В библеистике документальная гипотеза предполагает, что Пятикнижие (также называемое Торой, или первыми пятью книгами еврейской Библии) не было буквально открыто Богом Моисею, а представляет собой сводный отчет из нескольких более поздних документов. В теории выделяются четыре основных источника, обозначенных как "J" (Яхвист), "E" (Элохист), "P" (Священнический) и "D" (Дейтерономный), обычно датируемые девятым или десятым - пятым веками до н. э. Хотя у этой гипотезы было много предшественников, она достигла своего зрелого выражения в конце девятнадцатого века благодаря работам Карла Генриха Графа и Юлиуса Веллхаузена и, таким образом, также упоминается как гипотеза Графа-Веллхаузена.
Документальная гипотеза была уточнена и подвергнута критике более поздними авторами, но ее основные положения остаются широко принятыми современными исследователями Библии. Ортодоксальные евреи и консервативные христиане, однако, обычно отвергают эту теорию, утверждая, что сам Моисей является основным или единственным автором Пятикнижия.
Краткий обзор
Документальная гипотеза предполагает, что Пятикнижие в том виде, в каком оно у нас есть, было создано примерно в пятом веке до н. э. в результате объединения нескольких более ранних документов - каждый со своей собственной точкой зрения, стилем и особыми проблемами - в один. В нем определены четыре основных источника:
- "J", или Яхвист, источник
- "E", или Элохист, источник (позже объединенный с J, чтобы сформировать текст "JE")
- "П", или священнический, источник
- текст "D", или Второзаконие (в котором было еще два основных изменения, в результате чего появились подтексты, известные как Dtr1 и Dtr2)
Гипотеза далее постулирует объединение источников в их нынешнем виде редактором, известным как "R" (для редактора), который добавил редакционные комментарии и переходные отрывки.
Конкретная личность каждого автора остается неизвестной (хотя был предложен ряд кандидатов). Однако текстовые элементы идентифицируют каждый источник с определенным фоном и с определенным периодом еврейской истории. Большинство ученых связывают "J" с южным царством Иудеи примерно в девятом веке до н. э., а "E" - с северным контекстом чуть позже. Оба этих источника были основаны на различных устных традициях, известных их авторам.
В сочетании "Йе" текст, как полагают, были составлены в царство Иудеи после разрушения Израиля Ассирией в 720 году категории В. С. Е. "Р" часто ассоциируется с централизация религиозных реформ царя Езекии иудейского (царствовал с. 716 по 687 г. до н. э.), и "D" с более поздними реформами Иосии (правил с. 641 в 609 г. до н. э.). Считается, что "R" завершил работу, добавив переходные элементы для объединения историй, а также некоторые пояснительные комментарии, спустя некоторое время после того, как еврейские изгнанники вернулись в Иерусалим из Вавилонского изгнания в пятом веке до н. э.
История гипотезы
Традиционные иудейские и христианские верования
Традиционная точка зрения гласит, что Бог открыл Пятикнижие (также называемое Торой) Моисею на горе Синай в устной форме, и что Моисей дословно переписал эту диктовку. Более того, Дусять Заповедей изначально были написаны непосредственно Богом на двух каменных скрижалях. Однако, основываясь на Талмуде (трактат Гит. 60а), некоторые полагают, что Бог, возможно, открывал Тору по частям в течение 40 лет, когда израильтяне, как сообщается, скитались по пустыне.
Эта традиция о том, что Моисей был автором Торы, долгое время поддерживаемая как еврейскими, так и христианскими авторитетами, была почти единодушно подтверждена за несколькими заметными исключениями вплоть до семнадцатого века до н. э.
Раввинская библейская критика
Некоторые традиционные раввинские авторитеты действительно скептически относятся к полному моисееву авторству Торы.
- Сам Талмуд указывает, что Бог продиктовал только первые четыре книги Торы и что Моисей написал Второзаконие своими словами (Талмуд Бавли, Мэг. 31b). Талмуд также утверждает, что особый раздел в Книге Чисел (10:35-36) первоначально был названием отдельной книги, которой больше не существует (Суббота, 115b).
- Признавая, что за тысячелетия в текст вкрались ошибки переписчиков, масоретцы (седьмой-десятый века н. э.) сравнили все дошедшие до нас версии и попытались создать окончательный текст.
- В двенадцатом веке раввин Авраам ибн Эзра заметил, что некоторые части Торы содержат явно анахроничную информацию, которая должна была быть известна только после времен Моисея. Позже раввин Джозеф Бонфис прямо заявил, что Иисус Навин (или какой-то более поздний пророк), должно быть, добавил несколько фраз.
- Также в двенадцатом веке раввин Джозеф бен Исаак отметил близкое сходство между рядом предположительно различных эпизодов в Книге Исход и Книге Чисел. Он выдвинул гипотезу, что эти инциденты представляют собой параллельные традиции, собранные Моисеем, а не отдельные инциденты.
- В тринадцатом веке раввин Езекия бен Маноа заметил те же текстовые аномалии, что и Ибн Эзра, и прокомментировал, что этот раздел Торы "написан с точки зрения будущего".
Просвещение
Барух Спиноза был среди тех, кто подвергался преследованиям за свой скептицизм в отношении библейского откровения
Ряд писателей эпохи Просвещения выразили более серьезные сомнения в традиционном представлении об авторстве Моисея. Например, в шестнадцатом веке Андреас Карлштадт заметил, что стиль повествования о смерти Моисея соответствовал стилю предыдущих частей Второзакония. Он предположил, что тот, кто писал о смерти Моисея, также написал Второзаконие и, возможно, другие части Торы.
К семнадцатому веку некоторые комментаторы прямо утверждали, что Моисей не написал большую часть Пятикнижия. Например: Исаак де ла Пейрер, Барух Спиноза, Ричард Саймон и Джон Хэмпден. Однако эти люди сочли свои работы осужденными и даже запрещенными.
Французский ученый и врач Жан Астрюк впервые ввел термины "элохист" и "иеговист" в 1753 году. Аструк отметил, что в первой главе Книги Бытия для обозначения Бога используется только слово "Элохим", в то время как в других разделах используется слово "Иегова". Он предположил, что Моисей составил повествование о Книге Бытия по более ранним документам, некоторые из которых, возможно, восходят к Аврааму. Он также исследовал возможность обнаружения и разделения этих документов и отнесения их к их первоначальным источникам.
Иоганн Готфрид Эйххорн еще более дифференцировал два главных документа в 1787 году. Однако, ни он, ни Аструком отказано мозаики авторства, и они не анализировали Пятикнижие за книги Исход. Х. Эвальд впервые признал, что документы, которые позже стали известны как "Р" и "Дж", оставили свои следы в других книгах. Ф. туч показало, что "Р" и "J" появились узнаваемо во Джошуа.
У. М. Л. де Ветт присоединил эту гипотезу к более ранней идее о том, что автор(ы) первых четырех книг Пятикнижия не писал Книгу Второзакония. В 1805 году он относил Второзаконие ко времени Иосии (около 621 года до н. э.). Вскоре другие писатели также начали рассматривать эту идею. К 1823 году Эйхорн тоже отказался от притязаний на Моисеево авторство Пятикнижия.
Теории девятнадцатого века
Дальнейшим разработкам теории способствовали Фридрих Блик, Герман Хупфельд, К. Д. Ильген, Август Клостерманн и Карл Генрих Граф. Зрелое выражение документальной гипотезы, однако, обычно приписывают работам Графа и Юлиуса Веллхаузена. Соответственно, ее часто называют гипотезой "Графа-Веллхаузена".
В 1886 году Веллхаузен опубликовал "Пролегомены к истории Израиля", в которых он утверждал, что Библия предоставляет историкам важный источник, но что они не могут воспринимать ее буквально. Он подтвердил, что многие люди писали "шестикнижие" (включая Пятикнижие плюс книгу Иисуса Навина) в течение длительного периода. В частности, он сузил область до четырех различных повествований, которые он определил с помощью вышеупомянутых отчетов Jahwist, Elohist, Deuteronomist и Priestly. Он также предложил редактору, который отредактировал четыре аккаунта в один текст.
Используя более ранние положения, он утверждал, что каждый из этих источников имеет свой собственный словарь, свой собственный подход и проблемы, и что отрывки, первоначально принадлежащие каждому рассказу, обычно можно отличить по различиям в стиле—особенно по имени, используемому для Бога, грамматике и словоупотреблению, политическим предположениям, подразумеваемым в тексте, и интересам автора. Конкретно:
- Источник "J": Здесь имя Бога появляется на иврите как YHWH, которое ученые в наше время транслитерировали как Яхве (в немецком написании используется "J", произносимое как английское "Y"). В некоторых переводах Библии для этого слова используется термин Иегова, но обычно оно переводится как "Господь".
- Источник "Е": Здесь имя Бога - “Элохим” до тех пор, пока Моисею не будет открыто Его истинное имя в Книге Исхода, после чего имя Бога становится ЯХВЕ в обоих источниках.
- Источник "D" или "Dtr". Источник: Источник Книги Второзакония и частей книг Иисуса Навина, Судей, Самуила Царей. Это свидетельствует о сильной озабоченности централизованным богослужением в Иерусалиме и абсолютном неприятии смешанных браков с хананеями или иного смешения израильской культуры с ханаанскими традициями.
- Источник "П": Это священнический материал. Он использует Элохима и Эль-Шаддая как имена Бога и демонстрирует особую заботу о ритуалах, литургии и религиозном праве.
Веллхаузен утверждал, что с точки зрения стиля и богословской точки зрения каждого источника можно сделать важные исторические выводы об авторах и аудитории каждого конкретного источника. Он заметил очевидный переход от относительно неформальных и децентрализованных отношений между людьми и Богом в аккаунте "J" к более формальным и централизованным практикам аккаунтов "D" и "P". Таким образом, источники раскрывают процесс и эволюцию институционализированной израильской религии.
В современную эпоху
Диаграмма, описывающая одно современное обновление оригинальной теории, показывающее влияние "JE" на "D"
Другие ученые быстро отреагировали на документальное понимание происхождения пяти книг Моисея, и в течение нескольких лет это стало преобладающей гипотезой. Хотя последующие исследования отвергли многие более конкретные утверждения Веллхаузена, большинство историков по-прежнему согласны с общей идеей о том, что Пятикнижие имело сложное происхождение.
Пример общепринятого обновления Веллхаузена, версия пришла в 1950 году, когда израильский историк Иехезкель Кауфман опубликовал религии Израиля, от ее зарождения до Вавилонского плена (1960), в которой он утверждал, что источники как "J", "Е", "П" и "D"—в то время как Веллхаузен поставил "Р" после "Д". Точные даты и контексты каждого источника, а также их взаимоотношения друг с другом также много обсуждались.
Последние книги
Ричарда Эллиота Фридмана "Кто написал Библию"? (1981) предлагает очень удобный для читателя и в то же время исчерпывающий аргумент, объясняющий мнения Фридмана относительно возможной личности каждого из этих авторов и, что более важно, почему они написали то, что написали. Книга Гарольда Блума "Книга J" (1990) включает публикацию источника J только в качестве отдельного документа, творчески переведенного соавтором Дэвидом Розенбергом. Блум утверждает, что "Джей", которого он считает литературным гением наравне с Уильямом Шекспиром, была женщиной, жившей во времена короля Ровоама Иуды. Совсем недавно Израиль Финкельштейн (2001) и Уильям Девер (2001) написали по книге, в которой документальная гипотеза соотносится с текущими археологическими исследованиями.
Критика гипотезы
Большинство ортодоксальных иудеев и многие консервативные христиане полностью отвергают документальную гипотезу и принимают традиционное мнение о том, что Моисей, по сути, создал всю Тору.
Еврейские источники, предшествовавшие появлению документальной гипотезы, предлагают альтернативные объяснения стилистических различий и альтернативных божественных имен, из которых возникла гипотеза. Например, некоторые считают имя Яхве (ЯХВЕ) выражением Божьей милости, в то время как Элохим выражает Свою приверженность закону и суду. Традиционная еврейская литература часто цитирует эту концепцию.
За последнее столетие в рамках консервативных научных и религиозных сообществ сложилась целая литература, посвященная опровержению библейской критики в целом и документальной гипотезы в частности.
Почему Создание Пятикнижия предлагает критику гипотезы с критической точки зрения. Библейский археолог У. Ф. Олбрайт заявил, что даже самые ярые сторонники документальной гипотезы должны признать, что никаких ощутимых внешних доказательств существования гипотетических источников "J", "E", "D", "P" не существует. Покойный доктор Йоханан Ахарони в своей работе "Ханаанский Израиль в период израильской оккупации", утверждает, что "современные археологические открытия решительно изменили весь подход библейских критиков" и что более поздние авторы или редакторы не могли собрать или изобрести эти истории через сотни лет после того, как они произошли.
Некоторые исследования утверждают, что демонстрируют литературную последовательность во всем Пятикнижии. Например, компьютерное исследование 1980 года в Еврейском университете в Израиле показало, что Пятикнижие, скорее всего, написал один автор. Однако другие отвергли это исследование по ряду причин, в том числе по тому факту, что один более поздний редактор может переписать текст единым голосом.
Что Вы думаете? Делитесь своим мнением в комментарии. Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше интересного😊
#библия #христианство #религия #бог #боги #наука #политика #археология #история