Смертельная игра, где выбывшие участники умирают по-настоящему. Огромный денежный приз, который достанется победившим. Справедливость, где все равны, но на самом деле ежесекундно проявляется человеческая иерархия. Кровавое шоу, от которого не могут оторваться десятки миллионов зрителей и миллионы фанатов неистово форсят сериал, выводя его на невероятно высокий уровень популярности.
Что не так с «Игрой в кальмара» мы постараемся разобраться в этом видео. Устраивайтесь поудобнее – а мы начинаем.
Прежде всего стоит рассказать о чем, собственно, речь.
Сериал «Игра в кальмара» от стримингового сервиса Netflix стал главным хитом года в Корее и, вполне возможно, в мире. Жестокая социальная драма о смертельных состязаниях за бешеные деньги. Участники игры – люди, погрязшие в долгах из которых не в силах выбраться и, по сути, эти маргиналы уже мертвы для общества. Простой, понятный всем без исключения сюжет, запоминающиеся герои, яркие декорации, азиатский колорит и море крови. Кинематографической, что немаловажно.
Сейчас те, кто не смотрел, заинтересованы, а кто смотрел, самое время взглянуть на свежатину с другой стороны.
Если кого-то восхитила новизна корейского сериала от Netflix «Игра в кальмара» то я вас разочарую – идея не такая уж и новая. Еще в нулевых азиатский кинопром выплюнул на экраны «Королевскую битву», так называемый батл-рояль, где школьники, попавшие в шоу и запертые на острове, мочили друг друга. Первый фильм аудитории зашел неплохо, а второй провалился, на чем батл-рояль и завершился.
Конечно, есть еще немало похожих проектов, известных или локальных, но мы вернемся к «Игре в кальмара» и что же с ним не так. (голодные игри и судная ночь)
Сериал держит внимание зрителя, используя практические все известные приемы. Если вы считаете, что они на вас не работают, то заблуждаетесь. У Netflix огромный опыт в привлечении аудитории и деньги, которые они очень удачно вложили в корейский пранк, который вышел из-под контроля. Прибыль превысила ожидаемые показатели, фанаты смели с полок весь сопутствующий мерч. Особенную популярность «Игра в кальмара» завоевала среди подростков.
Начнем с простого. Декорации яркие и разноцветные, созданные для детей, по которым бегают обреченные взрослые. Да они сменяются грязными улицами, темными подвалами и дождливой серостью ближе к концу, но работают для привлечения и удержания внимания просто идеально. Причем работает это одинаково как и на скептически настроенного тридцатилетнего оболтуса, выросшего на японской анимации, и на только недавно вылезшего из пеленок тринадцатилетку.
Азиатская экзотика и реалистичность тоже мощные магниты. Неизвестно, почему весь мир обожает смотреть как азиаты дохнут пачками. Возможно, на этот вопрос когда-нибудь найдется ответ, но факт остается фактом – это привлекает пристальное внимание. Несмотря на серьезность, порой все выглядит комично.
Не обошлось без откровенно тупых ситуаций. Например, записавшаяся на игру семейная пара, которым очень нужны деньги, но они жить не могут друг без друга. Вернувшись в игру снова и уже зная про компенсацию, они слезодавительно погибают – женщина в игре, мужчина вешается. Идиотский эпизод исключительно для эмоций – насколько нужно быть тупыми, чтобы снова оказаться в смертельной карусели вдвоем? Уже зная правила, достаточно было вернуться мужику, трезво прикинув шанс выиграть или в случае неудачи получить компенсацию. Их не жалко вообще.
Банальнейшая сюжетная ветка с полицейским, проникшим в ряды устраивающих игру. В развязке оказывается, что его пропавший брат организатор кровавого шоу, они стреляют друг в друга, ранят и на этом все обрывается. До этого коп допрашивает богатого зрителя, спонсирующего игру, но к этому мы еще вернемся.
Дальше будет сложнее. Драма заключается в тридцати восьми миллионах долларов, ради них корейцы, объединившись в команды, устраивают по ночам беспощадную резню, сокращая число конкурентов. Участвуют в играх коллективами и ради выживания идут на все. С самого начала понятно, что никакой справедливостью и заявленным: «обеспечением равных шансов на победу» и не пахнет. Победителей в подобной игре нет.
Между играми контекстом подается социальное неравенство корейского общества, финансовая нестабильность, классовая ненависть и прочая коммунистическая чепуха. Еще раз, внимательно: развлекательный стриминговый сервис Netflix в популярном сериале пропихнул социально-политическую повестку.
С этим нужно разобраться поподробнее. Сериал берет на вооружение тему социального неравенства. Все ведущие персонажи — люди, по разным причинам оказавшиеся на обочине жизни, вынужденные обманывать, предавать и даже убивать друг друга ради денег. В 2019 году эту тему уже пробовал корейский фильм «Паразиты», забравший почти все награды «Оскар».
Создатели органично внедрили тему в сериал. Смесь оказалась воистину взрывоопасной и на руку «Игре в кальмара» сыграла захватившая массовую культуру мода на антикапитализм.
С приходом пандемии, которая лишь сильнее обнажила существующую огромную пропасть между представителями разных социальных слоев, усилилось напряжение. Оно пестрит лозунгом: «Ешь богатых» в мемах в соцсетях. Словом, массовая культура готова и на такую жуткую вещь как «Игра в кальмара», что оказалась на вершине волны этого странного тренда.
Проблема в том, что именно эту социальную повесточку шоу использует как оправдание зрелищным пыткам — конфликт между богатыми и нищими здесь обрисован вполне однозначно, но крайне поверхностно и примитивно.
«Игра в кальмара» немедленно подталкивает зрителей к мысли о том, что уймой денег могут владеть только отморозки. Как говорится – бабло побеждает зло.
В тех же «Паразитах», которые, балансируя между комедией и хоррором, демонстрируют ужасы социального расслоения — подчеркивая, что страшен именно классовый разрыв, а не его представители. В «Игре кальмара» богатые стравливают бедных для обеспечения статус-кво, что власть и деньги развращают и лишают человеческого облика — оттого скрывают свои личины охранники комплекса, а VIP-гости и вовсе разгуливают в золотых масках животных.
Вместо хоть немного содержательного диалога о социальных проблемах «Игра в кальмара» делает упор на изощренные пытки своих героев на потеху публике — зрителям мирового телевидения история не менее кровавых реалити-шоу известна.
И главный герой – типичный имбецил и маргинал, промотавший все полимеры на ставках. Это с ним должен себя ассоциировать зритель? Он на том же уровне, что и другие чмошники и шлюхи. Единственная вызывающая участие героиня – беженка из КНДР.
Культурные последствия от сериала без сомнений останутся. Это и безусловное продолжение, многочисленные подражатели, а так же не насытившиеся мерчом фанаты. Тут важно осознать кое-что важное: запрещать сериал нет смысла, и когда появится первый реальный труп по его мотивам, нужно задаться вопросом – а как вообще это стало популярным? Что не так с современным обществом, которое жаждет социального равенства и при этом поднимает на высокий уровень популярности кровавое шоу? Особенно важно понять, почему именно молодое поколение так заинтересовано азиатской экзотикой и не видит свою культуру.
Которой нет и не будет на этом пути в никуда.