Проект «Хрупкое вечное», поддержанный Фондом президентских грантов, посвящен сохранению и популяризации кемеровских витражей. В разрушении самого хрупкого монументального искусства скрыты печальные тенденции. Время сметает историю города. Интерьеры зданий становятся безликими и одинаковыми, второе пришествие витража в интерьер ожидается не скоро. Время и ремонты стирают вклад художника монументалиста в формировании облика города и меняют представления исследователя о творчестве художника.
Кстати говоря, Леонардо да Винчи устроился на работу к Людовику Моро в качестве декоратора города. Л. Моро любил ощущать себя античным императором и Леонардо да Винчи делал большие городские декорации, конные монументы из дерева, пакли, краски для того, чтоб его руководитель чувствовал себя комфортно. Если бы хоть что-то из декораций Леонардо сохранилось, историки искусства по-другому представляли творчество титана Возрождения. Ну ладно, это история. Они тогда не ведали, что творят, но мы то люди умные и рациональные.
В этом тексте собраны фотографии утерянных кемеровских витражей и рефлексия об их художественной ценности.
Витраж Дома кино «Москва»
Здание дом кино «Москва» построено в 1937 году в стиле советского неоклассицизма. Витражи выполнены в 1986 году Сергеем Одинцовым и Валентином Дмитриевым. Предположительного они украшали холл второго этажа здания. В постсоветский период в здании проводилась реконструкция, в ходе которой витражи были уничтожены.
На стекле были изображены самые узнаваемые пейзажи Москвы: колокольня Ивана Великого, Спасская башня Кремля, здания Большого театра. Колорит витража построен на сочетании белого матового, золотистого цветов и прозрачного стекла.
Витражи выполнены из пескоструйного стекла с выгравированным рисунком с применением травления. Золоченые фрагменты выполнены в технике эгломизе - гравировке по золотой амальгаме.
В целом витражи дома кино «Москва» отражают романтические тенденции позднесоветского искусства. Романтизм подтверждается сюжетом – в некоторых пейзажах изображены влюбленные пары. Диагональные золоченые полосы вызывают ощущение раннего утра. Молодые влюбленные люди гуляющие по чистому и безлюдному городу ранним утром – это кинематографическая метафора советского романтизма.
Витражи театра драмы Кузбасса
Витражный портал театра драмы выполнен С. Одинцовым в 1980 году. Он занимал два этажа стены главного фасада. Это первый витраж С. Одинцова на «театральную тему».
На втором этаже изображены мощные графические женские фигуры, предположительно персонажи пьесы. Одинцов очень щепетилен в изображении людей в их живости черт лица и пластики рук. В данном витраже характерный для него прием - изображать лицо красками под запекание не используется. Потому и можно предположить, что перед нами имперсональные герои пьесы. В образах доминирует контрастность цвета и силуэтность формы. Центральная фигура женщины – ключевая для смысла композиции. Вместо лица автор изобразил абстрактную форму, слегка напоминающую овал лица. В обеих руках у этой женской фигуры маски, символизирующие трагедию и комедию.
Витраж декларирует мастерство перевоплощение актера. Кстати, это, наверное, чуть ли не единственное свободное применение абстрактной формы не в качестве декора, а как выражение основной идеи композиции.
Витражи бассейна «Сосновый бор»
Витражи бассейна выполнены Сергеем Одинцовым в 1983 году. В основе сюжета лежит морская тематика. Пять вытянутых прямоугольных окон украшают изображения женских фигур в обрамлении флоры и фауны морского мира. Композиции всех окон одинаковые. Обнаженные образы отражают идеал женской красоты позднесоветского периода.
Колорит витражей построен на сочетании разных оттенков голубого и синего с белым телом женской фигуры. Богатство колориту придают вкрапления желтого и красного цветов. Детали женских фигур прорисованы краской под запекание. Особенно тщательно прорисовано лицо, руки и ноги. Возможно, этот витраж был единственным в творчестве Сергея Одинцова, в котором он воплотил обнаженные женские образы.
Большую часть своего творчества художник посвятил декору зданий общественного назначения. Каждая композиция витража согласовывалась с руководством города. Бассейн санатория благодаря своей функциональности и второстепенности располагал для использования в композиции обнаженных женских фигур.
Витраж был демонтирован и отправлен на мусорку в начале 2000-х годов. Житель деревни Елыкаево забрал витраж себе и выстроил у себя во дворе строение. Сейчас в данном помещении размещен курятник.
Кузбасский центр искусств (Дом художника)
В 1988 году Сергей Одинцов установил витраж в оконный проем промежуточной лестничной площадки между первым и вторым этажом в Доме художника. Композиция витража лаконична. В прямоугольном формате изображена дорога или лестница, уходящая за линию горизонта. В верхней части – фрагмент лица с глазами, взирающими сверху вниз.
Геометризованная дорога и глаза нарисованы и закреплены обжигом. А ритмичные полосы на стекле выполнены пескоструйным методом. В архиве художника сохранился эскиз этого витража. Эскиз отличается тем, что в центре композиции изображено тонкое деревце. Но в итоговом варианте этого деревца уже не существует.
В целом стиль этого витража выходит за рамки привычных стилевых решений Сергея Одинцова. Минималистичность композиции, простой ритм каркаса, неспешная динамика линий, столкновение строгой геометрии и эмоциональности изобразительного мотива (немого укора глаз) вписывают это произведение в русло актуальных поисков советских художников конца 1980-х годов. Не зная о существовании этого витража, искусствовед может составить представление об авторе как о художнике, который только удовлетворял запрос на официальную эстетику позднесоветского периода.
Правительственная дача в д. Мазурово
О витраже дачи в деревне Мазурово я уже писала. Но я все рано хочу упомянуть этот витраж. Художественная ценность этого витража заключалась в его абстрактном характере. С. Одинцов воплотил растительную энергию в поток, которая сталкивается с геометрическими структурами. Соединение свободной стихийной массы цвета со строгой геометрией можно интерпретировать как столкновение эмоций и рациональности. Мазуровский витраж доказывает, что что С.М. Одинцов – талантливый абстракционист позднесоветского периода.
Филармония
Среди уничтоженных витражей следует упомянуть витраж в кемеровской филармонии. Автор этого витража – Николай Илёшин. В основе этого витража абстракция, в которой угадывается музыкальные мотивы. Витраж состоит из цветных вертикальных стекол удлиненной прямоугольной формы. Такая композиция рождает у зрителя ассоциацию с трубами органа. Примечательно, что в Кузбассе Н. Илёшин выполняет витражи для учреждений, посвященных временным видам искусства – музыке и литературе. В отличие от эмоционального пафоса работ С.М. Одинцова, Н. Илешин стремится к классицистической строгости и статичности.
Обзор и описание уничтоженных витражей доказывает, что в монументальном искусстве Кемерова были представлены все актуальные художественные явления позднесоветского искусства. В частности в кемеровском витраже отлично проявился абстракционизм, скрыто развивающийся в изобразительном искусстве СССР. Конечно, в витражах было много декоративных решений. И естественно витраж транслирует современные идеи и идеалы эпохи.
Показательно, что ни один кемеровский витраж не отражает партийную классику – красные флаги, портреты Ленина, трудящихся заводов и фабрик.
В большинстве витражей изображены романтические или монументальные женские образы. Чаще всего женские образы выражают аллегорию какай-либо сферы. Также распространенно изображение женщин как воплощение исторической эпохи или мифологического образа.
В витражах Кемерова вместо свинцового каркаса использовался алюминиевый каркас, что существенно облегчает тяжелые витражные конструкции.
Стекло, которое использовали в советские годы, выпускалось на Брянском заводе, который ныне уже закрыт. Сейчас витражисты покупают стекло американского производства. Текстурные, плоские, стекла с вручную сбитыми краями – это все вещественность ушедшей эпохи.
Стекла с нанесенным гравированным рисунком уже вряд ли повторишь. Если витраж с каркасом и цветными стеклами еще можно реставрировать, то витражи, в которых использованы пескоструйные стекла с гравированным рисунком реставрации не подлежат.
Описанные в этом тексте витражи уже не вернуть. Но я намеренно в список утраченного не включила витраж из дома актера. Возможно, этот витраж станет первым, который избежит несчастной участи своих собратьев.