(книга «Больше, чем тире»)
Ну, попробую рассказать кое-что о традициях, градации и, собственно связанной с этим, и субординацией в нашем Калининградском Высшем Военно-морском училище периода 1987 – 1992 годов. Что-то там осталось до сих пор. Что-то умерло ещё до нашего прихода, а что-то позднее было привнесено и нового. Непростое это дело – сохранение традиций, но я всё-таки попробую о них рассказать. Так что, если я где-то буду по мнению курсантов (различных поколений) не точен, то не обессудьте – у каждого поколения и выпуска своя – уникальная – точка зрения на этот счёт. Так что я рассказываю про то, что было у нас. Но начну это повествование со слов одного почтенного офицера нашего училища, который однажды нам сказал: «Товарищи курсанты, запомните, что годковщину на флоте ещё никто не отменял!»
Замечательное и удивительное наше военно-морское королевство имело свои законы, свои традиции и свой особый уклад, который лишь немногим отличался от уклада страны Советов, располагавшейся за высоким темно-зелёным забором, но эти отличия играли очень важную и можно сказать первостепенную роль в нашей жизни.
Ну, во-первых, что же такое «годковщина». Этот термин происходит от слова «год», а не «гад». То есть старшие всегда главенствуют над младшими. Но! Здесь я особенно подчёркиваю это «НО»!
В нашей системе годковщина была весьма учтивой, довольно интеллигентной и непременно интеллектуальной и потому она была особенно изощрённой и изысканной. Главный принцип так называемого училищного табеля о рангах – только предельная уставная корректность, замешанная на многовековых флотских традициях и взаимном уважении. В системе культивировалась особая градация, конечно же неофициальная, всех ступеней и степеней развития курсанта. Но прежде всего, я дам определение, что же такое представляет из себя субстанция биомассы, именуемая курсантом.
В переводе с сокращенного КУРСАНТ есть Колоссальная Универсальная Рабочая Сила, Абсолютно Нежелающая Трудиться. На самом деле курсант – это своеобразный сгусток опасной энергии, наделённый физической силой и интеллектом, способный сублимировать самым неожиданным способом, как с точки зрения физики, так и в области психологии. Морской курсант способен из твердого состояния глубокого сна (будь то ночной сон, либо сон на лекции или на самоподготовке) перейти сразу же в газообразное состояние, минуя жидкое. То есть в случае внезапной тревоги или грозящей опасности он мгновенно растворяется в воздухе, мимикрируя под окружающую среду. И офицерам-наставникам постоянно приходится сублимировать курсанта, направляя его неуёмную энергию и страстные порывы мятущейся души в мирное русло созидания. Курсант - существо доброе, творческое, местами сознательное и иногда циничное. Хотя курсанту также свойственны нежность, милосердие, самоотверженность, целеустремлённость, а также непредсказуемость, вызванная глубоким чувством юмора. А ещё курсанты очень любят живую природу, младших друзей человечества, живопись и музыку.
Но я перейду к кастовой градации в нашей системе. Итак.
При проникновении на территорию училища среднестатистического гражданского обывателя нелепо-прыщавой наружности с хиповатой шевелюрой на голове, желающего стать в далёкой перспективе морским офицером, после сдачи документов в приёмную комиссию, он сразу же переходит в состояние абитуриента или «Абитуры», о чём свидетельствует пришитый к его одежде тряпичный шильдик с четырёхзначным порядковым номером кандидата в курсанты.
Абитура.
Абитура – это такое своеобразное физическое тело, представляющее собой совсем неопытную и непуганую прыщавую недоросль предпризывного возраста с огромными розовыми очками на узкой переносице, недавно окончившая десятый класс средней школы, и кратковременно оторвавшаяся от маминой юбки. Это тело искренне и неистово верит в то, что весь мир принадлежит только ему и именно ради него всё вокруг движется и шевелится. Абитуриент пока что ещё абсолютно не пуган. Ни страх, ни осторожность ему пока ещё незнакомы, и поэтому он не ведает, что творит. Как всякий свежий выпускник средней школы абитуриент всё ещё слегка вальяжен, и кажется себе очень взрослым, хотя он так неосмотрительно наивен. Абитуриента пока ничем и никем нельзя напугать до смерти, хотя абитуриента селят не в здании, а в обыкновенной армейской палатке, но сей факт абитуриент воспринимает, как продолжение игры в "Зарницу".
Абитуриента иногда уже можно заставить выполнять примитивную физическую работу «плоское - катать, а круглое – таскать», а также перемещаться по территории училища организованным разноцветным строем и прислушиваться к словам мичмана или офицера. Эти первые поручения и задания абитуриенты называют флотской «романтикой», загадочно при этом закатывая глаза, словно в предоргазменном экстазе. Всем своим поведением абитуриент показывает, что это именно ОН осчастливил данное учебное заведение своим милостивым соизволением учиться в суровых стенах альма-матер. Но после первого же экзамена подобная спесь немного сползает с надменно-наивного лица бывшего выпускника средней школы, как сползает со змеи старая ненужная шкурка во время линьки. Линяет и абитуриент.
После сдачи экзаменов и после строгого отсева, удачливому абитуриенту объявляют о причащении его к ликам счастливчиков этого года. И вот свежезачисленный бывший кандидат радостно бежит сначала в училищную парикмахерскую. В парикмахерской счастливчик принимает постриг под ноль, а потом он, свистя ушами на ветру, стремглав мчится на вещевой склад. Там складские работники в темно-фиолетовых халатах равнодушно и обыденно выдают ему тяжелые флотские юфтевые ботинки, именуемые на флоте «гады», пропахшую нафталином не совсем новую, но хрустящую от предварительной стирки тёмно-синюю робу – флотское рабочее платье, и заветную мечту всех тогдашних мальчишек - пару тельняшек. Тельняшка для бывшего абитуриента - это как ошейник для собаки или портфель для чиновника - особый предмет гордости. И обязательно бывшей абитуре вместе с носками и трусами фасона «а-ля семейки» уставного цвета, выдаётся тёмно-синий берет с красной звездочкой во лбу. На самом деле, берет – это ни что иное, как старый постиранный вместе с флотской синей робишкой некогда белый чехол от обыкновенной бескозырки.
Он называется блином или чепцом, но чаще всего его называют плевком. С натягиванием этого блина на лысую, словно кабачок, голову абитуриент плавно переходит из состояния «Абитура» в аморфно-военную субстанцию «слон», «чпок» или «плевок» - по названию головного убора.
Важное замечание. Не следует путать «слона» со «слоником», ибо слоник – это любимая элитарная курсантская гимнастическая игра со множеством силовых приёмов (я про неё вам уже рассказывал). А слово «чпок» не путайте со словом «ЧЕПОК» - это сокращённое название курсантского кафе – «Чрезвычайная Ежедневная Помощь Оголодавшего Курсанта». Итак, бывший абитуриент, а ныне «слон» переходит в состояние курса молодого бойца сокращённо именуемое как КМБ.
Слон.
КМБшников в училище всегда называют по-разному. Ну как я говорил ранее это и «слоны», и «чпоки», и «плевки». Но никогда их не называли «дУхами». Нас же называли «слонами». Так вот на КМБ бывшие абитуриенты получают по своим розовым очкам юношеской наивности первые удары, наносимые суровой деревянной палицей флотской реальности. Причём эти удары наносятся, как правило, хлёстко, беззастенчиво и обязательно наотмашь. Очки трескаются, их осколки не только царапают всё ещё наивную душу полувоенного тела, но и обязательно глубоко ранят его проникая в самое сердце. Это тело уже не гражданское, но ещё далеко не военное. Оно превращается в пластелинообразное туловище и уже начинает испытывать вдобавок к первым признакам страха что-то алогично флотское, местами иногда необъяснимое и на первый взгляд абсурдное. Прилично называемое – «дубизм».
Про такое состояние у молодых курсантов всегда на языке вертится одна и та же присказка: «Мы с дедом за дровами!». Был в наше карасёвское (первокурсников ещё называют "карасями", кстати, карасями на флоте называются ещё и носки) время очень популярным такой анекдот. Когда курсант-внучок-первокурсник, приехав на побывку в родное село, попытался рассказать своему непонятливому дедушке об особенностях флотской жизни. Но дедуля никак не хотел понимать и принимать термин «дубизм». Тогда внучок пообещал ему показать это на одном примере. И вот часа в три ночи он будит своего деда и идет с ним на площадь к церкви. Там он забирается на звонницу и начинает неистово бить в колокола. Испуганные жители села собираются на площади и вдруг с колокольни до них доносится громкий голос курсанта:
- Внимание, деревня! Сейчас мы с дедом едем за дровами! Остальные - «Вольно! Разойдись!».
Ну, так вот. Ко всем этим новобранческим чувствам ещё добавляются первые приступы голода и жуткой изжоги, вызванной казённой уставной военно-морской кухней. Кстати именно в те дни был найден действенный способ борьбы с изжогой. На маленький кусочек чёрного хлеба стряхивается пепел от сигарет. А потом этот деликатес отправляется в рот и запивается большим количеством воды. Довольно-таки грубовато, но зато эффективно.
Лысые КМБшники ежедневно обязаны безропотно и с мазохистским воодушевлением отдаваться строевым занятиям по четыре-пять часов на строевом плацу под палящим солнцем или под дождём, отрабатывая строевой шаг и прочие строевые приёмы для передвижения по планете Земля. Если у «слона» не совсем получается, то для него проводятся дополнительные факультативные занятия после ужина, способствующие не только зверскому аппетиту, но и мертвецкому сну. Кроме строевых занятий, для КМБшников проводятся занятия по воинским уставам, а также по прочим общевоинским наукам. Начинаются первые интересные лекции по устройству и живучести корабля, где руководителем был капитан 2 ранга Зятчин Владимир Михайлович. Первую лекцию для нас он начал с лёгкой прибаутки: «У моряка такая участь – всю жизнь бороться за живучесть!». Как прожжённый корабел с тонким и лаконичным юмором он проводил свои занятия легко и интересно. Он очень любил курсантов, которые на практических занятиях в дивизионе учебных катеров, словно воробышки прыгали по учебному катеру и донимали его вопросами – а это что, а как это называется и для чего это нужно?
И он, купаясь в лучах своей славы и курсантского признания, терпеливо рассказывал и объяснял устройство корабля. А нерадивых курсантов он просто журил и называл, нет не обзывал, а называл предметами корабельного такелажа и хозяйства. Причём он ни разу не повторялся в своих терминах и жонглировал ими легко и непринуждённо, называя одного оболдуя «топриком недоделанным», а другого «ржавым канифас-блоком». Хотя топрик – это всего лишь тросик соединяющий две шлюп-балки, а канифас-блок мы часто видим у обыкновенных подъёмных кранов – ну такой с крюком, за который цепляют грузы.
В это же время начинаются занятия по корабельным уставам, по стрелковому делу и занятия по радиационно-химическому мастерству. Кстати именно в этот месяц слоны понимают, как были нужны и важны занятия по Начальной Военной Подготовке в средней школе. И вот, где-то за неделю до принятия присяги всем лысым будущим курсантам, которые прошли сквозь горнило КМБ выдается настоящий флотский аттестат. На этом этапе всё-таки пара десятков человек, не выдержав тепличных условий жизни в армейских палатках, всё же отчисляются.
Так вот. Аттестат – это не бумажечка с печаточкой и вензелем начальничка. Это полный набор флотского обмундирования. И в добавок, полувоенному туловищу наконец-то выдают чёрную пилотку, которую боец сможет гордо носить на своей арбузикоподобной голове вместо «плевка» сразу же после принятия присяги. Но самое главное – это первая парадная курсантская форма. Хромовые ботинки – хромачи, которые после месяца ношения гадов, кажутся балетными пуантами или гимнастическими чешками. Суконные черные брюки, темно-синяя суконная фланка, белый ремень и белые перчатки.
И вот, спустя неделю, после сдачи всех зачетов наступает заветное последнее воскресенье августа, когда все торжественно-лысые и сильно перепуганные туловища выстраиваются на плацу и под взглядами родственников, гостей и прочих зевак принимают военную присягу перед строем своих товарищей.
И вот с этой самой минуты курс молодого бойца завершается и бойцы из низшего сословия «слонов-плевков» лёгким пенделем перелетают в разряд первокурсников.
Но об этом - в следующей части.
Продолжение следует.
© Алексей Сафронкин 2021
Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.
Описание всех книг канала находится здесь.
Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.