Начнем с небольшого отступления: помните ли вы Кэтти - очаровательную служанку миледи из фильма "Д'Артаньян и три мушкетера"? Ту, которая пела
Святая Катерина,
Пошли мне дворянина!
Ах, тяга к благородным
У девушки простой.
Актриса Елена Цыплакова ворвалась в кино стремительно и ярко ещё старшеклассницей. К двадцати с небольшим годам в её фильмографии уже были "Не болит голова у дятла", "Шаг навстречу", "Ключ без права передачи", "Школьный вальс", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Приключения принца Флоризеля" и ещё с десяток популярных фильмов, снятых на рубеже 1970-1980-х годов.
Во второй половине 80-х в карьере актрисы наступил некоторый спад, но зато в это время Елена Цыплакова дебютировала как режиссер. Её первым полнометражным фильмом стал "Камышовый рай", вышедший на экраны в октябре 1989 года.
Конец 80-х, времена горбачевской перестройки, - вообще особенное время в истории отечественного кино. Начиная с 1988-го года советский кинозритель как-то вдруг оказался погружен по самые уши в атмосферу суровой правды жизни. Ему единовременно и массированно показали с экрана, что в стране есть люди без определенного места жительства, организованная преступность, проституция, наркоторговля и наркомания, произвол властей и много других неприглядных сторон тогдашней действительности, упоминание о которых долгое время было под запретом.
Сейчас сложно сказать, было ли это инспирировано сверху или же просто "маятник" сам собой качнулся в другую сторону как некая ответная реакция на предшествующие десятилетия оптимистичного соцреализма в нашем кино. Но так или иначе, в 1988-1990 годах на экраны вышло множество фильмов, балансировавших на грани понятия "чернуха" или даже перешедших эту грань.
Большинство этих фильмов ныне уже забыты, но многие остались в памяти зрителей и по сей день - в частности, "Маленькая Вера", "Меня зовут Арлекино", "Игла", "Дорога в ад", "С.Э.Р.", "Катала", "Стеклянный лабиринт", "Авария - дочь мента", "Беспредел", "Остров" (1989 года, режиссер Леонид Квинихидзе - чтобы не путать с одноименным фильмом 2006 года) и другие.
И где-то в этой когорте незабытых - "Камышовый рай".
Сюжет фильма незатейлив - некий бригадир сколачивает команду из бомжей, бродяг, алкоголиков и прочих асоциальных элементов. Работа заключается в том, чтобы рубить камыш в казахстанской степи и делать из него маты. За три месяца обещают полторы тысячи рублей (по советским временам - деньги весьма немалые).
Действительность, однако, оказывается совсем не так радужна. Никаких денег не предвидится, зато начальник лагеря первым делом сжигает паспорта новоприбывших. А ещё здесь есть колючая проволока, бараки, охранники с автоматами, бригадир с кнутом и жесточайшая система наказаний. По сути, это концлагерь, где всё направлено не столько на соблюдение трудовой дисциплины, сколько на то, чтобы выбить из работяг остатки человеческого достоинства и низвести их до скотского состояния.
Предлагая одному из новой бригады стать охранником, начальник аргументирует это так:
Выбор-то у тебя невелик. Либо ты баран, либо ты пастух.
Дальше пересказывать не буду - кто захочет, тот посмотрит (либо уже посмотрел). Фильм очень тяжелый, но снят прекрасно.
А я хочу сказать о другом.
"Камышовый рай" - фильм, как сказали бы теперь, низкобюджетный. Хоть сколько-нибудь известных актеров в нем раз-два - и обчелся. Это молодой, но уже успевший засветиться в "Сказке про влюбленного маляра" и ещё нескольких фильмах Николай Стоцкий, только-только начинавший свою кинокарьеру и перешагнувший сорокалетний рубеж Александр Буреев, снимавшийся немало, но в основном в ролях второго-третьего плана Валерий Кравченко - вот, пожалуй, и всё.
Полистайте галерею - многих ли вы знаете в лицо или по именам?..
А между тем сыграли все мастерски. И живой, подвижный, как ртуть молдавский актер Ион Аракелу, и сохраняющий интеллигентные манеры даже в таком амплуа Иосиф Рыклин, и чрезвычайно убедительный в роли подонка Виктор Поморцев, и не менее органичный в роли охранника-садиста по кличке "Весельчак" Владимир Виноградов, и сыгравший грубоватого бригадира Игорь Шаповалов, и все остальные.
И за всем этим чувствуется уверенная рука Елены Цыплаковой - ещё молодого, начинающего, но явно знающего свое дело режиссера. Всё-таки школа советского кино - великая вещь...
"Камышовый рай" - сильная, жесткая и страшная история о том, в каких нечеловеческих условиях могут оказаться люди, чья жизнь в какой-то момент дала трещину. О том, что даже на самой нижней ступеньке социальной лестницы приходится делать выбор - смириться ли с состоянием бессловесного раба или же побороться с судьбой. И о том, что к этой борьбе готовы очень немногие...
А самое страшное - в том, что фильм снят на основе реальных событий, сценаристы Игорь Агеев и Сергей Белошников узнали об этом от сотрудников милиции Казахстана. То есть вот такой "камышовый рай" (а вернее, ад) для бомжей действительно существовал - а может, нечто подобное и до сих пор существует? Как-то дико осознавать в начале третьего тысячелетия, что где-то рядом с тобой продолжает жить кусок рабовладельческого строя...
Рассказывая о работе над "Камышовым раем", Елена Цыплакова объяснила выбор темы так:
Об этих несчастных людях, у которых в судьбе в какой-то момент что-то „заклинило“, мне и хотелось сказать. Хотелось сделать фильм про чувство собственного достоинства...
И у неё это получилось. В 1990-м году за эту работу Елена Цыплакова удостоилась приза за лучшую режиссуру на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
#кино #советское кино #кино ссср #советский фильм #перестройка #перестройка в ссср #рабство #современное рабство #хорошее кино
"Спасибо, что дослушали куплеты" ©