Найти тему
Филиал Карамзина

Почему герой картины привязан к дереву в лесу

Все картины незаслуженно забытого художника Василия Максимова посвящены деревне и крестьянскому быту. В каждой показана часто грустная, порой и трагическая история, заставлявшая сопереживать героям полотна. Одна из особенно пронзительных и неоднозначных картин художника – «Лесной сторож».

«Лесной сторож» 1893. Хранится в Одесском художественном музее.
«Лесной сторож» 1893. Хранится в Одесском художественном музее.

Сюжет картины «Лесной сторож»

Трагичный случай произошел в зимнем в лесу: на переднем плане изображен крестьянин в стареньком тулупе, без шапки, в покрытых снегом валенках. Руки мужчины связаны за спиной, и еще примотаны к дереву. Он стоит, полусогнувшись, в тщетных попытках освободиться, и смотрит в след удаляющимся саням.

Рядом видны свежие спилы, а на санях люди увозят несколько крупных деревьев. Чуть дальше лежит мертвая собака, видимо, принадлежавшая привязанному крестьянину. Из названия картины понятно, что это лесник. Он пришел выполнять свою работу: защищать барский лес. Услышав, что кто-то рубит деревья, лесник отправился на место. По мирному не обошлось. Крестьяне, воровавшие лес, убили собаку, а лесника привязали к дереву.

Идея – о чем хотел сказать художник?

Неизвестно, почему крестьяне оставили мужика, мешавшего им, в живых: толи патронов не было, толи просто пожалели. Тем не менее, если освободиться леснику не удастся, то учась его решена – в суровые зимы ночью в лесу не выжить.

Картина весьма неоднозначная. С одной стороны – это крестьянские мужики, которым тоже не выжить в зимнюю пору без топлива. Если помещик не разрешает пользоваться лесом, рубить больные деревья, то крестьянам приходится воровать. С другой стороны – лесник, исполняющий свою работу, за которую ему нужно отчитываться перед барином.

Художник с большой точностью изобразил каждую деталь: тревогу лесника, который пытается выбраться из пут. Рядом валяется шапка – шла борьба, силы были на стороне крестьян, и они смогли скрутить лесника и привязать к дереву. На снегу видны пятна крови, везде валяются сломанные ветки.

С трудом можно различить на удаляющихся санях лицо одного из крестьян – он смотрит назад, на лесника, надеясь, что они успеют уехать, когда тот сможет освободиться. Возможно, они его привязали не очень крепко, только лишь затем, чтобы не мешал во время рубки. Крестьяне понимают, что лесник исполняет свой долг, но и им надо выживать, как-то греть свой дом…

Василий Максимович Максимов (1844-1911). Портрет выполнен художником Н. В. Красновым. 1887 г.
Василий Максимович Максимов (1844-1911). Портрет выполнен художником Н. В. Красновым. 1887 г.

Как Василий Максимов стал живописцем

Хочется уточнить, почему такой талантливый художник не рисовал надушенных дам и кавалеров, а обратился к проблемам крестьян. Он сам – крестьянский сын, родился в деревне Лопино под Петербургом. Все жители деревеньки не умели ни читать, ни писать, кроме Максима Максимова, отца, который успел научить грамоте и своих детей.

Но когда Васе исполнилось 6 лет, отец умер, и мать отдала сына в школу при монастыре. Сама же она сильно застудилась и умерла. 10-тилетний Вася остался жить при монастыре. Именно там ему привили любовь к чтению и рисованию. Когда Василий стал старше, то брат отвез мальчика в город, где тот поступил учеником в иконописную мастерскую.

Но приходилось туго: один хозяин бил, другой не давал читать, жег книги. Чтобы на что-то жить, юноша стал писать портреты местным торговцам. Зато смог поступить в Академию Художеств, где учился с Репиным, Поленовым. Тогда появилась его первая картина из деревенской жизни, увы, основанная на собственном опыте. В деревне от болезни умерла 10-летняя племянница, и Василий изобразил убитых горем родителей, сидящих возле кроватки усопшей девочки (эта картина утрачена).

«Слепой хозяин», 1884 год. Хранится в русском музее
«Слепой хозяин», 1884 год. Хранится в русском музее

Русская деревня лучше, чем Италия

В то время лучшим ученикам давали стипендию и возможность стажироваться в Италии. Но Максимов не поехал. Вот тогда он и решил наблюдать за крестьянами и «перешел навсегда к деревенской жизни». Художник обосновался в деревне и писал картины, сюжеты для которых брал, даже не отходя от дома. Богатые соседи тщетно звали его в гости.

Только вдова генерала Измайлова смогла пригласить художника в свой дом. Там то он и встретился с генеральской дочкой, на которой впоследствии женился. С жены, Лидии Васильевны, написано много картин. Она стала настоящей музой художнику. Такие полотна, как «Все в прошлом», «Колдун на деревенской свадьбе», приносят Максимову известность.

«Мечты о будущем. 1868. Таганрогский художественный музей. Здесь жена художника
«Мечты о будущем. 1868. Таганрогский художественный музей. Здесь жена художника

Но последние два десятка лет своей жизни Василий Максимов прозябал: заказов не было, муза умерла, сам он был больным и часто выпивал. Даже денег на свою смерть у художника не оказалось, и его похоронили соседские крестьяне, как смогли, воздав живописцу нехитрые почести.

Дополнительные материалы смотрите у нас на  ТЕЛЕГРАММ  и  ЮТУБ КАНАЛЕ, а также в ТикТоке.