Сегодняшнее рабочее утро корреспондентов 19rus.info началось в кабинете главы Хакасии Валентина Коновалова. Новую рабочую неделю он начал с беседы с журналистом на самые актуальные темы. Времени на разговор было отведено немного, но глава республики рассказал о главном - чего удалось добиться за три года его нахождения на этом посту. И не только об этом.
- Здравствуйте, Валентин Олегович, сейчас на часах 8 часов 38 минут. Раннее утро понедельника, позади выходные. Как вы их обычно проводите, удается ли отдохнуть или всегда совмещаете с работой?
- Обычно с семьей и с детьми, если командировок, конечно нет.
- Часто они выпадают на субботу-воскресенье?
- Случается.
- Смею предположить, еще три года назад свободного времени у вас было гораздо больше. Но наступило 15 ноября 2018 года, и ваша жизнь круто поменялась. Близится годовщина вашего вступления в должность главы Республики Хакасия. И вопрос об этом периоде. В ходе выборной кампании вы давали определенные обещания, о которых вам не перестают напоминать жители республики - они тщательно следят за вашей работой. Что удалось сделать за этот период, а над чем еще предстоит поработать?
- Ключевые моменты - это конечно доходы республики. Все понимают, что за счет этого республика живет, и в этом направлении мы провели очень большую работу. Это видно по бюджетным параметрам. Конечно, 2020 год, что называется, смешал все карты практически всем регионам в стране. Наметились тенденции по целому ряду плательщиков, например, алюминщиков, которые существенно увеличили платежи в бюджет. Пандемия внесла коррективы, плюс ситуация на международном рынке алюминия и угля. Сейчас есть положительные изменения. Тем не менее мы работали и с другими крупными налогоплательщиками. У нас кратно увеличили платежи некоторые золотодобывающие компании и не только. Причем крупные - например Коммунаровский рудник, СГК. В этом плане есть что показать, не стыдно смотреть в глаза людям.
Параллельно мы работали с нашим госдолгом. До 2020 года мы его активно сокращали, но, к сожалению, после начала пандемии пришлось его снова увеличить. Но по этому году могу всех обрадовать, мы вернемся на выбранный курс по его снижения. К концу года госдолг мы снизим более чем на миллиард рублей.
При этом мы активно работаем и с федеральным центром. Система налогообложения, о чем я неоднократно говорил в период избирательной кампании и после, нуждается в изменении. Менять нужно в сторону более справедливого распределения, чтобы не было возможности у отдельных недобросовестных компаний, а такие к сожалению, есть в Хакасии, пользуясь так называемыми офшорами уводить уплату налога из региона. Что самое замечательное - федеральный центр нас слышит. Последнее заявление, сделанное на уровне правительства РФ Михаилом Владимировичем Мишустиным, на уровне министерства финансов, касалось предложений по изменениям в пользу более справедливого распределения.
Параллельно работаем с федеральным центром по распределению дотаций на выравнивание. У существующей методики есть изъяны, которые в том числе затрагивают интересы республики. По нашему мнению, объем полномочий, переданный регионам за последние 10-15 лет, не обеспечен доходами. Конечно, методика распределения дотаций на выравнивание должна балансировать бюджет. В ряде случаев и Хакасия попала в этот перечень регионов, к полному балансу это распределение не приводит. У республики около 80% расходов социально ориентированы - зарплаты бюджетникам, льготы, различные выплаты в фонды. Конечно, нам очень важно, чтобы бюджет был сбалансирован, и без системного подхода и понимания федерации достичь этого невозможно. Но мы видим встречное движение. Нам ежегодно увеличивают дотацию на сбалансированность, дают больше, но хочется, чтобы это это происходило системно, а не эпизодически.
- Правильно ли я поняла, что за эти три года все-таки удалось наладить отношения с федеральным центром? Возможно, не все удается, не до всего получается договориться...
- Мы очень активно взаимодействуем. Та цель, которую я поставил, когда был избран - увеличение участия в федеральных программах - мы ее достигли. Можно об этом с уверенностью сказать. Если сравнивать с 2017-2018 годами мы кратно нарастили участие. Даже если брать по объему денежных средств. В 2018 году участие в федеральных программах составляло около 2,5 миллиарда рублей, в 2019-м это уже около 4 миллиардов. И последующие годы объем только растет. Это взаимодействие с федеральными министерствами, правительством, президент откликается почти на все наши просьбы. Взаимодействие есть, нас слышат и, более того, помогают.
Можно ли к этой помощи отнести инфраструктурный кредит, заявку на получение которого вы успешно на днях защитили в Москве? Почему-то у Хакасии минимальный лимит этого кредита в сравнении с другими регионами.
Объясняется это очень просто. Есть утвержденные правила распределения. Все зависит от долговой нагрузки. Такой объем инфраструктурного кредита у нас в силу того, что она у нас высокая. Для нас на самом-то деле сделали исключение. Если смотреть строго, Хакасии могли его и не дать.
- Как, например, Мордовии?
- Да, а мы вторые по размеру госдолга после Мордовии в стране. Поэтому предоставление этого кредита - доказательство того, что к Хакасии особый подход, но в хорошем смысле. И как еще один пример взаимодействия с федеральным центром - нам заместили 5 с лишним миллиарда коммерческого кредита на бюджетный с низкой процентной ставкой.
- Раз мы заговорили про отношения с федеральным центром, не могу не спросить про ваше отношение к многочисленным информационным вбросам о вашей отставке. Такие сообщения стали появляться практически сразу после вашего вступления в должность. Вас отправляют то в никуда, то в кресло депутата Госдумы. Недавно новый повод для обсуждений предоставило крупное СМИ - РБК. Как вы реагируете и как относитесь к подобного рода сообщениям?
- Действительно, вы правы. Меня в отставку стали отправлять чуть ли не в ноябре 2018 года. Если вы спрашиваете мое личное отношение, мне уже давно безразлично. Я работаю, выполняю поставленные передо мной жителями республики, президентом задачи. Чем чаще говорят, тем, больше людей, думаю, понимают - это досужие слухи. У меня есть срок полномочий, по итогам которого будет видно. Жители республики дадут оценку.
- Подытожим - раньше этого срока вы никуда не собираетесь?
- Нет!
- Перенесемся в Государственную думу, в кресле которой вас так хотели видеть некоторые СМИ. Начала работать новая Дума, новый депутат от Хакасии - единоросс Сергей Сокол. Есть ли у правительства республики наметки по продвижению интересов республики через Госдуму? Как выстраиваете работу с новым депутатом?
- Мы активно взаимодействовали с Госдумой и при прежнем составе. С новым будем не менее активно работать. Вы знаете, что я уже встретился с Сергеем Михайловичем. В новом созыве увеличилась фракция КПРФ, с некоторыми из депутатов я также провел рабочие встречи. Будем взаимодействовать, у нас много вопросов в плане налогового, бюджетного законодательства, по различным другим направлениям, где нужна поддержка от депутатов Госдумы.
Получается, будем продолжать работать, как и работали, быть может, даже активнее. Вопрос той же налоговой справедливости очень медленно решается. Есть вопросы системные, которые невозможно сдвинуть с места. Капля камень точит. Есть и другие, при которых депутаты, комитеты помогают нам входить программы. В этом плане мы работаем сплоченной командой.
- А теперь о самой актуальной, самой обсуждаемой и одной из самых проблемных тем Хакасии и всей страны - борьбе с коронавирусом. Всю прошлую неделю республика обсуждала разногласия оперштаба с прокуратурой Хакасии по поводу контроля за исполнением ковидных ограничений субъектами бизнеса. Удалось ли найти правовое решение, знаю, вы искали его с прокуратурой совместно.
- Да, решение нашли. Есть определенная коллизия, хотя прокуратура участвует во всех заседаниях штаба и имела возможность ее обозначить и раньше. Конечно, никто не хочет вводить ограничения. Ни у кого, особенно в правительстве, нет желания ограничивать бизнес. Мы понимаем - это налоги, прибыль бизнеса, а мы заинтересованы в том, чтобы предпринимательство развивалось и создавало больше рабочих мест.
Но ситуация такова, что система здравоохранения очень сильно нагружена. Да, мы понимаем, как бороться с заболеванием, система отстроена и в плане лечения в стационаре, и лечения на дому, и доведения информации до населения, и организации тестирования, и поставки лекарств, кислорода. Все организационные моменты отработаны на высоком уровне. Мы открыли два ковидных госпиталя - в Саяногорске при поддержке РУСАЛа, в Усть-Абакане.
Но у системы здравоохранения есть какой-то предел. Сейчас мы вошли в очередной всплеск заболеваемости. Кто-то говорит, что это уже четвертая волна. Конечно, одними медицинскими методами остановить распространение невозможно. Мы понимаем, что нужно работать с пресечением распространения цепочки, чтобы меньше людей одномоментно попадали в больницы. Мы уже развернули практически полторы тысячи коек. Но главное проблема не в койках, а в специалистах. Их мало. К тому же они тоже люди и также как все болеют, уходят в отпуск, потому что в таком режиме очень сложно работать. Нам приходится вводить ограничения, причем это происходит с учетом рекомендаций эпидемиологов и врачей.
Введение обязательное наличие сертификатов при посещении ряда учреждений было выстраданным и вынужденным. Альтернативой было полное закрытие. С прокуратурой общий язык находим, ситуация сложная, не всегда есть быстрое решение, и оно найдено. Хозяйствующие субъекты будут контролироваться. Как федеральные, так и региональные нормы и ограничения должны исполняться.
- Да, жители Хакасии, а особенно предпринимательское сообщество остро реагирует на любые ограничения. У вас есть возможность через информационную ленту 19rus.info обратиться у ним, и сказать как есть, насколько далеко зашла ситуация с коронавирусом в Хакасии. А главное, что будет, если вас оперштаб не услышат.
- Ситуация действительно сложная, но на контроле. Мы все должны понимать - в такой экстренной, чрезвычайно ситуации, в которой мы живем, всем приходится чем-то жертвовать. Если мы не введем те минимальные ограничения, которые советуют специалисты Роспотребнадзора, то придется закрыть экономику, социальную сферу, а от этого пострадают все.
С одной стороны, я понимаю предпринимателей, которые уже надоели, они несут убытки, которые могли бы не нести. И жителей понимаю - им не хочется носить маски, хочется больше встреч с родными и близкими. Но лишняя встреча - риск заразить родителей, лишний поход в общественное место - тоже риск. Это такое заболевание, от которого мы ежедневно теряем жизни людей. Я призываю всех поберечь своих близких, поберечь себя. Я уверен, если мы вместе будем соблюдать правила, быстро пройдем этот период и вернемся к нормальной жизни.
Отнеситесь серьезно, осознанно и рационально к рекомендациям врачей и эпидемиологов.
- Правительство республики недавно анонсировало готовность помочь пострадавшим сферам бизнеса. Что это будут за сферы и на какую помощь они могут рассчитывать?
- В первую очередь будет федеральная поддержка. Конкретные сферы еще прорабатываются. Как только федерация правила подготовит, мы эту информацию доведем и в короткие сроки примем всю нормативно-правовую базу, которая зависит от региона. С другой стороны, я дал поручение по мерам поддержки общепита. Так случилось, его ограничивают в первую очередь. Мы видим, что некоторые предприниматели не соблюдают даже ранее принятые ограничения. Тем не менее мы понимаем, что сфера пострадала и будет отдельная региональная помощь. Не скажу, что она будет огромной, но мы поддержим.
- Спасибо за уделенное время, вы же понимаете, вопросов у нас куда больше, так что надеемся на скорую встречу.