Интересно, что в странах «первого мира» совсем непопулярны те режиссёры кино, которые в России имеют огромную популярность среди народа. Ну, например, на Западе практически никто не знает таких безумно популярных режиссёров в России, как Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Марк Захаров и др. Их фильмы "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев", "Гараж" или "Кин-дза-дза" практически никому не знакомы в Европе и Америке. А вот те режиссёры кино, которых в России публика не особо жалует, не понимает или совершенно к ним безразлична, имеют огромную популярность на Западе. Не все, разумеется, а самые достойные. Кто эти люди?
Ну, например режиссёры Андрей Тарковский и Сергей Параджанов, Александр Сокуров и Андрей Звягинцев. Будем откровенны: с фильмами этих режиссёров россияне (и вообще жители СНГ) не настолько хорошо знакомы, как с фильмами Гайдая или Рязанова, а зачастую бывает, что некоторые не знакомы вовсе, как в случае с фильмами Параджанова. Ведь все в России и СНГ знают героев фильмов Леонида Гайдая, а кто так же хорошо знает и помнит героев фильмов Параджанова?
Подобный недостаток был замечен как-то мною и за собой. Почему-то я помню все комедии Гайдая, Рязанова, Данелии, Меньшова, Захарова, драмы Натансона, Михалкова, Ростоцкого, детективы Масленникова и даже фильмы Тарковского с Муратовой, а фильмы Паражданова мне не попадались. А ведь Параджанов настолько популярен на Западе, что там ему даже памятник поставили в Амстердаме.
Это упущение было мною исправлено. Фильмы Параджанова довелось посмотреть. И, после просмотренного, могу сказать одно: мне стало понятно, почему они непопулярны в России. Во-первых, я не могу назвать это кино. Кто-то утверждает, что фильмы Параджанова — это советский артхаус. Но это даже и не артхаус. Это нечто совсем иное. Мне кажется, в данном случае больше подходит термин "видеоживопись".
Да, Параджанов — это не режиссёр в классическом или коммерческом понимании этого слова. Параджанов — это, в первую очередь, художник. А посему и кинокартины Параджанова следует смотреть и воспринимать по-другому, нежели привычное для всех кино. На просмотр параджановских картин нужно настроиться, подготовить себя к тому, что это не кино. Или не совсем кино. Что вот сейчас вы не в кинотеатр идёте и не фильм смотреть будете, а сейчас вы идёте в музей, где будете рассматривать живопись, скульптуру и современное искусство. Именно с такой подготовкой, с таким настроем и нужно подходить к просмотру картин Параджанова. Только тогда, когда ко мне пришло осознание этого, картины Параджанова стали смотреться полноценно.
Почему же Параджанов так популярен на Западе, в отличие от советских комедийных режиссёров? Да потому что на Западе хватает своих "Гайдаев" и своих "Рязановых" сполна, комедии на Западе также льются через край (взять хоть Тарантино, хоть Юнебеля с его "Фантомасом", хоть того же великого Чарли Чаплина и ещё десятки имён), а вот своих Параджановых очень мало или нет вовсе. Параджанов — это уникум. Фильмы Параджанова пронизаны не только артхаусом, но и национальным колоритом Кавказа, легендами, красками, нестандартным оригинальным подходом. Ну, много ли на Западе знают про Кавказ? Вопрос риторический. Интересно же. Вот и ценят. При этом в фильмах Параджанова нет политического подтекста, как у фильмов Звягинцева, например, но есть большое искусство, как у великих художников. Именно за него и ценят фильмы Параджанова на Западе. За искусство. А вы что думаете по поводу фильмов Параджанова? Смотрели их?
Что я могу посоветовать тем людям, которые никогда не видели картин Сергея Параджанова, но хотели бы их посмотреть впервые в своей жизни после всего прочитанного? В первую очередь, две его картины: "Цвет граната" (1968) и "Ашик Кериб" (1988). Ставьте лайк, ели вам понравилась эта статья и подписывайтесь на канал. Желаю всем удачного дня!