль активно использовали в своих постановках дуэтные танцы, чередуя партерные поддержки и комбинации. Впоследствии хореографы Мариус Петипа, Лев Иванов и Александр Горский заметно усложнили и разнообразили балетные па-де-де, сделав их более совершенными с технической и сюжетной точек зрения.
Мы хотим показать красоту балета — тем, кто уже знаком с этим видом искусства, и тем, кто только погружается в мир танца. Заходит к нам на сайт и начните путешествие в мир балета!