На прошедшей неделе родился замечательный писатель, сценарист и знаток итало-американской преступности. А мы рассказываем то, что вы вполне могли не знать о нём и его творчестве.
Марио Пьюзо родился 15 октября 1920 года в Нью-Йорке, в районе, который местные называли «Адская кухня». Вплоть до 70-х его населяла ирландская беднота и он считался криминогенным.
Когда мальчику было 12, его отец-железнодорожник угодил в психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения». Так большая итальянская семья осталась без кормильца. Мама будущего писателя вынуждена была в одиночку поднимать семерых детей. Что, конечно, благополучия в мир юного Марио не добавило, зато закалило его характер и подарило массу воспоминаний, позднее использованных им в собственной прозе.
Подобно своему герою Майклу Корлеоне, Пьюзо успел поучаствовать во Второй мировой. Он отправился добровольцем, воевал в Германии, а после демобилизации закончил городской колледж Нью-Йорка. Это было относительно недорогое высшее учебное заведение.
Пьюзо женился на встреченной им в Европе девушке-немке Эрике. В этом браке у него родилось пятеро детей.
Первый рассказ Пьюзо («Последнее Рождество») был опубликован в журнале American Vanguard в 1950 году. Дебютный роман писателя («Тёмная арена») вышел через пять лет и был автобиографическим. Он о судьбе ветерана Второй мировой, который вернулся в Америку с девушкой, встреченной им в Германии, где ключевой валютой на тот момент являются не марки или доллары, а... сигареты. Роман получил сдержанные похвалы критиков и не пользовался особым успехом. Однако талант прозаика заметен уже там.
Пьюзо на заре карьеры работал редактором в «палп-издательствах», которые выпускали не особо качественную, однако хорошо продающуюся беллетриcтику. Надо отдать ему должное, даже добившись коммерческого успеха, писатель был сдержан в оценках художественных качеств собственной прозы.
«Мне стыдно говорить об этом, но «Крёстного отца» я написал исключительно из того, что сумел найти в другой литературе. Я никогда в жизни не встречал настоящего честного гангстера».
Разумеется, Пьюзо скромничает. Готовясь к работе над текстом, он изучил тонны криминальной хроники, исследований и специальной литературы, посвященной американскому криминалитету середины века. Наверняка помогло ему и знакомство с дном Нью-Йорка из собственного детства.
При этом свой труд сам Пьюзо считал лишь литературной подёнщиной, написанной исключительно ради денег.
Знаменитый роман ввёл в английский язык массу терминов из мира итальянских мафиозо. Все эти консильери, капореджимо, Коза Ностра и омерта были окном в субкультуру, которая была лишь по заголовкам газет знакома американскому обывателю. Роман стал бестселлером, продавшись тиражом в 9 миллионов копий за первые два года, и дождался гениальной экранизации Копполы. Кстати, сценарий к ней писатель создал сам.
Кстати, прототипом Вито Корлеоне была... женщина. Страстное желание любой ценой прокормить и защитить семью, а так же сохранить её сплоченность — все эти черты литературный персонаж унаследовал прямиком от матери писателя Марии.
Литературоведы обратили внимание на ещё одно курьёзное обстоятельство. Дело в том, что семья Корлеоне точно копирует структуру семьи Карамазовых из знаменитого романа Достоевского.
Судите сами. В обоих текстах присутствуют: властный отец и четыре брата — импульсивный старший, склонный к философствованиям, мягкий брат и приемный пасынок / внебрачный сын, который в семье находится на правах служащего.
Вообще про то, как заимствовать и перерабатывать идеи из чужих книг, чтобы вышло уникальное своё, у нас имеется отдельный текст, ссылку на который вы найдете в конце статьи.
В качестве сценариста Пьюзо также создавал сценарии к знаменитому фильму «Супермен» (с Кристофером Ривом в главной роли) 1978 года и его продолжению 1980 года.
Последний роман писателя «Семья» вышел уже после его смерти в 2001 году.
Речь там идет о семействе Родриго Борджиа (также известного как папа Александр VI). Снова властный головорез во главе клана и не уступающие ему дети — жестокие Хуан и Чезаре, коварная отравительница Лукреция и младший Джоффре.
Кради как писатель: уроки талантливого эпигонства
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.