«Давайте не будем забывать о том, что ликвидация нищеты — это не проявление благотворительности, а восстановление справедливости». Это слова генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
17 октября 1987 года на площадь Трокадеро во французской столице пришло свыше ста тысяч человек с целью почтить память жертв голода, насилия и крайней нищеты. Они заявляли, что нищета — не что иное, как прямое нарушение прав человека, и призывали совместными усилиями бороться за соблюдение этих прав. В этот день был открыт памятный камень с зафиксированными на нем заявлениями.
С тех пор принято считать, что именно в этот день собираются люди разных убеждений и сословий, чтобы показать солидарность с неимущими. Памятные камни открывались в разные годы и в разных странах мира, один из них — в Нью-Йорке в саду Центральных учреждений ООН, где и проводится ежегодная торжественная церемония.
Резолюция, объявляющая 17 октября Международным днем борьбы за ликвидацию нищеты, была принята в 1992 году. До нее существовал так называемый Призыв к действиям, который отмечался неправительственными организациями и также признавался ООН.
«Люди, живущие в нищете, могут возвысить свой голос и поделиться опытом того, как мы можем добиться большей социальной интеграции. Сегодня важно привлекать людей, живущих в нищете, к созданию объединений вокруг их приоритетов с гражданами из всех слоев общества, чтобы положить конец крайней нищете», — говорится на сайте ООН.
В 2019 году отмечается также и 70-летие принятия Всеобщей декларации прав человека — ключевого, как казалось, документа эпохи. Он провозгласил неотъемлемые права каждого человека вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного и сословного положения.
Собственно, это не праздник, а день, напоминающий о проблеме. Но День борьбы с нищетой продолжает традицию дат-формальностей. Современное состояние дел на планете таково, что пора бить тревогу. Собственно, ее и бьют, но конкретных выходов из тупика не предлагает никто — ни политики, ни экономисты, ни представители науки.
Статистика бедности
По данным Forbes, 82% мирового богатства сосредоточены в руках 1% населения земли. Но бум миллиардеров не является признаком процветающей экономики, а является признаком неудачной экономической системы.
По данным экспертов, генеральному директору одного из пяти крупнейших мировых модных брендов требуется всего четыре дня, чтобы заработать деньги, которые зарабатывает бангладешский швейный работник на протяжении всей своей жизни. В США обычному генеральному директору требуется чуть больше одного рабочего дня, чтобы заработать столько, сколько получает обычный рабочий в год.
Миллиарды людей вынуждены просить немногих, обладающих деньгами и властью, взять их на работу, чтобы десятками лет заниматься отупляющим трудом, чтобы иметь возможность купить еду и оплатить квартиру. У многих нет и этой возможности, и они умирают от голода.
Бедность и нищета в международной повестке имеют четкое определение. Это недоедание, социальная изоляция и дискриминация, ограниченный доступ к образованию и другим основным социальным услугам, неучастие в принятии решений. Свыше 700 млн человек в настоящее время живут в нищете без медицинской помощи, санитарии, доступа к образованию и даже воде. 6 000 000 голодающих детей на планете не доживают до своего пятилетия. Около четверти населения Земли находится ниже официальной черты бедности, установленной Всемирным банком: суточный минимум — 2 доллара, пятая часть мирового населения тратит менее 1 доллара в день.
«Если вы живёте меньше, чем на $1,25 в день, если вы настолько бедны, для вас это не просто статистика, для вас —это всё», — говорит рок-музыкант Боно, вокалист U2, один из главных идеологов борьбы с нищетой, известный гуманитарными акциями в странах Африки.
По европейским меркам бедным считается человек с доходом меньше половины от среднего по стране. В этих странах бедность напрямую зависит от уровня безработицы. Более 30 млн детей в богатейших странах живут за чертой бедности.
Благополучие людей взаимосвязано: увеличение количества бедных причиняет ущерб экономическому росту: теряется покупательская способность, подрывается сплочённость общества, обостряются политические разногласия и преступность — вплоть до вооруженных конфликтов.
Как борются с бедностью
Самые бедные страны мира сегодня — Либерия, Нигер, Малави, Мозамбик, Гвинея, Мадагаскар, Бурунди, Демократическая республика Конго, Центральноафриканская Республика, Южный Седан, Афганистан, Гаити, Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали и другие, их граждане занимаются выживанием в буквальном смысле, да еще и на фоне непростой социальной обстановки. МВФ пытался реанимировать экономику стран в свойственной ему манере — спонсировал приватизацию государственных предприятий, либерализацию рынков и экономию социальных расходов. Однако успеха эта практика не принесла. Специалисты, изучающие экономику стран третьего мира, считают, что им необходим просто участок земли, чтобы они могли себя прокормить.
В США людей за чертой бедности живут свыше 46 миллионов, причина — сложная ситуация на рынке труда, сокращение рабочих мест. Но при этом в Штатах хорошо налажена система помощи малоимущим — как, например, программа государственных талонов на продовольствие.
Китай рассчитывает решить проблему бедности уже к 2020 году: бедняков власти обеспечивают стабильной работой, стимулируют спрос на их труд. В стране проводят экономические реформы и пропагандируют традиционные ремесла, создают производства для онлайн-магазинов в сельской местности.
Аналогичную задачу ставит Венесуэла, однако решает ее совсем другими способами. Четыре года назад здесь ввели ограничения прибыли для частных компаний, в результате чего многие разорились, национализировали самую крупную в стране торговую сеть Daka. Однако к ожидаемым последствиям это не привело, в стране катастрофически растет инфляция.
В Германии очень сильны государственные гарантии — прожить здесь безбедно может каждый. Человек, который проживает здесь легально и постоянно, имеет право на прожиточный минимум социальной помощи в размере около 700 евро. Но чтобы получить такую поддержку, нужно доказать, что приложил максимум усилий, чтобы исправить свое бедственное положение и обеспечить себя.
Пропаганда против бедности
Одна из мер, ассоциируемых с сегодняшней датой — пропаганда ликвидации бедности. В чем ее смысл — не до конца понятно. Обращаться к бедным: зарабатывайте, ликвидируйте свою бедность? К богатым — делитесь своими средствами? Ведь бедность и богатство — это не здоровый образ жизни, чтобы их можно было пропагандировать, а пропаганда — не самое действенное средство в решении насущных проблем.
Тем не менее, рассмотрим мероприятия, которые проводятся в мире сегодня, приуроченные к нашей дате.
В Страсбурге пройдет конференция перед Дворцом Европы. Заявленные цели все те же — показать солидарность с теми, кто бедствует. Тема этого года — право на достойное жилье. Предполагаются выступления детей и сборы пожертвований, среди гостей — представители Совета Европы.
В Монреале (Канада) пройдет шествие — марш солидарности. Будет зачитана краткая история бедности на планете и принята очередная прокламация. Выступят известные актеры и бывшие бездомные.
В коммуне Нтахангва, в зоне Буйензи, в Бужумбуре (Бурунди) откроется центр профессионального обучения для детей-сирот с начальной школой.
Бенин подготовил проект, посвященный правам детей — планируется «повысить осведомленность детей от 8 до 12 лет об их правах и обязанностях в обществе». Мероприятие будет проходить на озере Ганвье.
В Киншасе (Конго) пройдет некая акция за «мир без страданий», в Скопье (Северная Македония) — региональная конференция «Адаптивные решения в области социальной защиты: расширение прав и возможностей детей, семей и сообществ». На нее съедутся научные работники, исследователи, практики и активисты.
Ничего не говорится о практических последствиях мероприятий — какие изменения, в какие сроки, благодаря чему ожидаются организаторами?
Ситуация в России
В нашей стране далеко не все так радужно, как хотелось бы предполагать. Около 20 миллионов человек — более 13% всего населения — считаются бедными. Но фактически их гораздо больше. Официально бедными признают тех, кто имеет минимум социальных благ и услуг, набор которых «находится» в потребительской корзине, то есть чей доход ниже прожиточного минимума.
На сегодняшний день бедность в России растет. Уровень бедности в России в первом квартале 2019 года вырос до 14,3% против 13,9% год назад. Из-за снижения реальных доходов и роста цен на продукты за чертой бедности живут почти 21 млн россиян
При расчете уровня бедности в первом квартале 2019 года применялись установленная приказом Минтруда величина прожиточного минимума — 10 753 руб. — и уточненная Росстатом в марте методология оценки денежных доходов населения.
Увеличение уровня бедности в Росстате объяснили «опережающим ростом показателя прожиточного минимума по сравнению с индексом потребительских цен». Величина прожиточного минимума увеличилось на 7,2% (с 10 038 руб. в первом квартале 2018 года до 10 753 руб. в первом квартале 2019-го)
Увеличение уровня бедности в Росстате объяснили «опережающим ростом показателя прожиточного минимума по сравнению с индексом потребительских цен».
Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году. Таким образом, перед правительством стоит задача сократить уровень бедности до 6,6%. В 2019 году по плану правительства уровень бедности должен снизиться до 12%.
Ситуация в Москве отличается от региональной — в столице уровень бедности ниже, но и здесь есть свои проблемы.
– Обычно, когда речь заходит о бедности, в группе риска находятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и семьи с одним родителем. Для этих категорий граждан в Москве созданы максимально комфортные условия: социальная карта москвича, возможности бесплатно посещать спортивные мероприятия, кружки и секции. Создано достаточно много социальных проектов, направленных на их поддержку. И если в других странах борьба с бедностью происходит посредством благотворительности, то в Москве основная помощь поступает от государства. Но, если судить объективно, до конца побороть это явление вряд ли получится. Всегда будут люди, не желающие что-то делать для того, чтобы жить хорошо. Мы все равно видим бродяг на улицах — они отказываются от поддержки. Потому что для них это образ жизни. Они не хотят ничего менять. А для того, чтобы искоренить бедность, сами люди должны делать какие-то шаги.
Только в 2018 году стали разрабатываться программы по борьбе с бедностью в регионах, в 2019 году в ряде регионов они были запущены. Эксперименты по снижению числа семей с доходами ниже прожиточного минимума начались в Кабардино-Балкарии, Татарстане, Приморском крае, а также об Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областях. В 2021 году технологию планируют внедрить по всей России.
Суть проекта — персонифицированное выделение семей с низкими доходами и целенаправленная помощь им в поиске выхода из малообеспеченности. В основном это семьи с детьми. Сокращать бедность хотят за счет мер в сферах занятости, здравоохранения и образования, а также мониторинга самозанятых. Эксперты считают, что пока инициативе не хватает конкретики.
«Само по себе создание реестра бедных — это не хорошо и не плохо. Логично посчитать бедных, прежде чем бороться с бедностью. Но так как содержание дальнейших шагов неизвестно, то и неясно, что с этим реестром будут делать. Обещанные меры могут означать буквально что угодно, от бесплатного обучения новой профессии до статьи за тунеядство, существовавшей в СССР», — говорит президент фонда «Предание» (адресная помощь) Владимир Берхин.
Если за попаданием в реестр будут следовать ощутимые материальные льготы, в него будут стремиться граждане, не живущие за чертой бедности, а просто не имеющие легального дохода. А людей нуждающихся, но гордых, может оттолкнуть само название «реестр бедных». Между тем, максимально эффективные в мире меры борьбы с бедностью, такие как прогрессивное налогообложение, в российской инициативе не предусмотрены.
Едва началась программа, как стало понятно, что в некоторых регионах на нее не хватает денег, и представители муниципалитетов не придумали ничего лучше, как сократить количество получателей социальных выплат, и заговорили о «мнимых» и «ленивых» бедных. По логике чиновников, у нас слишком много людей, которые считаются бедными, хотя ими не являются.
Чиновники Ивановской области первыми призвали не назначать выплаты «ленивым» бедным, то есть тем, кто, по их мнению, не использует для заработка собственное имущество — свободную жилплощадь, которую можно сдавать в аренду, и приусадебные участки, где можно выращивать питание на огородах. Затем в Томской области посчитали, что нужно правильнее подсчитывать доходы граждан — к существующим критериям добавить кредиты, доходы от садоводства и огородничества, стоимость аренды жилья. Более того, по мнению томских чиновников, не должны получать пособия те, кто не выполнил условия соцконтрактов, к примеру, не прошёл курсы повышения квалификации и не устроился на работу. Регионалы также стремятся «перекинуть» выплаты из своего бюджета на федеральный. Еще одна проблема — теневая занятость. Чиновники в «пилотных» регионах уверяют, что «серые зарплаты» мешают понять истинное положение дел. По их мнению, выводить неформально занятых граждан из тени необходимо как можно активнее — полагающиеся им выплаты нужнее другим людям.
Так конкретные меры поддержки малоимущих подменяются другой задачей — подогнать отчетность под результат.
Отношение к бедности и нищете в обществе
В 1990-е годы уровень нищеты и бедности на фоне развала СССР был зашкаливающим. Бедность многих людей оказалась внезапной и иррациональной, обусловленной факторами, никак не связанными с работоспособностью и желанием работать. Соответственно, в основной массе населения, состоящей из людей преимущественно небогатых, она вызывала понимание и сочувствие. Один из шлягеров того времени — песня Юлиана «Госпожа Нищета» — довольно точно отражал происходившее в стране.
… в лохмотьях страны, в ожерелии зла
Госпожа Нищета нас за горло взяла.
Коль приходит беда — отворяй ворота.
Правит бал на Земле Госпожа Нищета. <…>
Мы погрязли в беде, и душа — в темноте,
Поклоняются все Госпоже Нищете.
Наиболее неблагоприятными с точки зрения бедности оказались 1992-1993 и 1999-2000 годы. В первом случае скачок бедности произошел из-за либерализации цен, снизившей доходы граждан аж на 40%, во втором негативную роль сыграл финансовый кризис.
Снижение показателей бедности в 1994-1998 годы обусловлено не в последнюю очередь изменением методик расчета. Так, до 1994 года доходы домашних хозяйств оценивались на основе данных бюджетной статистики и сравнивались со стоимостью потребительской корзины. С 1994 года годовой уровень бедности стали определять путем соотношения годовой суммы расходов домашних хозяйств и стоимости годового прожиточного минимума. В 2000 году изменение методики расчета прожиточного минимума привело к росту количества бедных. Если бы к данным этого года применялись критерии 1992 года, то во втором квартале доля бедных оценивалась бы в 27,6%, но по новым показателям ее оценили в 34,7%.
Тем не менее где-то в середине 2000-х ситуация с отношением к бедности начала меняться. В 2005 году в Санкт-Петербурге произошла скандальная история: в многочисленных местах города появилась реклама со слоганом «Стыдно быть бедным», причем, что именно рекламировалось, из плаката было не очень понятно. Петербуржцы возмутились появлением плаката. Его авторов — ООО «Креатив» — оштрафовали на сумму 400 МРОТ, а сам креатив признали противоречащим ряду статей федерального закона «О рекламе».
В 2019 году радиостанция Эхо Москвы, известная скандальными опросами, решила выяснить, согласны ли нынешние россияне, что бедным быть стыдно? 62% опрошенных согласились с утверждением, 31% нет.
Социально незащищенные слои населения могут ориентироваться только на государство — ждать помощи больше неоткуда. При том, что наша страна не декларирует либертариантсво, как, например, соседняя Украина, тенденция медленного устранения государства из социальной сферы присутствует. И в обществе постепенно возрастает поддержка этого устранения.
С одной стороны это оправдано тем, что ситуация в стране стала лучше, появились реальные возможности зарабатывать (особенно для молодых), однако люди старшего поколения, большая часть трудового стажа которых приходится на времена СССР, как были, так и продолжают оставаться «за бортом».
В лексику прочно вошло оскорбительное слово нищеброды, которое не содержит былого понимания и сочувствие к бедным, нищета становится поводом для шуток: «Трое в лодки, нищета и собаки», «У нищих слуг нет» и так далее. Все это произносится часто, не всегда к месту, но неизменно с удовольствием, и в первую очередь — людьми не самыми богатыми по отношению друг к другу.
Бедность в культуре и искусстве
В отношении людей искусства бытует стереотип: художник должен быть бедным. Принято считать, что сытый и довольный художник может быть только «лакеем капитала», бедность же — синоним новаторства и неподкупности: оценить такого художника смогут только потомки. Максимально иллюстрирует данный тезис «вечно голодный» Ван Гог, который подъедал от голода краски и продал всего одну картину.
Рассказ Кафки «Голодарь» повествует об артисте, чьим главным произведением была голодовка. Он сидел в клетке, и какое-то время люди с удовольствием глазели на него, но интерес иссяк, и артист умер.
Бедность как свободу воспевал Генри Миллер: не боясь нищеты, он покинул родные США практически без денег и без знакомств, подолгу голодал в Париже, занимался низкооплачиваемым трудом — всё ради возможности свободно дышать и писать так, как ему хотелось. Тем не менее, он, как и большинство людей искусства, не советовал начинающим сознательно выбирать нищету. Этим занимался, пожалуй, только Хэмингуэй, который нес в творческие массы идею, что «голод хорошо дисциплинирует и многому учит». Но самого писателя никак нельзя назвать бедным — он ездил на горнолыжные курорты и через день посещал ресторан.
Куда более реалистичное отношение к бедности демонстрировал другой писатель, Чарльз Буковски: «Голод, к несчастью, никак не способствует творчеству. Корни души человека — в его желудке. Человек может создать гениальное творение после того, как съест сочный бифштекс и выпьет пинту хорошего виски, а не после того, как запихнет в cебя шоколадку за пять центов». Он же утверждал: «можно быть голодным фанатиком — и у тебя всё равно ничего не получится. Преданность делу без таланта бесполезна».
В XX веке появился и другой тип художника, демонстративно отрицающий бедность как неизменный атрибут творца. Сальвадором Дали называл себя Avida Dollars, то есть Любитель Долларов.
Бедность в музыке
Зарубежные рок-идолы ассоциируются у обывателя с несметным богатством. И это действительно так: доходы Оззи Озборна, Пола Маккартни, Кита Ричардса впечатляют даже самое смелое воображение. Но и из этого правила есть исключения. История показывает, что ни «космические» тиражи, ни статус легенды не гарантируют достатка.
Знаменитый Лемми из «Моторхед» до конца жизни оставался почти бедняком. У него не было не только виллы и машины, но даже своей квартиры. С начала 1990-х он снимал двухкомнатные аппартаменты в Лос-Анжелесе и очень ценил тот факт, что за это время арендная плата не сильно повышалась.
Журналист Александр Зайцев пишет: «В документальном фильме «Лемми» (2010) есть сцена, где голливудский актер и музыкант Билли Боб Торнтон рассказывает лидеру Motorhead о своем первом шестизначном гонораре. На это 64-летняя легенда рока скромно замечает: «Я пока ещё работаю над своим первым миллионом». В 70 лет Лемми умер. Известно, что самый большой гонорар он получил от группы Metallica, которая записала 4 кавер-версии его песен. Эти небольшие авторские отчисления стали для легендарного музыканта оказалось крупнейшим заработком всей его жизни.
Если говорить о нашей стране, то здесь и вовсе распространено убеждение, что рок (в его отечественном варианте) — это музыка для бедных. Русский рок с его декларируемым пренебрежением к материальным ценностям, «бедными студентами» и людьми со средним образованием в качестве основного ядра фанатов действительно не ассоциируется с богатством. Хорошие доходы и сбережения имеют только те, кто находится на его вершине — буквально несколько десятков групп, в основном мастодонты поздне-советского рока.
Елена Никитаева, участница группы «Партизанское радио», которая играла в 2000-х на многих радиостанциях, в том числе «Нашем радио», выпустила несколько альбомов и играла на «Нашествии», пишет:
«В России рок и панк — музыка для бедных. Музыка для среднего (условно среднего) класса — менеджеров из офисов и владельцев небольшого бизнеса — поп, техно, хаус, рэп и, непременно, шансон. Лаундж, чиллаут, эмбиент и всякая разная электроника — для тех, кто хорошо обеспечен. Разница в аудитории очень большая. Конечно же, я имею в виду не только материальный достаток, я имею в виду уровни духовного развития, восприятия окружающего мира, воспитания, интеллекта и осознанности. Ноги российского рока, например, растут из КСП (Клуб Самодеятельной Песни) и бардовского направления. Играть его — просто, слушать задорно, особенно под пиво с водкой во дворе. Однажды у меня был концерт в одном из очень видных клубов на Маяковке. Организаторы поставили условия: вход БЕСПЛАТНЫЙ, ты с группой играешь концерт полтора часа, а мы заплатим тебе с бара и с заказов, то есть, то, что купят твои слушатели в баре — вся выручка твоя. Помню, были люди в зале, слушали, подпевали, их было немало. В итоге, оказалось, что никто из пришедших на тот мой концерт ни попить в баре не купил, ни поесть не заказал, и прошёл бесплатно. И я осталась в неплохом таком минусе, выплатив музыкантам гарантию. Это было в 2010 году, больше на сцену с того момента я не поднималась. Хороший жизненный опыт. Рок»
Сами рок-музыканты в России, как ни странно, поют о бедности неохотно. Одну из самых известных песен записал Майк Науменко с группой «Зоопарк».
Бедность. Бедность не порок,
Но бедность идет за мной, как злой рок,
Бедность. Куда же смотрит Господь Бог?
Бедность!
Я работаю по двадцать четыре часа,
Но мои дети голодны и жена боса.
Кто может объяснить мне все эти чудеса?
Бедность...
Мне нечего купить, мне нечего продать.
Денег не было и нет, и я не знаю, где их взять.
Когда же они будут, кто может мне сказать?
Бедность...
…
Я работаю по двадцать четыре часа,
Но почему меня так не любят небеса?
Где тот камень, на который нашла моя коса?
Бедность. Бедность не порок,
Но бедность идет за мной, как злой рок.
Бедность. Куда же смотрит Господь Бог?
На ранних альбомах эксплуатировали тему бедности известные питерские «Кирпичи»:
Свободен тот, кто гол как сокол,
Свобода здесь есть но в чем же здесь прикол
Я неудачник, все что я ни делаю, кончается плохо — в лучшем случае никак.
Я рок-звезда, где тут справедливость?
Где мои деньги, скажи мне на милость?
Бабок нет, хоть полезай на стенку.
Yo, muthafuka, мне нужны деньги!!!
<…>
Хотел бы я найти себе богатую телку,
Но всем бабам нужны деньги — что толку?
Сложно так думать, когда дыра в кармане
Я рок-звезда — I NEED MONEY
<…>
В кармане ни рубля, ты счастлив пока.
Потом ты сдохнешь — вот и вся недолга.
Твой непризнанный гений сгниет в земле.
Подумай — а это ли надо тебе?
Однако став известным, коллектив не просто не успокоился, а занял обратную позицию, принявшись рассказывать о собственном богатстве. А в концертном исполнении фразу «Я записал четыре пластинки, но до сих пор нищий» из трека «Джедаи» лидер группы Вася Васин регулярно перепевает: «Я записал семь [впоследствии более] пластинок, и я не нищий».
#бедность #нищета #социальное расслоение #борьба с бедностью #бедность в культуре #социальные гарантии #этика #новая этика #панкратов