Новый автор IngoDance Анастасия Исаева, прима-балерина, основатель и идейный вдохновитель «Первой школы балета», — о жестах как возможности перейти на новый уровень восприятия балетного искусства.
Изначально балет не был самостоятельным жанром, а родился в результате синтеза разных видов искусства. Балетный спектакль претерпел множество изменений, чтобы дойти до нас в той театральной форме, которую мы видим сейчас. Но неизменными остались классические традиции, в том числе искусство пантомимы.
Для того, чтобы понимать, о чем «говорят» герои в танце, что означают те или иные жесты в балетных спектаклях, требуется небольшая подготовка. После которой открывается абсолютно новый уровень восприятия балетных спектаклей — герои словно «оживают», и движения на сцене перестают казаться лишь красивыми, обретают смысл.
Овладев пониманием балета, человек будет способен воспринимать все искусство шире, полнее и глубже — это обогащает, наполняет прекрасными эмоциями и дарит незабываемые мгновения.
«Лебединое озеро»
Начнем с одного из самых популярных спектаклей, «Лебединое озеро». Жест Зигфрида означает клятву, и многим это интуитивно понятно, но обратите внимание, как поза изменяется в зависимости от стилистики спектакля. Например, в балете «Баядерка», о котором мы поговорим далее, клятва будет выглядеть совершенно иначе.
Поза Одетты (белого лебедя) означает, что она боится и закрывается одним крылом, поскольку видит арбалет в руках принца. Это положение будет неоднократно встречаться в ее танце, усиливая образ лирической, хрупкой и женственной героини.
В спектакле «Лебединое озеро» было введено несколько новых хореографических приемов. Кордебалет впервые был построен в форме «крыла», коснулись новшества и положения рук — балетмейстер видоизменил привычные для классического балета позиции, развернув руки артистов так, чтобы все позы стали «лебедиными». Эти решения вписали имя балетмейстера Льва Иванова в мировую балетную историю.
В сцене из последнего акта Одетта закрывает собой принца от Злого Волшебника. Обратите внимание, что она стоит в форме креста — жеста защиты, который встречается и в других классических спектаклях.
«Баядерка»
Балет «Баядерка» считается одним из шедевров Мариуса Петипа, а отличительной чертой всего спектакля является восточный колорит — он повлиял не только на оформление спектакля, но и на сам танец.
Рассмотрим первый выход главной героини — Никии, эта часть танца называется «молитва». Никия — храмовая танцовщица, совершающая поклонения и обряды, поэтому элементы партии отражают ее характер и деятельность.
Теперь посмотрим на жест Брамина, который означает приказ: сложенную кисть, постановку корпуса, положение головы. Четкие линии, лишенные плавности движения — это власть.
Наконец, жест клятвы — помните, как он выглядел в «Лебедином озере»? Чувствуете разницу в характере героев, в настроении спектаклей?
«Жизель»
Балет «Жизель» является одним из ярких примеров романтического спектакля. И здесь мы снова, на контрасте с «Баядеркой», можем увидеть, как разнятся между собой жесты.
В сцене в начале первого акта Жизель, в прыжке указывая рукой, как бы ищет Альберта, с которым у нее назначена встреча, высматривает его среди деревенских домиков. Обратите внимание на направление руки, головы и взгляда. Вспомните первый выход главной героини в «Баядерке» — ее руки сложены в положении «молитва», словно обращены к Богу.
Жест Жизели означает «Я слышала/слышу», но так как мы уже видели Альберта и то, как он стучал в дверь домика, то понимаем, что она говорит: «Я слышала, что мне кто-то постучал». Эту позу можно встретить во всех классических спектаклях.
А вот жест самого стука в дверь, здесь эти жесты идут один за другим.
Жизель гадает на ромашке: «Любит, не любит» и получает результат — Альберт не любит ее. Жизель сильно расстраивается и выбрасывает цветок. Альберт же, пока Жизель отвернулась, выдергивает один лепесток и говорит Жизели: «Смотри, ты ошиблась! Выходит, что я люблю тебя!» Таким образом, он обманывает ее, и это важно для понимания дальнейшей сцены сумасшествия: сцена является одной из центральных в балете, а трактовка жестов объясняет, отчего героиня сходит с ума и умирает. Также благодаря этой сцене мы видим, как начало и конец первого акта неразрывно связаны.
Вот как раз эта сцена, где она вспоминает свое гадание и понимает, что уже тогда Альберт ее обманул, воспользовался ее доверием, а она не прислушалась к своей интуиции.
Жест в сцене сумасшествия означает «Я была невестой». Указание на безымянный палец во всех балетах, в том числе в «Баядерке», можно трактовать как предложение руки и сердца или факт уже состоявшейся свадьбы.
«Анна Каренина»
В современных спектаклях уже нет единых канонов, как в классическом балете, поэтому интерпретировать детали постановок можно по-разному. Посмотрите на фото — здесь Анна в начале спектакля стоит в луче света, а вокруг нее игрушечная железная дорога.
С одной стороны, железную дорогу можно представить как замкнутый круг обстоятельств, в которых оказалась Анна, как жесткие правила и рамки XIX столетия, в котором жила героиня. С другой, ее можно понять как символ того, что все люди ходят по кругу, и замкнутости жизни, из которой можно выйти только после смерти — именно этот путь и выбирает главная героиня в конце. Луч света, в котором стоит Анна, выглядит здесь как луч надежды, как что-то, к чему тянется каждый человек.
Как видите, даже над маленьким фрагментом можно долго размышлять — ведь современный балет дает зрителю еще больший простор для интерпретаций, чем классический.
Надеюсь, что эти знания помогут вам взглянуть на давно известные спектакли по-новому. Советую не откладывать, а постараться закрепить новый материал, посмотрев любую классическую постановку в самое ближайшее время.
Всего один клик — и мы раскроем вам секреты звезд балета. Бегите читать Ingodance! Заходите к нам на сайт, у нас там еще больше балета и красоты.