В шестидесятые годы полеты были не просто средством передвижения. Это была привилегия, которой пользовались представители элитных слоев общества: их ждали бортовые удобства от люксовых брендов, в полете угощали изысканными блюдами, а обслуживали рейсы бортпроводники, одетые в дизайнерскую одежду.
Если вы летали Air India и были достаточно важны, вы даже могли стать обладателем ограниченной серии пепельниц, созданных всемирно известным художником Сальвадором Дали!
В 1960-х годах Дали был, пожалуй, самым известным художником в мире. Будучи в первую очередь живописцем, его художественный репертуар, который варьировался от причудливого до противоречивого, включал скульптуру, графику, дизайн, архитектуру, кино и фотографию.
Дали, которому тогда было за 60, с его характерными пламенными усами и демонстративным поведением, не проявлял никаких признаков замедления - ни в создании выдающегося искусства, ни в жизни эксцентричного гения. Испанский художник жил в соответствии со своим девизом, который он знаменито озвучил в 1940 году: "Я стараюсь создавать фантастические вещи, волшебные вещи, похожие на сны. Миру нужно больше фантазии. Наша цивилизация слишком механистична. Мы можем сделать фантастическое реальным, и тогда оно будет более реальным, чем то, что существует на самом деле".
Когда компания Air India заказала Дали дизайн пепельницы для авиакомпании, слова этого эксцентричного гения действительно сбылись.
Дамы и господа, пристегните ремни, потому что эта история скоро станет такой же сюрреалистичной, как картины Дали.
В славный век полетов "Махараджа" - очаровательный талисман авиакомпании Air India с огромными усами, полосатым тюрбаном и аквилонским носом - летал высоко, очень высоко. В начале 1960-х годов авиакомпания приобрела свой первый Boeing 707 и стала первым азиатским перевозчиком, который ввел в свой парк реактивные самолеты, а затем стала первой в мире полностью реактивной авиакомпанией. Учитывая ее плачевное, обремененное долгами состояние сегодня, трудно представить, что национальный перевозчик Индии был на вершине цепочки, когда речь шла о роскоши на борту. И все же это было так.
В 1967 году, когда высшее руководство Air India собралось в одном из элитных отелей Нью-Йорка, свита столкнулась с Сальвадором Дали. Отель был его любимым местом отдыха. Представители авиакомпании пригласили его и попросили испанского сюрреалиста создать что-нибудь для Air India, что они могли бы подарить в качестве сувенира нескольким самым ценным клиентам авиакомпании. Сегодня это может показаться невероятным, но в первые годы своего существования Air India была большим знатоком искусства и обладала завидной коллекцией со всего мира.
Дали согласился разработать дизайн пепельницы ограниченной серии - впервые художнику его уровня поручили создать предмет искусства для авиакомпании. И он пообещал им уникальный дизайн, который, по его словам, будет "Двойным изображением".
И она была уникальной! Изготовленная из белого неглазурованного фарфора, пепельница по форме напоминала внешнюю крышку раковины. Ее обвивала змея, которая была вдохновлена одним из браслетов Галы (партнерши и музы Дали с 1929 года, когда художнику было 25 лет, до ее смерти в 1982 году), тем самым, который она носила на портрете "Галарина", написанном Дали в 1945 году. Скульптурная пепельница стояла на трех сюрреалистических ножках, с одной стороны был изображен лебедь, с каждой стороны по голове слона.
В 1946 году, когда Дали работал над этой часто повторяющейся темой в истории изобразительного искусства, испанский художник придал слонам удлиненные, веретенообразные ноги, сюрреалистический отход от общепринятой формы.
С начала 1930-х годов Дали начал осваивать искусство "двойного изображения" - эффект, при котором предмет без малейших образных изменений приобретает совершенно иной вид, если его перевернуть или перевернуть вверх ногами. Пепельница "Лебедь и слон" стала ярким свидетельством гения Дали, где текстуры и формы слона превращались в текстуры и формы лебедя и наоборот при взгляде под разными углами. Так, перевернутый лебедь превращался в слона, а перевернутая голова слона - в лебедя. Кстати, дизайн пепельницы был основан на работе Дали, созданной в 1937 году под названием "Лебеди, отражающие слонов".
Как будто этого недостаточно, есть еще кое-что.
Когда Air India попросила Дали назвать свой гонорар, он просто попросил слона!
Совершенно ошеломленным представителям Air India он сказал: "Я хочу оставить его в моей оливковой роще и наблюдать за узорами теней, которые лунный свет создает через ветки на его спине".
Руководители авиакомпании подумали, что он шутит, но Дали был совершенно серьезен. А почему бы и нет? Те, кто знаком с его творчеством, знают, что слоны и "тающие" часы - два самых известных элемента в его искусстве. Слон был постоянной темой на картинах Дали, и он часто изображал их с удлиненными, веретенообразными ногами, несущими на спине тяжелые обелиски.
Сделка была заключена, и в ходе одного из самых необычных обменов в истории искусства двухлетний слон был перевезен из Бангалора в Женеву самолетом Air India. Слоненка, которого назвали "Большой малыш", сопровождал "махаут" или смотритель. После того как были пройдены таможенные формальности и малыш прибыл в Женеву, его посадили на специальный грузовик для 700-километрового путешествия из Женевы в Кадакес, маленький каталонский городок, где в те дни жил Дали.
В сопровождении своего погонщика слон был доставлен в резиденцию Дали. После этого его провели к стеклянной сцене, в то время как жители города пели и танцевали в праздничном настроении. Мэр Кадакеса объявил трехдневный праздник в честь прибытия индийского слона. Радость жизни продолжалась и во время трехдневного карнавала, который ознаменовался красочным шествием по городу, утопавшему в веселье, забавах и празднествах в течение этих трех дней. Розовое шампанское, любимый напиток Дали, текло свободно, а гостей угощали "шерпа-чаем" - особым напитком, приготовленным из вина и индийского чая.
Дали назвал своего новоприобретенного джамбо Сурусом, в честь мифического боевого слона Ганнибала. Карфагенский военный герой всегда восхищал Дали, и испанский художник сделал акварель по мотивам знаменитого завоевания Ганнибалом римских войск в 218 году до нашей эры, когда он отправился вторгнуться в могущественную Римскую империю малоизвестным сухопутным путем через Альпы.
Этот переход через Альпы на слонах остается одним из самых выдающихся подвигов в военной истории, и Дали хотел пройти по следам Ганнибала, хотя и без военных мотивов. История гласит, что он всерьез подумывал о том, чтобы пересечь Альпы вместе с Сурусом, но Гала убедила его в обратном. Сурус был избавлен от неприятностей и счастливо жил в саду Дали, пока не вырос слишком большим, чтобы оставаться там, и в 1971 году был передан в зоопарк Барселоны.
А что случилось с пепельницами?
Странно, но это примечательное событие не получило широкого освещения и было обойдено несколькими строчками во внутреннем журнале Air India. Количество пепельниц Дали в разных отчетах сильно варьируется, но, похоже, что более 800 из них были изготовлены Limoges, известным французским производителем фарфора. Они были подарены ценным покровителям авиакомпании Air India, включая принца Хуана Карлоса (впоследствии коронованного королем Испании в 1975 году).
Сегодня эти предметы искусства практически невозможно найти, они лежат в частных коллекциях. Странно, но широко не известно, что такие предметы коллекционирования вообще существуют. Тем не менее, несколько экземпляров время от времени появляются на интернет-аукционах; это ваш единственный шанс приобрести Дали и сувенир чего-то еще более сюрреалистичного - частичку славной истории Air India!