Салют мир! Сегодня наша статья будет "слегка" необычной, ибо мы будем ловить “литературный катарсис” в очень необычном месте, а именно в... видеоигре. Да, казалось бы, большинство видеоигр - аркадные побегушки, не имеющие какой либо литературной базы и культурной ценности. Но не эта. Речь идет об игре Российской студии Icepeak Logic “Мор. Утопия”!
И так, говорить об истории студии, ее команде, во главе с несомненно, не побоимся этого слова, гениальным человеком - Николаем Дыбовским, мы не будем, так как лучше ознакомиться со всем этим лично. Единственное, что нам стоит упомянуть, данная студия очень неординарна, позиционирует свои творения как современное искусство, с чем, по нашему скромному мнению, отлично справляется, а свой коллектив они описывают как художников и поэтов от видео игр. Так же мы не будем говорить об игровых решениях, а попробуем разобраться, объяснить два аспекта: а) почему это здесь, б) причем тут литература. Спойлер: одно вытекает из другого.
Итак, начнем. Как говориться:”Let’s play!”
“Мор” это игра, которая изобилует литературными отсылками, а временами даже жонглирует ими, сталкивая противоположные литературные и мифологические образы друг с другом, но в собственном контексте. Само название игры “Мор. Утопия” - это уже в некотором смысле антиотсылка к философу гуманисту Томасу Мору и его произведению “Утопия”. Антиотсылка? Потому что если в книге “Утопия” Томаса Мора описано его видение идеального островного государства, этакий “утопический социализм”, то в игре мир стремится к падению общества под давлением как внешних факторов (таких как эпидемия, как одно из основополагающих сюжета, собственно говоря, значение слова “мор” в отрыве от фамилии), так и внутренних, например неспособностью главных героев, сословий договориться между собой, т.к. имеют разные видения и уклады.
Кстати, о главных, и не только, героях. Это тоже большая тема отсылок на литературу разного времени. Как мифологическую, так и вплоть до нового времени.
Например: имя одного из главных героев - Даниил Данковский.
Вполне возможно, это отсылка к герою рассказа Максима Горького "Старуха Изергиль" - Данко. Напомним вам, в рассказе Горького упоминается племя жизнерадостных людей, которое жило в степи, в окружении лесов. Но в один момент более сильные племена вытеснили этих людей в болото, где чадил болезнетворный смрад. Люди умирали от болезней, и чтобы вывести племя из болота через темный лес, некий Данко вырывает свое пылающее сердце и умирает. И да. Данко - также цыганское сокращение имени Даниил. И что самое интересное, этот герой игры так же наделен похожим характером. Пылкий идеалист, решивший побороть смерть, узнав что такое бессмертие, с чем его есть полагается.
Есть тут и некий Александр Блок.
Вроде бы толстая отсылка на русского поэта, однако и да, и нет. Отсылка может быть и подойдет, если смотреть в контексте поэмы “двенадцать”. Но что если в этой поэме мы поставим в главу войска некоего Антония Блока из фильма “Седьмая печать”, который снят основываясь на пьесе Ингмара Бергмана “Роспись по Дереву”? Ха! Другое дело!!!
Хотите еще интересностей? Большая половина персонажей говорят на языке Ларошфуко. Так например: «Вернейший способ быть обманутым — считать себя умнее других». И говорит это некий Виктор Каин, еще один герой этой игры.
Кстати о Каиных. Это одна из трех семей, властителей города, представляющих идеологию Утопизма, т.к. стремятся к бессмертию. Старший Каин - Симон вроде бы даже познал бессмертие. Но умер. Мда. А еще это можно рассмотреть как отсылку на библейские мотивы о Каине, первом убийце, который являлся долгожителем. И тут авторы игры опять переворачивают все, т.к. идеология Каиных диаметрально противоположна религиозной. Одним словом - утописты.
А как на счет... Пастернака? АГА!
Есть тут и некая Лара Равель. Очень добродушная девушка, однако сломленная горем тяжелой утраты своего отца, капитана Равеля.
Сюжет мы раскрывать не будем, однако стоит сказать, что в смерти своего отца она винит вышеупомянутого генерала Блока. И ей приходит на ум застрелить генерала, но попытка оказывается неудачной. Ну чем не отсылка к Ларе из “Доктора Живаго”, где происходит нечто подобное, разве что в игре катализатор ее поступка - не любовная линия. Однако характер и элементы сюжета данного персонажа бьют "в десятку".
И вот из таких аллюзий и отсылок и состоит игра. Это лишь часть найденного нами совместно с литературным клубом “Лампа”, на который рекомендуем вам подписаться, и следить за новостями. А мы пока на этом закончим, скорее всего ждите продолжения в будущем! Удачи!
________________________________
Литературный клуб "Лампа": https://vk.com/litlampvp