Найти тему
Арарат Петросян

Эрдоган хочет поменять F-35 на F-16. Чем ответит Конгресс?

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в воскресенье заявил, что Турция ведет переговоры с США о покупке истребителей F-16.

Выступая перед журналистами перед вылетом в Западную Африку, Эрдоган сказал, что Турция хочет вернуть свои инвестиции сделанные в проект по закупке F-35, и что переговоры по этому вопросу продолжаются.

Реджеп Эрдоган
Реджеп Эрдоган

«Мы заплатили 1,4 млрд долларов за F-35, и США сделали такое предложение в обмен на эти платежи», – сказал Эрдоган, сообщает Reuters.

«И в связи с этим мы сказали, что давайте предпримем все необходимые шаги для удовлетворения оборонных потребностей нашей страны», – сказал он, добавив, что новые самолеты F-16 будут способствовать развитию ВВС Турции.

Анкара заказала более 100 самолетов F-35 производства Lockheed Martin Corp (LMT.N), но США исключили Турцию из программы в 2019 году после того, как она приобрела российские системы противоракетной обороны С-400.

Партнерство между союзниками по НАТО за последние 10 лет пережило беспрецедентные потрясения из-за разногласий по политике в отношении Сирии, более тесных связей Анкары с Москвой, ее военно-морских амбиций в Восточном Средиземноморье, обвинений США против государственного турецкого банка и случаями нарушения прав и свобод человека в Турции.

Покупка Анкарой С-400 также повлекла за собой санкции США. В декабре 2020 года Вашингтон внес в черный список Управление оборонной промышленности Турции, его начальника Исмаила Демира и трех других сотрудников.

С тех пор США неоднократно предостерегали Турцию от дальнейших закупок российского оружия. Но Эрдоган дал понять, что Анкара по-прежнему намерена закупить вторую партию С-400 у России, невзирая на то, что это может усугубить разрыв с Вашингтоном.

Запрос на покупку реактивных самолетов, вероятно, не получит одобрение в Конгрессе США, где в последние годы отношение к Турции резко ухудшилось.

В Конгрессе США есть консенсус обеих партий по вопросу Турции, что дает мощную поддержку администрации Байдена к дальнейшему давлению на Анкару, в первую очередь в связи с покупкой российского оружия и ее репутацией в области прав человека.