Автор: Крыс Питерский.
Главная проблема любого социального конфликта - “принцип удава”. Вот есть несомненно живая, ползающая хрень, но где у него шея, где хвост - фиг разберешь. То же самое с человеческими разборками - кто-то когда-то кого-то обидел, последовала ответка, на нее - другая. А в итоге - “ни коровы, ни бабки, все мертвые - и судить некого!” И что самое грустное - несмотря на любое количество пролитой крови - все остаются при своем мнении.
Именно поэтому так важно рассказывать о чужих историях - чтобы кто-то мог задуматься о своих. Этим и займемся. Добро пожаловать в Талсу!
Впрочем, хорошая история требует предисловия. Примерно 60 лет назад до наших событий... После окончания Гражданской войны и принятия 13 поправки к Конституции рабство было отменено. Фактически, как это часто бывает, политики выпили шампанского, сказали речей и сделали вид, что история закончена - но она только начиналась.
Вместо провозглашенной идиллии равенства и братства, молодое государство получило в нагрузку миллионы черных граждан - наделенных отныне кой-какими правами, но совершенно не обеспеченные гарантиями соблюдения этих самых прав - равно, как и средствами к проживанию. К тому же, обремененные долго накапливавшимся багажом взаимных предрассудков.
Естественно, что решать эту проблему никто не собирался, а когда начались первые проблемы - а они начались практически немедленно, правительство южных штатов отреагировало на них в виде т.н. “законов Джима Кроу”. От штата к штату их содержание могло различаться, но смысл был один - равны все, но есть те, кто равнее. Черным ограничивался доступ к выборам (справедливости ради, стоит отметить, что на конец XIX века американский закон был селективен и к белым избирателям - настоящее всеобщее голосование только маячило на горизонте), вводились ограничительные практики на транспорте, в публичных местах. Что особо иронично - вводились довольно серьезные препятствия в области образования. Учитывая, что одной из главных проблем социализации бывших рабов была их (удивительно, не правда ли?) почти поголовная безграмотность, поставить заслон в школы чернокожим на радость белым родителям, не желающим, чтобы их дети пачкались о безграмотное черное отребье - это было крайне мудрое и дальновидное решение.
Стоит отметить, что негры еще не имели в своих рядах пацифистов типа Мартина Лютера Кинга, так что ответили соответствено. Те, кто не хотели вкалывать батраками на фактически прежних условиях - выбрали другой путь. Преступность в южных штатах стабильно подпитывалась силами бывших невольников. У простого обывателя, не вникавшего в социологические тонкости вполне себе не на пустом месте создавался образ негра как лентяя, грабителя и насильника. Конечно, мы, на уровне постзнания, можем понять, откуда все это росло, но обывателю от этого было не легче.
Еще одной порцией масла в огонь стало окончание первой мировой войны. Чернокожие подразделения армии США были относительно немногочисленны, и отношение к их использованию было, мягко говоря, разным. Но факт остается фактом - на Родину вернулись тысячи мужчин, с оружием в руках эту самую Родину защищавшие. Стоит ли говорить, что у них были определенные ожидания по поводу отношения к себе? Но, как это случается после завершения любой войны, Родина предпочла быстренько забыть своих ветеранов (любого цвета), замела под ковер, отпраздновав победу - и продолжила жить дальше. Думаю, объяснять что чернокожим ветеранам, которые искренне рассчитывали на то, что смогли кой-чего доказать “белым дьяволам” - было обидно вдвойне. И вот тут экспозиция заканчивается, и мы, наконец, въезжаем в Талсу…
Город Талса, штат Оклахома. Черный район Гринвуд. Если вы сейчас представили себе тарантинообразное черное гетто, забудьте. Гринвуд был мечтой умеренного расиста - местом, где чернокожие жили отдельно от белых и при этом много и упорно работали. Большинство его населения составляли вполне себе респектабельные граждане США - многие из них работали в буйно растущей банковской сфере и представляли из себя “крепкий средний класс”. Район мог похвастаться вполне респектабельными отелями, библиотеками (кто припомнил стереотипы о черных?), двумя (!) газетами. Его жители, гордящиеся званием района “Черный Уолл-стрит” имели все основания думать, что переломили бытовавшие предрассудки. Негры в дорогих костюмах, на хорошей должности, блюдущие закон - что еще надо, чтобы их признали за полноценных граждан?
Все рухнуло 30 мая 1921 года. Трагически неуклюжий (разумеется, чернокожий) чистильщик обуви Дик Роуленд, выходя из лифта, сотворил нечто с белой Сарой Пейдж. Наступил ли он ей на ногу, или споткнувшись, схватил за руку - история умалчивает. Ну, оступился, ну схватил - бывает.
Но карусель уже покатилась. Некий безымянный сотрудник, услышав вскрик девушки, разнес по округе весть о том, как “грязный ниггер пытался изнасиловать белую женщину”. Газета Talsa Tribune с превеликим удовольствием опубликовала “жареный” материал, и понеслась. Полиция отправилась искать Роуленда. Справедливости ради - не только для ареста, но и для того, чтобы сберечь от суда народного - быстрого, но не всегда правого. У них это даже получилось - 31 мая “озверевший трогатель белых девушек” был задержан.
Тут стоит на секунду прерваться - и отдать должное девушке. Сара ни в одном из допросов, даже впоследствии (а тут уже можно было бы простить ей некоторую слабость) никогда не обвиняла Дика в чем-то противоестественном. Фактически, она все время всем повторяла, что просто испугалась негра. Ну, бывает.
Дальнейшие события омерзительны и поучительны, но интересны в своих подробностях лишь энтузиастам. Поэтому ограничимся краткой сводкой событий. Уже помянутая газетенка (не имея, повторюсь, никаких существенных данных) призвала к самосуду. Под который, разумеется, собралась толпа должных размеров. Шериф Талсы Уиллард МакКеллог (честь ему и хвала!) послал собравшихся по определенному адресу и перевел несчастного чистильщика в отдельную камеру под вооруженную охрану. Но увы, спираль насилия уже закрутилась.
К зданию суда прибыла группа вооруженных чернокожих ветеранов, которые предложили свою помощь в охране Роуленда. Вполне логичное решение, не так ли? Зато имевшее свои последствия. Ветеранам было отказано (тут, простите, я на стороне шерифа).Но белые сделали свои выводы - негры слишком обнаглели. Пора, как говорится, гасить. Толпа начала с того, что попыталась ворваться в арсенал Национальной гвардии (спойлер: не получилось). Стычка намечалась серьезная….
Дальше последовало некое количество смутных переговоров и намеков, разбирать которые мы не намерены. Факт - началась стрельба. В начале произошла стычка белых активистов и черных ветеранов - открывшая счет жертв, и не в пользу белых. Черные ветераны оказались метче. После оставшихся на улице 12 трупов дальнейшее побоище было неизбежно - но даже в тот момент вряд ли кто-то предполагал, каким оно будет…
Кнопка сработала. Белые, имея численное преимущество, начали наступать. К тому же - залпы черных дали повод. Начался разгром Гринвуда. Описание боевых действий было бы достойно любых фронтовых сводок - увы, размер статьи не позволяет привести его полностью. Заметим лишь, что нападавшие действовали весьма организованно, используя автомобили и ... пулеметы. Очень быстро к ним пристроились быстро смекавшие мародеры. Квартал уничтожался подчистую. Дома сжигались, жители - ну как повезет… Часть наивных поселенцев пытались защищать свой дом с оружием в руках но в итоге… Просто читайте статистику, которую я приведу чуть позже. Разверзнулся Ад на земле. Но еще не до конца…
У части нападавших белых были лицензии пилотов. И они их разумно использовали. С взлетавших с пригородного аэродрома Кёртисс-СаутВес на Гринвуд сыпались самодельные (вопрос, откуда их столько взялось - оставим криптологам) бомбы. Гринвуд пылал. Тушить его, разумеется, было некому. Негритянский Уолл-стрит был уничтожен. Вишенкой на торте стал переход на сторону нападавших прибывших для урегулирования войск Национальной гвардии.
После погрома в Талсе (что логично), чернокожее население покинуло город. Судебное расследование… Чуточку досталось начальнику местной полиции, но есть мнение, что за ним уже и так слишком много чего водилось. Жертвы? По оценкам Красного Креста (наиболее убедительное из официальных) - около четырех сотен погибших. Официальные числа смешат настолько, что я даже не буду их приводить.
Итог? Прост и беспощаден. Главная проблема социальных конфликтов - они обезличивают участников. И позволяют, при случае взяться за ружье по удобному поводу. Люди свято верят в коллективную вину и забывают про все остальное. Были ли у абстрактного белого американца начала XX века поводы остерегаться чернокожих? Были. Были ли у жителей Гринвуда поводы считать, что они достопочтенные граждане? Тоже. Были ли у жителей Талсы основания устраивать бойню из-за неуклюжего парнишки? В итоге - получилось то, что получилось…
Но все это Америка, чуждая страна. А на следующей неделе мы поговорим о родном. Об антисемитизме, а конкретнее - о самом ярком и противоречивом его представителе в бурном ландшафте рубежа XIX-XX вв. - Василии Шульгине. Искренне жду встречи.
Отдельное спасибо автор выражает пользователю Пикакбу Ltdantaylor, без помощи и вдохновения которого данная статья не состоялась бы.