Найти тему
На перекладных.

Загадка картины Врубеля "Царевна - лебедь"

В творческой биографии каждого большого художника есть полотно - символ, полотно - эмблема, хит, по которому его узнают все. Иногда этот хит своей излишней броскостью, популярностью затмевает другие, не менее значимые работы автора. Но тут ничего поделать нельзя - это обратная сторона медали.

У Михаила Врубеля таких "хитов" несколько. Это и "Демон", и "Пан", и сказочный "Богатырь", и, конечно, "Царевна - Лебедь". Мистическая красавица, чью голову венчает невиданная роскошная корона, а унизанные драгоценными кольцами пальчики с трудом, удерживают шитую серебром тончайшую фату. То ли девушка, то ли птица. Огромные синие глаза зовут за собой в миры совсем иные.

Врубель был, безусловно, личностью необычной и художником очень неординарным. Кому еще позволено так украсить героиню своей картины и не скатиться в пошлость? Только Врубелю. У него часто на полотнах царит красота чрезмерная. Поэтому его творчество очень трудно уложить в рамки какого-то одного направления, течения, подхода. Рамки, границы - это не для него. Пусть лучше будет через чур.

Самая техника рисования М.А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования. Он не признавал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные клочки тени, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. Видя начало его работы, никогда нельзя было по этим пятнам угадать, что именно он хочет изобразить, и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой.

Таким же он был и в жизни. Непокорным, непредсказуемым, не дающим возможности биографам уложить свою жизнь в прокрустово ложе логичного жизнеописания. В его биографии есть много необъяснимых с точки зрения обывательского взгляда поступков. Загадки таят и многие его картины. Например, "Царевна - Лебедь". Кто изображен на ней в образе Царевны?

Первой "под подозрение" попадает супруга. Картина написана в 1900 году. Врубель счастливо женат. Его избранница - замечательная оперная певица Надежда Ивановна Забела. Он горячо и преданно любит жену. Она его муза, он без конца пишет ее портреты. Творчество Забелы вдохновляет не только мужа. В свое время хрустальный голос юной певицы тронул Петра Ильича Чайковского, ею восхищается Михаил Гнесин, на нее, на ее голос пишет арии в своих операх Н. А. Римский - Корсаков. 21 декабря 1900 года в Частной опере Мамонтова - премьера новой оперы Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане". "Царевну - Лебедь" поет Забела - Врубель. Ее муж делает декорации для спектакля. В это же время появляется картина. Выстраивается логический ряд: любовь - жена - спектакль - картина. Толчком, стимулом к написанию шедевра, безусловно, послужила опера, а конкретно, божественное пение Забелы.

М. Врубель. "Царевна - Лебедь".
М. Врубель. "Царевна - Лебедь".

Что противоречит этой версии? Неполное портретное сходство. Врубель - великолепный художник, и придать героине черты любимой для него не составляло бы труда.

М. Врубель. Портрет жены - Н. И. Забелы - Врубель.
М. Врубель. Портрет жены - Н. И. Забелы - Врубель.

М. Врубель. Портрет жены - Н. И. Забелы - Врубель.
М. Врубель. Портрет жены - Н. И. Забелы - Врубель.

Хотя есть один набросок, который играет в "плюс".

М. Врубель. Портрет жены - Н. И. Забелы - Врубель. Эскиз.
М. Врубель. Портрет жены - Н. И. Забелы - Врубель. Эскиз.

Но дело не только в портретном сходстве. Скорее в характере, или в амплуа. Надежда Забела была великолепным мастером. В ней все сошлось: голос - великолепное "свирельное" лирическое сопрано, драматический дар, сценическая внешность, которая идеальным образом соответствовала каноническому образу именно лирического сопрано.

А на полотне, несмотря на утонченную красоту персонаж все-таки не совсем лирический.

... картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную.

Действительно, властный, влекущеий за собой взгляд говорит скорее о двойственной природе персонажа. Для автора это одновременно и ангел, и если не демон, то рок. Или это может быть символ двойственной природы его любви к женщине. Потому что в жизни Врубеля была еще одна большая любовь. Это чувство пришло к нему в молодости, когда он работал в Киеве, помогая поновлять и расписывать интерьеры церквей. Эта любовь отнюдь не была такой светлой и счастливой, как чувство к жене. Можно назвать эту страсть если не преступной, то по крайней мере запретной. Предметом обожания стала замужняя женщина, мать троих детей, жена главного "работодателя" Врубеля Эмилия Львовна Прахова.

М. Врубель. Эскиз портрета Э.Л. Праховой.
М. Врубель. Эскиз портрета Э.Л. Праховой.

М. Врубель. "Богоматерь с младенцем". Икона созданная для Владимирского собора в Киеве. В образе Богоматери явственно "проступают" черты Эмилии Праховой.
М. Врубель. "Богоматерь с младенцем". Икона созданная для Владимирского собора в Киеве. В образе Богоматери явственно "проступают" черты Эмилии Праховой.

Чувство было безответным, но сильным и очень болезненным. Чтобы заглушить боль душевную, молодой художник даже причинял себе физические страдания. На его груди на всю жизнь остались шрамы от глубоких порезов. Шрамы, воспоминания о боли остались, возможно, и в душе Врубеля и, воспевая многоликую женскую красоту, он не забыл об этой стороне любви к женщине - о чувстве порабощенности и подчинения.

Отсылка к этому периоду жизни в картине, возможно, присутствует. Хотя, некоторые современники, в частности сын Э.Л. Праховой Андрей, "узнавали" в образе Царевны не мать, а дочь Праховой - Елену Прахову.

В. Васнецов. Портрет Елены Праховой.
В. Васнецов. Портрет Елены Праховой.

Это была очень интересная девушка, выросшая в необычной семье. Ее отец - Адриан Прахов - известный историк, археолог. Мать - замечательная пианистка. Ее окружали очень талантливые молодые люди. Это Васнецов, Нестеров, Врубель. Она была центром молодежного кружка художников, их юной музой, которой они с некоторой долей юмора поклонялись. Человеком она была очень обаятельным и светлым. Но тем не менее, какая-то мистическая загадка в этой девушке была. Не зря Нестеров пишет с нее святую Варвару, а для Васнецова она позирует в образе Царевны Несмеяны.

В. Васнецов. "Царевна Несмеяна".
В. Васнецов. "Царевна Несмеяна".

Святую Варвару во Владимирской церкви пришлось поправлять. Потому что прихожане, особенно дамы не хотели молиться Лёле Праховой. Так ее называли домашние. У Нестерова была еще картина на этот же сюжет, которую он показал на нескольких выставках, но потом решил уничтожить. Елену связывали с художником романтические отношения. Нестеров даже сделал предложение, и оно было принято. но свадьба не состоялась.

м. Нестеров. "Святая Варвара во Владимирском соборе".
м. Нестеров. "Святая Варвара во Владимирском соборе".

М. Нестеров. "Чудо" Фрагмент.
М. Нестеров. "Чудо" Фрагмент.

Елена Прахова профессионально занималась художественной вышивкой. По рисунку Виктора Васнецова, с которым всегда поддерживала дружеские отношения, она вышила Плащаница для Владимирского собора. Среди работ Елены были и вышивки по эскизам Нестерова.

М. Врубель. "Девочка на фоне персидского ковра".
М. Врубель. "Девочка на фоне персидского ковра".

Наконец, есть еще одна версия. Тогда же в Киеве Врубель написал еще одну очень интересную картину - "Девочка на фоне персидского ковра". История началась совершенно прозаически. Денег больших у художника никогда не было, и он часто закладывал свои вещи в ломбард. Там можно было увидеть необычные вещи - разные, часто экзотически прекрасные. Это был своего рода музей. В один из финансово критических моментов своей киевской жизни, Врубель решил написать портрет дочери владельца ломбарда Марии Дахнович. Он мечтал выручить за него какую -то сумму и выкрутиться из своего сложного положения. Художник попросил вещи, которые были сданы в ломбард и не выкуплены. Замечательный персидский ковер, кольца, бусы, кинжал, монисто. Усадил на ковер свою тринадцатилетнюю модель, одел ее в восточные шелка и атлас, украсил тяжелыми бусами. И предполагаемый простой портрет превратился в сказочное видение. Собственно говоря, он нашел путь к себе, как чуть позже напишет сестре. Оттолкнувшись от реальности, ушел в божественные фантазии - создал не портрет - картину, произведение искусства. Самое поразительное, портрет не понравился заказчику и не был куплен. Более того, Врубель долго пытался его пристроить, и терпел неудачу в этих своих попытках. Но как писала Марина Цветаева

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Тоже самое касалось и полотен Врубеля. Слава Богу, что он имел такой неуживчивый, неуступчивый характер. Не собирался менять себя, не собирался идти на поводу у заказчиков. Талант не позволял ему этого. И до сих пор этот шедевр, как и многие другие, продолжает волновать самых разных людей.

Есть ли связь между картинами "Царевна - Лебедь", и "Девочкой... "? Есть. Хотя бы недостающее другим "претенденткам" портретное сходство. Те же огромные синие глаза, длинные брови, смуглая кожа. И, главное, обе живут в вечности. Но это тоже только версия.

А загадка Врубеля так и остается загадкой. И ответ на нее у каждого свой.