Бывают истории, в которых болеешь за главного героя, побеждающего всех плохих. Бывают истории, в которых сочувствуешь злодею, но таких очень мало. А есть история из разряда таких, где с ходу невозможно выбрать сторону, поскольку и злодей симпатичен и его противник – также хорош.
Речь о фильме "Схватка".
Только о той "Схватке", которая снята в 1995 году, а не о фильме с Лиамом Нисоном 2011-го. В последнем случае наши доблестные локализаторы просто не смогли придумать более достойной адаптации названия к слову "серый".
Речь о "Схватке", которая взяла приз "Сатурн" за лучший боевик 1995 года. И взяла абсолютно заслуженно. Так сыграть противостояние героя и злодея, как это сделали Аль Пачино и Роберт Де Ниро, мало кому удаётся.
Сопереживаешь и тому, и другому практически в соотношении 49/51. При том, что сценарий фильма основан на реальных событиях и сопереживать надо, конечно же, детективу Винсенту. Да, это история гангстера Нила Макколи, которого выследил детектив Чак Адамсон в 1964 году. Вроде бы стандартная полицейская история, но как подано!
Стоит только увидеть злодея Нила Макколи, которого сыграл Роберт Де Ниро, чтобы подумать - а ведь не всё так плохо в криминальной среде.
Самое главное - герой Де Ниро умен и благороден. Этакий Робин Гуд каменных джунглей Лос-Анджелеса. Он думает о своих друзьях, наверное, даже больше, чем о себе лично, а о чести больше чем о жизни. Это ли не эталон благородного разбойника?
В игре Де Ниро нет никакого пафоса. Он не болтает фальшивой ерунды с экрана о смысле жизни или о чем-то явно левом. Он просто работает на себя и на свою банду! И думает о себе и своих напарниках-корешах.
При этом он философ. Но в другом плане, не в части смысла жизни. Он понимает, что выбрал неправильный путь и что расплата равно или поздно наступит. Характерная фраза прозвучала в середине фильма: «у копа есть право на ошибку, у тебя, Нил, его нет. Если ты ошибешься, то потеряешь все и умрешь». Но это не смущает Нила, он уже выбрал свой путь и сойти с него появится возможность, только если он пройдет его до конца.
И его напарники, стоит заметить, под стать ему, кроме одного (который оказался предателем и получил "своё" в конце фильма).
А противостоит банде Нила Макколи настоящий эталон полицейской доблести - детектив Винсент Ханна, образ которого просто великолепно выразил Аль Пачино.
Чем же хорошо коп? Как ни странно, тем же, чем и гангстер.
Он тоже умён. Проницателем, пытлив, благороден. Детектив думает не только о работе, но и о своих друзьях. Причём даже больше, чем о себе лично. Он буквально горит на работе.
Винсент по-настоящему бесстрашен. Он идёт брать Нила в одиночку, хотя знает, что тот за зверь! Идёт не потому, что глуп или забыл об осторожности, а потому, что у него ситуационно нет выбора.
Он понимает, что если именно сейчас упустит Нила, то тот всплывёт потом только лет через 20 где-нибудь на Майями или не всплывёт никогда. За это Винсента, конечно, не выгонят из полиции, но факт поражения от преступника недопустим.
И поэтому Винсент тоже философ и тоже не болтает глупостей с экрана. Просто делает свою работу на пределе возможного.
И в итог разворачивается целая сага и «битва за Трою», где с обеих сторон герои: одни осаждают город, другие его защищают. И за кого болеть в этой ситуации? Каждый делает свой выбор сам.
Автор этой рецензии Лев Вишня свой выбор сделал в пользу героя Де Ниро, есть что. Но его роман "Грэй", доступный по синей ссылке, всё же не об этом.
"Схватка" - это редкий случай в кинематографе, когда практически невозможно выбрать сторону сочувствия: герои и там и там.