Найти тему
Основной аэродром

📅 Уникальный планер-топливозаправщик и первый полёт самолёта PZL-130 Orlik. «День в истории авиации» №94 (11—17 октября)

Оглавление

Первый истребитель Австро-Венгрии, одномоторный Junkers Ju 52 и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

11 октября

11 октября 1944 года — первый полёт планера-топливозаправщика Cornelius XFG-1. /США/

В 1943 году ВВС США подумали, что хорошо бы иметь дозаправлять бомбардировщики во время дальних полётов. Одна из идей заключалась в использовании планера-топливозаправщика. Бомбардировщик должен был тащить его за собой, постепенно перекачивая топливо. Реализовать проект под названием XFG-1 взялся инженер Джордж Корнелиус (George Cornelius) и его компания Cornelius Aircraft.

Корнелиус был известен своей любовью к самолётам нетрадиционных схем, поэтому XFG-1 представлял собой высокоплан с крылом отрицательной стреловидности (3˚ или 7˚, выставляли перед полётом), без горизонтальных стабилизаторов и с неубираемыми шасси. Управлял им 1 пилот, но рассматривался и беспилотный вариант.

Выпустили всего 2 экземпляра Cornelius XFG-1, один из которых был потерян при аварии. Они выполнили 32 полёта и отработали управление самолётом такой схемы. Проект закрыли после окончания Второй мировой войны.

12 октября

12 октября 1984 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта PZL-130 Orlik. /Польша/

К началу 1980-х годов ВВС Польской Народной Республики нуждались в новом учебно-тренировочном самолёте. Его проект был представлен в 1981 году в конструкторском бюро авиастроительного завода PZL "Warszawa-Okęcie" в Варшаве. Самолёт получил обозначение PZL-130 Orlik и должен был имитировать лётные характеристики боевого реактивного самолёта.

PZL-130 был двухместным низкопланом с убираемым шасси. В версии PZL-130TC II Orlik оснащался турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-25C мощностью 750 л.с. (на прототипе стоял советский поршневой двигатель М-14П, 360 л.с.) Максимальная скорость — 550 км/ч, дальность полёта — 2200 км. Под крылом было 6 точек для подвеса вооружения массой до 700 кг.

Испытания и доработки самолёта заняли 8 лет. С 1992 по 2002 год было выпущено 50 единиц PZL-130 Orlik всех вариантов. Сегодня они проходят модернизацию и стоят на вооружении ВВС Польши.

13 октября

13 октября 1930 года — первый полёт транспортного самолёт Junkers Ju 52/1m. /Германия/

Авиакомпания Junkers Luftverkehr Persien, входившая в Junkers Flugzeug- und Motorenwerke, в 1929 году предложила разработать новый транспортный самолёт. Основные требования — перевозка 2 тонн груза на расстояние 800 км. Работу над проектом Ju 52/1m начала команда инженеров во главе с Эрнстом Зинделем (Ernst Zindel).

Это был цельнометаллический низкоплан с неубираемым шасси (колёсным, лыжным или поплавковым) и типичной для Junkers гофрированной дюралюминиевой обшивкой. Оснащался двигателем BMW VII (504 л.с.) Крейсерская скорость — 165 км/ч, дальность полёта — 1500 км. Брал на борт 15 пассажиров или 2170 кг груза.

Ju 52/1m не стал особо успешным — построили всего 7 самолётов. Причина банальна — одного двигателя было мало как по мощности, так и в плане безопасности. Поэтому Зиндель переделал Ju 52/1m в трёхмоторный самолёт. Так появился знаменитый и гораздо более успешный Ju 52/3m.

14 октября

14 октября 1974 года — первый полёт лёгкого самолёта Rohr 2-175. /США/

Бёрт Рейнс (Burt Raynes), президент аэрокосмической компании Rohr Industries, в 1974 году решил выйти на рынок лёгкой авиации. Для разработки первого самолёта пригласили известного конструктора Уолтера Муни (Walter E. Mooney). Проект получил обозначение 71X, но позже был переименован в 2-175.

Муни спроектировал низкоплан с треугольным крылом и неубираемым шасси. Самолёт был выполнен из армированного стекловолокном пластика. Двигатель Lycoming (150 л.с.) вращал толкающий винт в кольцевом обтекателе. Название 2-175 означало, что в самолёте 2 места для пилота и пассажира и его скорость 175 миль/ч (281,63 км/ч)

Rohr 2-175 хорошо показал себя во время испытательных полётов. Но у Rohr Industries начались финансовые проблемы и проект пришлось свернуть. Успели построить лишь 2 летающих прототипа и 1 самолёт для наземных испытаний. Они (а также вся проектная документация) были утилизированы.

15 октября

15 октября 1936 года — первый полёт поршневого истребителя Nakajima Ki-27 (он же Тип 97). /Япония/

В 1935 году ВВС японской армии объявили конкурс на разработку нового истребителя. Он должен был заменить устаревший биплан Kawasaki Ki-10. Среди трёх компаний, подавших свои проекты на конкурс, была и Nakajima со своим истребителем Ki-27.

Это был одноместный цельнометаллический низкоплан с неубираемым шасси. Двигатель Nakajima Kotobuki (650 л.с.) позволял развить скорость до 444 км/ч. Боевой радиус — 627 км. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта Type 89 на ранних моделях и 12,7-мм пулемёт Ho-103 + 7,7-мм пулемёт на поздних. Также мог нести 4 × 25-кг бомбы.

Испытания показали, что Ki-27 уступал истребителям других компания в скорости, но заметно превосходил их по манёвренности. В 1937 году его приняли на вооружение под обозначением Тип 97. Выпустили 3368 истребителей Ki-27. Кроме Японии, они стояли на вооружении ВВС Маньчжоу-Го, Таиланда, Китая и Индонезии.

16 октября

16 октября 1916 года — первый полёт истребителя Österreichische Aviatik D.I (он же Berg D.I). /Австро-Венгрия/

Летом 1916 года главным конструктором компании Österreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik стал немецкий инженер Юлиус фон Берг (Julius von Berg). Одним из первых его проектов был одноместный истребитель, получивший обозначение D.I. Работа над ним началась в августе 1916 года и была закончена за 2 месяца.

D.I представлял собой типичный для тех лет биплан с неубираемым шасси. На самолётах серии 38 устанавливался двигатель Austro-Daimler 6 (197 л.с.) Максимальная скорость — 185 км/ч, топлива хватало на 2,5 часа полёта. Вооружение состояло из 2 × 8-мм пулемётов Schwarzlose MG M.07/12.

Хотя первый полёт D.I и окончился аварией, самолёт довели до серийного производства. Он стал первым серийным австро-венгерским истребителем собственной разработки. Всего выпустили свыше 700 истребителей, которые активно использовались до самого конца Первой мировой войны.

17 октября

17 октября 1931 года — первый полёт бомбардировщика Dornier Do Y. /Германия/

В 1930 году компания Dornier Flugzeugwerke и конструктор Клод Дорнье (Claude Dornier) начали работу над новым самолётом. Он задумывался как дальнейшее развитие бомбардировщика Do P. Из-за ограничений Версальского мирного договора самолёт представили как грузо-пассажирский. Но проектом заинтересовалось Королевство Югославии, искавшее бомбардировщики для своих ВВС. Так самолёт получил своё обозначение — Do Y (Y — Yougoslavie).

Это был несуразный цельнометаллический высокоплан с неубираемым шасси. 2 × двигателя Gnome-Rhône 9Kers (600 л.с.) были установлены в крыльевых мотогондолах, ещё один разместили сверху фюзеляжа. Максимальная скорость — 300 км/ч, дальность полёта — 1500 км. Вооружение — 5 × 7,7-мм пулемётов + 1,2 тонны бомб.

Всего построили 4 бомбардировщика Do Y. Они стояли на вооружении Королевских ВВС Югославии до 1939 года. Позднее были переоборудованы в транспортные самолёты.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории