Найти тему
Ольга Пурчинская

#ИсторияИскусств. Музыка Средневековья. Часть первая

Эпоха Средневековья берет начало в 395 году, когда произошло политическое и религиозное разделение потерявшей былое могущество Римской империи на две части - Западную и Восточную (Византия). Ориентальная часть христианского мира занимала внушительную территорию, охватившую часть Балканского полуострова, Малой Азии и Юго-Восточного региона Средиземноморья.

Музыкальное искусство Византии. Фреска. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Музыкальное искусство Византии. Фреска. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Византийская империя просуществовала более тысячи лет (IV-XV века). За это время она успела пережить длительные промежутки расцвета и упадка общественной, политической, экономической и, как следствие, культурной жизни. На протяжении целого тысячелетия Византия создавала уникальную национальную музыкальную традицию, теснейшим образом связанную с канонами православного христианства (в Средние Века в мировоззрении европейцев, как западных, так и восточных, доминировало религиозное начало, что не могло не отразиться на памятниках искусства). В жизни византийцев, начиная с рождения, обязательны были ежедневные визиты в храм. Регулярные продолжительные службы обязательно имели музыкальную составляющую.

Псалмы царя Давида. Византия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Псалмы царя Давида. Византия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Согласно ветхозаветному преданию, однажды царь Древней Иудеи Давид «расслышал пение небес», а затем передал откровения высших сил людям. Уникальные по форме обращения к Богу, известные как Псалмы царя Давида, они стали неотъемлемым компонентом церковной службы восточных христиан. Помимо старинных тестов, византийские песнопения обязательно включали новые тексты, которые специально для культовых обрядов создавали поэты-гимнографы (создатели торжественных песен).

Среди наиболее известных гимнографов Раннего Средневековья выделяется Роман Сладкопевец, творивший в VI столетии от Рождества Христова. Его стихотворения были зафиксированы на бумаге, и до сих пор уцелевшие фрагменты этих строк можно увидеть на страницах старинных книжных миниатюр и на стенах храмов и соборов. Основная масса текстов церковных песнопений появилась несколько позже, в VII-X веках. Сочинения византийских поэтов и по сей день хранятся в наиболее крупных монастырях главных городов Византийской империи, где и были написаны.

Письменный язык, в том числе нотный, широко распространился в Византии к концу IX века. До этого подавляющее большинство текстов песнопений передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Затем они постепенно увековечивались на бумаге, в специальных богословских книгах.

Тропарь. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Тропарь. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

В ранней средневековой музыке господствовала многоголосная система, состоявшая из восьми лядов (гласов). Каждый из них опирался на специальные характерные звуки (устои) и определенный объем звучания (диапазон). В результате слияния этих условий появлялась характерная византийская музыкальная система, узнаваемая по осмогласию.

Канон. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Канон. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Наиболее «ходовые» жанры средневековой православной музыки - тропарь (хвалебное песнопение, которое исполнялось по праздничному или торжественному поводу; такое сочинение никогда не было самостоятельным произведением, а становилось лишь важной частью большой службы) и канон (музыкально-поэтическая композиция в девяти частях, посвященных, в том числе, покаянию и прославлению). Для каждого музыкального жанра в православном богослужении обязательно отводилось отдельное почетное место.

Духовная музыка Средневековья. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Духовная музыка Средневековья. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Духовная музыка эпохи Средневековья, как и любая другая форма канонического искусства, подчинялась строгим церковно-певческим законам, которые были подробно расписаны в специальном Уставе. Важнейший документ содержал множество точных, подробных указаний, при каких видах служб, в какое время, где, как и в каком порядке необходимо было исполнять (вербально или вокально) те или иные молитвы.

Пение в церкви - занятие непростое, и уже на начальном этапе своего развития оно требовало тщательной, кропотливой, продолжительной подготовки. Будущие певчие попадали в храмы и монастыри в раннем детском возрасте, и там их постепенно обучали профессиональные руководители хоров, тогда называемые доместиками.

Светская музыка средневековой Византии. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Светская музыка средневековой Византии. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Светская византийская средневековая музыка - творческая материя исключительно народного толка, в письменных источниках эти песни не сохранились, а передавались в семьях из поколения в поколение. Хотя бы малейшие представления о ней искусствоведы могли получать, подробно анализируя обнаруженные в последующие периоды европейской истории остатки старинных устных традиций.

Самая древняя византийская рукопись, найденная в землях Святогорья, датирована 1562 годом. Имеющий высокую историческую ценность документ содержит тексты народных песен. Такая музыка - следствие эволюции древнегреческих бытовых сценок с пением и плясками. И стала она частью традиционных для простых европейцев грандиозных праздничных гуляний.

Иоанн Дамаскин. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Иоанн Дамаскин. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Одним из первых гимнографов признан широко известный христианский святой Иоанн Дамаскин. Вслед за ним появились такие выдающиеся светские и духовные музыканты и поэты, как святой Косьма Сладкопевец, братья Феофан и Федор, святой Иосиф Гимнограф, святой Федор Студит, монахини Фёкла и Кассиана, императоры Константин Багрянородный и Лев Мудрый, священник Иоанн Плусиадинос, иеромонах Гавриил и многие другие. Эти авторы оставили после себя не только колоссальное творческое наследие, но и бесценные учебники по церковному песнопению на византийский манер.

Очередной знаковый этап в развитии музыкальной культуры ориентального христианского мира приходится на промежуток между XII и серединой XV века. Большинство музыковедов сходятся во мнении, что это был период расцвета византийского вокального искусства. Такая гипотеза неслучайна, поскольку именно в XII столетии наступило славное время творчества великих певцов, называемых «Маисторами», то есть мастерами (до этого богословские тексты чаще всего исполняли люди, которые сами их написали).

Главной задачей новоявленных специалистов-виртуозов было по-новому исполнять давно уже существовавшие канонические тексты. Для дальнейшей популярности подобных музыкальных шедевров требовался глоток свежего воздуха в славных традициях исполнительского искусства, который требовалось вносить с учетом постоянно меняющихся духовных и эстетических идеалов общества.

Источник: http://artrepriza.com/mem/2227-muzykalnoe-iskusstvo-vizantii-chast-pervaya.html

#средневековье

#средневековая европа

#византия

#история музыки

#музыка