Найти в Дзене
машина

Jeep Cherokee с мотором ЗМЗ-402, Daewoo по имени Ассоль и другие иномарки, получившие советские индексы

Друзья, некоторое время назад у нас на канале выходила статья, в которой мы рассказали о некоторых совершенно неизвестных трехзначных индексах советских автомобилей – приоткрыли завесу тайны о том, куда «пропали» такие обозначения, как РАФ-981, ЛиАЗ-678, ПАЗ-674 и т.д. А сегодня предлагаем поговорить о неизвестных индексах по отраслевой нормали 1966 года. Только выданных не в СССР, а уже в Российской Федерации. Причем выданных не исконно нашим автомобилям, а чистой воды иномаркам, собиравшимся в нашей стране. Обещаем даже парочку сенсаций! Текст: Николай Марков Итак, первым делом упомяну несостоявшийся проект между китайской компанией Chery и нижегородским заводом «Фокс Танк», где нынче делают цистерны на шасси грузовиков и прицепов. В общем, на заре своей деятельности, в 2009 году, там хотели собирать малолитражку на базе Chery, которой присвоили местную марку Jeepok (лихо?!) и отраслевой индекс 1132. До практической реализации дело не дошло. Более того, нигде в открытых источниках я

Друзья, некоторое время назад у нас на канале выходила статья, в которой мы рассказали о некоторых совершенно неизвестных трехзначных индексах советских автомобилей – приоткрыли завесу тайны о том, куда «пропали» такие обозначения, как РАФ-981, ЛиАЗ-678, ПАЗ-674 и т.д. А сегодня предлагаем поговорить о неизвестных индексах по отраслевой нормали 1966 года. Только выданных не в СССР, а уже в Российской Федерации. Причем выданных не исконно нашим автомобилям, а чистой воды иномаркам, собиравшимся в нашей стране. Обещаем даже парочку сенсаций!

Текст: Николай Марков

Итак, первым делом упомяну несостоявшийся проект между китайской компанией Chery и нижегородским заводом «Фокс Танк», где нынче делают цистерны на шасси грузовиков и прицепов. В общем, на заре своей деятельности, в 2009 году, там хотели собирать малолитражку на базе Chery, которой присвоили местную марку Jeepok (лихо?!) и отраслевой индекс 1132. До практической реализации дело не дошло. Более того, нигде в открытых источниках я никогда не встречал даже упоминания об этом этом проекте. Но факт есть факт – индекс-то партнёры купили под проект на полном серьёзе. Если кто-то из читателей в теме по этому проекту – поделитесь парой слов в комментариях!

Следующий по порядку индекс – 1133 – тоже достался «китайцам»: его в 2010 году оформило ООО АК «ДерВейс» для автомобилей Lifan Smily, которые начали собирать в Черкесске из машинокомплектов фирмы Chongqing Lifan Industry. Это, напомню, такие маленькие хэтчбеки, которым китайцы попытались придать стилистическое сходство с автомобилями Mini.

А вообще именно компания ДЕРВЕЙС стала абсолютным рекордсменом по количеству индексов из отраслевой нормали 1966 года, использованных для маркировки иномарок. Давайте-ка сейчас пробежимся по ним всем. Наверняка многие помнят брутальный внедорожник ДЕРВЕЙС Ковбой с оригинальным кузовом на шасси ARO – первую собственную модель, которую выпускал этот черкесский завод. Для ее маркировки применялся индекс 3131. Так вот, когда производство Ковбоев прекратилось, и ДЕРВЕЙС переключился на сборку первых иномарок, то для их обозначения продолжили применять тот же самый индекс 3131, добавляя для каждой новой машины новую пару знаков на пятую и шестую позиции. Например, в 2005 году внедорожник Dadi Shuttle с мордашкой а-ля Toyota Prado компании Baoding Dadi Auto Industry получил обозначение типа 31312 (модификации – 313120 с китайским бензиновым мотором Mitsubishi и 313121 с дизелем Peugeot). Вообще набор агрегатов на этих машинах был шедевральный: как вам, например, коробка передач и «раздатка» индийской фирмы Mahindra? ))

ДЕРВЕЙС-313120, урожденный Dadi Shuttle, рекламировался у нас как ДЕРВЕЙС Шаттл
ДЕРВЕЙС-313120, урожденный Dadi Shuttle, рекламировался у нас как ДЕРВЕЙС Шаттл

Типом 31313 в 2006 году у нас в итоге стала китайская копия внедорожника Toyota Land Cruiser Prado, которую рекламировали как Derways Land Crown (не внося это название в документы). Википедия сообщает, что основой машинокомплекта был внедорожник Xinkai HXK2031E, но после изучения ОТТС я в этом сильно сомневаюсь. Поскольку изготовителем большинства крупных агрегатов значится Beijing United Automobile Со, то держу пари, что в Черкесске собирали BAW Luba. Вот, к слову, проспектик по Land Crown из архива:

ДЕРВЕЙС-31313 рекламировали как Derways Land Crown. Очень редкая машина: живьем встретить на улице не довелось ни разу
ДЕРВЕЙС-31313 рекламировали как Derways Land Crown. Очень редкая машина: живьем встретить на улице не довелось ни разу

Типами 31314 и 31317 в том же 2006 году стал внедорожник, который рекламировался как Derways Saladin. Он же – честный лицензионный Nissan Xterra, который с 2003 года выпускался на СП Zhengzhou Nissan Automobile и продавался в Поднебесной как Nissan Paladin. В отличие от всех предыдущих клонов, Saladin / Paladin комплектовался родными агрегатами – то есть в данном случае «ниссановскими», хоть и локализованными в Китае. Обозначение ДЕРВЕЙС-31314 у нас получила версия с рядной «четверкой» и механической КП, а ДЕРВЕЙС-31317 – с мотором V6 и «автоматом».

ДЕРВЕЙС-31314, он же неофициально - Derways Saladin, он же изначально Nissan Paladin
ДЕРВЕЙС-31314, он же неофициально - Derways Saladin, он же изначально Nissan Paladin

А индекс 31315 достался в 2006 году внедорожнику, который сначала неофициально рекламировался как Derways Aurora, а после получения второго ОТТС в 2008 году уже с полным правом стал именоваться как ДЕРВЕЙС Аврора. Исходная китайская модель – Huanghai Aurora – настоящая гремучая смесь!!! Дизайн кузова без зазрения совести сворован у SsangYong, интерьер подсмотрен у Toyota, бензиновый двигатель и сцепление – лицензионные Mitsubishi, а все остальные агрегаты – либо собственного производства (Dandong Huanghai Automotive Co), либо других местных производителей. Представляю, как сейчас владельцам «Аврор» в России весело искать на них запчасти! )))

ДЕРВЕЙС-31315, он же вполне официально ДЕРВЕЙС Аврора, он же неофициально Derways Aurora, он же первоначально Huanghai Aurora
ДЕРВЕЙС-31315, он же вполне официально ДЕРВЕЙС Аврора, он же неофициально Derways Aurora, он же первоначально Huanghai Aurora

Вместе с легковой Авророй на заводе ДЕРВЕЙС начали собирать и пикапы того же бренда Huanghai, с точно таким же набором агрегатов. Только на сей раз кабина и кузов были скопированы с Isuzu, а «мордашка» выполнена по мотивам пикапов Chevrolet. Нарекли эту «красоту» индексом 2333. Если точнее, полноприводные машины маркировались как ДЕРВЕЙС-233300, заднеприводные – как ДЕРВЕЙС-233301. Рекламировали пикап как Derways Plutus, а в 2008-м повторно сертифицировали, уже добавив имя «Плутус» в ОТТС. Ну и вы уже, наверное, догадались, что в Китае исходный пикап продавался как Huanghai Plutus.

ДЕРВЕЙС-233300, он же ДЕРВЕЙС Плутус, он же Derways Plutus, он же Huanghai Plutus
ДЕРВЕЙС-233300, он же ДЕРВЕЙС Плутус, он же Derways Plutus, он же Huanghai Plutus

Теперь самое время вернуться к легковым Лифанам, которые собирали в Черкесске. В начале статьи я уже сказал про название ДЕРВЕЙС-1133, за которым скрывался Lifan Smily. А под более крупные модели был задействован индекс 2148, который изначально относился к диапазону, зарезервированному за АЗЛК. Сперва в 2007 году его присвоили седану, который в Китае был известен как Lifan 520, а у нас… Да никак он сперва не был известен! В зависимости от типа установленного мотора, он маркировался как Lifan 214800 или Lifan 214801. Вроде, ничего сложного, но и ничего запоминающегося.

Китайский Lifan 520 первым делом превратился у нас в Lifan 2148
Китайский Lifan 520 первым делом превратился у нас в Lifan 2148

Поэтому через год, когда оформляли второе ОТТС, в которое помимо седана включили еще и новую модификацию с кузовом хэтчбек, в документы для них официально внесли имя Breez. Но знаете, как при этом стали маркироваться различные модификации? А я вот вам сейчас проще покажу соответствующий фрагмент странички из ОТТС:

-8

У вас мозг не взорвался? )) Самое интересное, что дальше всё стало только хуже )) Потому что спустя некоторое время после рестайлинга вместе с именем Lifan Breez прямо в ОТТС внесли еще и два альтернативных варианта коммерческих наименований Lifan Celliya и Lifan 530. В общем, просто ограничимся сейчас информацией, что всей этой орде Бризов в итоге достались следующие индексы модификаций по нашей отраслевой нормали: седанам – 214800, 214801, 214802, 218403 и 214804, а хэтчбекам – 214811 и 214812.

Чуть позже, в 2012-м, этот же тип 2148 достался более крупному седану Lifan Solano, который в зависимости от установленного двигателя стал маркироваться как 214813 или 214814. А в 2013 году под эту же гребёнку подвели и еще более крупные седаны Lifan Cebrium, которые превратились у нас в автомобили Lifan 214815.

Наконец, компания «ДЕРВЕЙС» получала еще для автомобилей Lifan индекс 2158: он нашел применение на кроссоверах Lifan X60 (2012 г.) и Lifan X50 (2015 г.).

Схема по Lifan X60 (тип 2158) из ОТТС
Схема по Lifan X60 (тип 2158) из ОТТС

Но и это еще не всё. Некоторое время ДЕРВЕЙС сотрудничал с Geely International Corporation. Как следствие, с 2009 года в Черкесске собирали автомобили Geely MK (клон Toyota Vios). Для их маркировки был приобретен новый индекс 2157. А с 2012-го этим же индексом компания ДЕРВЕЙС начала маркировать еще и более крупные Geely Emgrand ЕС7 (седаны – 215710 и 215711, хэтчбеки – 215720 и 215721). А индекс 2159 достался седану Geely GC6, который в «дервейсовской» линейке в 2013 году пришел на замену автомобилям Geely MK.

И даже теперь по «дервейсовским» машинам не всё! За этой компанией осталось закреплено еще целых три отраслевых индекса. Так, под индексом 2193 с 2010 года скрывались автомобили Haima 3 (честные лицензионные копии Mazda 3), комплекты которых поставлялись фирмой Hainan FAW HAIMA AUTOMOBILE Sales. Хаймы-седаны маркировались как Haima 219300, хэтчбеки – как Haima 219301. Следом в 2012 году ДЕРВЕЙС начал сборку кроссоверов Luxgen7 U22T, которым присвоили индекс 2196 (с полным приводом – модификация 219600, с передним – 219601). А в 2014-м для маркировки новых седанов Luxgen S5 компания ДЕРВЕЙС оформила индекс 2197.

Пару индексов в 2007 году оформил под детища китайского автопрома бывший филиал ЗИЛа – ЗАО «Автомобили и моторы Урала». В частности, индексом 2149 маркировались седаны Geely CK-1, машинокомплекты которых поставляла Geely International Corporation. Вы наверняка запомнили эти машины по звучному названию Geely Otaka, под которым они широко и агрессивно рекламировались в то время. Правда, в ОТТС никакие «Отаки» так и не внесли.

А индексом 3135 обозначались внедорожники ZX Landmark китайской компании Hebei ZhongXing Automobile – уже не копирующие какой-то конкретный внедорожник внешне, но целиком построенные на лицензионных и «честно скопированных» узлах (двигатель, в частности, носил марку Mitsubishi). Кризис 2008 года подкосил успешные прежде продажи «китайцев», и ЗАО «АМУР», оставшись без работы, обанкротилось.

ZX Landmark, он же тип 3135
ZX Landmark, он же тип 3135

А помните ли вы об автомобилях марки Донинвест? История давняя, но как раз по нашей сегодняшней теме. В 1997 году ФПГ «Донинвест» и Daewoo Motor Company заключили лицензионное соглашение, по которому сборка трех новых моделей Daewoo налаживалась на мощностях ОАО «Красный Аксай» под новыми названиями. Таким образом, Daewoo Lanos превратился в Донинвест Ассоль тип 2164 (модель 2164 – седан, 21641 – 3-дверный хэтчбек, 21642 – 5-дверный хэтчбек).

А Daewoo Nubira и Daewoo Leganza поделили на двоих индекс 3130, превратившись в Донинвест Орион и Донинвест Кондор. При этом Леганзе досталось обозначение 3130, а Нубиры стали 31301 (седан), 31302 (хэтчбек) и 31303 (универсал). А в 1999-м к ним же примкнул еще и французский «каблучок» Citroen Berlingo, который, будучи собранным на ООО «ТагАЗ», превратился в Донинвест Орион-М модели 31304.

А помните такой эпизод истории, как сборка бразильских и американских автомобилей Chevrolet Blazer в Елабуге? За сборку этих машин отвечало юридическое лицо ЗАО Корпорация «ЕлАЗ-ДМ». Причем эти машины были сертифицированы как типы Blaser 3506 (бразильские 4х2), Blaser 5506 (бразильские 4х4) и Blaser СТ10506 (американские 4х4), где цифры «3506» и «5506» были похожи на нашу отраслевую нормаль, но на самом деле не имели к ней никакого отношения. В 1998 году в отделе стандартизации института НАМИ обратили внимание «джиэмовцев», что это не очень хорошая идея, и по собственной инициативе присвоили елабужским Блейзерам индекс 4121 (точнее, для «полноприводников» – 4121, для машин 4х2 – 41211). Но «джиэмовцы» этими обозначениями пользоваться не стали и пересертифицировали Blaser 3506 как Blaser 116AR и 116CR, а Blaser 5506 – как Blaser 116DW.

А вот еще пара индексов, которые были присвоены, но по сути толком не пригодились. В 2009 году тольяттинская компания «Моторика» получала ОТТС на сборку целой линейки китайских внедорожников и пикапов марки Great Wall, а также еще два одобрения на некие китайские внедорожники и пикапы. Судя по схемкам в одобрении и обозначении дизельного двигателя ZD25TCR, внедорожник с обозначением 3138 представлял собой китайскую лицензионную копию модели Nissan Xterra, выпускавшуюся заводом Zhengzhou Nissan (СП между Nissan и DongFeng). А за обозначением 2366 скрывался, судя по всему, пикап DongFeng Rich. Сборка этих машин Моторикой так и не была поставлена на поток в связи с банкротством. Автомобилей Моторика-313800 успели собрать по крайней мере две штуки – их как раз продавали с торгов в рамках процедуры банкротства, а вот насчет пикапов даже не знаю. Вероятно, дело тоже ограничилось парой машин для сертификации.

Ну, и вишенка на торте: ведь в заголовке статьи про Jeep Cherokee с мотором от «Волги» – это была не шутка. Скажу прямо, у нас самих с коллегами миллион вопросов на эту тему. Однако перечислю известные факты. В 1996 году Братский алюминиевый завод приобрел в НАМИ индекс 3180. Под этот индекс реально было оформлено всего одно одобрение типа – на внедорожник модели 3180-0000010-03 (он же 318003), построенный с использованием двигателя ЗМЗ-4026.10, а также коробки, «раздатки» и мостов УАЗ. Что это за машина – не знаю! Кто ее разработчик – тоже не знаю (но подозреваю, что «ноги» проекта стоит поискать в Питере). А изготовителем этой машины по одобрению типа числилось АОЗТ «ИнтерКрас» из Красноярска. Кроме упомянутой машины, Братский алюминиевый завод оформил в НАМИ еще три индекса, одобрения под которые получены не были: это 318000 – на Hyundai Galloper, 318001 – на Nissan Terrano II и 318002 – на Jeep Cherokee. Причем все три иномарки – с теми же карбюраторными двигателями ЗМЗ-4026.10… Собирать все эти машины планировалось, судя по всему, в Сосновоборске на площадях Красноярского завода автоприцепов. Что это за схема такая, и кто ее придумал – понятия не имеем! Может быть, кузова иномарок без моторов хотели получать по бартеру за алюминий? Даже не знаю, что еще предположить! Надо думать, что ни американцы, ни японцы, ни корейцы на эту аферу не согласились. Ох уж эти лихие 1990-е!

Кстати, аналогичное повествование можно по грузовым иномаркам и автобусам, которые в 1990-е и 2000-е годы собирали или планировали собирать в РФ, можно посмотреть ЗДЕСЬ!