Найти тему
Мона

Суэцкий канал строили 10 лет ,а Беломорканал 2 года

Беломорско- Балтийский канал зимой
Беломорско- Балтийский канал зимой

Написать эту статью мне захотелось,когда недавно нашла фотографии из поездки на Беломорканал.Я была там давно,лет 10 назад и помню как меня потрясло величие канала,уже тогда я знала,что строили его почти голыми руками.Построили за два года(Суэцкий канал строили 10 лет при наличии техники,он на 67 километров короче,).

Беломорско-Балтийский канал (до 1961 года им.Сталина) -канал, соединяющий Белое море с Онежским заливом.Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Строили канал заключённые заключённые Белбалтлага. Это была одна из значительных строек в то время.Благодаря его сооружению, судам не нужно огибать Скандинавский полуостров по северным морям ,что бы попасть из Финского залива в Белое море или, например, из Санкт-Петербурга в Мурманск.

-2

За этим помпезным проектом стоял тяжелейший труд десятков тысяч заключенных, которых заставили жить и работать в нечеловеческих условиях.

Основная часть работ велась вручную, лопатами и кайлами, а строительные материалы использовали только самые дешевые и местного происхождения: дерево, камень, грунт, торф.

Тратиться на обеспечение быта строителей советская власть не планировала. Поэтому на проект были брошены в основном заключенные из лагерей. Направляли сюда осужденных по политическим статьям, и раскулаченных "лишенцев", и "воров в законе". Как пафосно объявлялось, все они подлежали "перевоспитанию физическим трудом". Здесь было организовано особое подразделение ГУЛАГа – БелБалтЛаг.

-3

Именно в те годы возник термин "зэк". Полностью он расшифровывался как "заключенные каналоармейцы"(зэ-ка). Стройка организовывалась по военному принципу: там имелись штабы и роты .

Условия жизни и работы на Беломорканале были крайне тяжелыми. На день строителям-заключенным полагалось 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей. Только часть рабочих проживала в продуваемых ветрами бараках, многие размещались в палатках и даже в шалашах, наспех сложенных из бревен и веток. Иногда укладывались спать прямо на снег. Если кто-то нарушал дисциплину, администрация имела право увеличить ему срок заключения.

Работы шли круглосуточно, смены были многочасовыми, практически без перерывов на отдых и перекур. Чтобы вдохновлять арестантов на трудовые подвиги, на берегу играл оркестр. Далеко не все выдерживали тяжелых условий и изматывающего труда. Вот строки из "Архипелага ГУЛАГ" А.И. Солженицына: "После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица… Их посылают на канал сразу десятками тысяч…"

После окончания строительства канала, генсек вместе с К.Е. Ворошиловым и С.М. Кировым отправились на его "ревизию". Однако Сталина новый водный путь не слишком впечатлил: он заявил, что канал слишком мелок и узок, и даже назвал его "бессмысленным и никому не нужным".

Из 300 тысяч заключенных, которые участвовали в строительстве, погибли около 100 тысяч. Вся трасса канала во множестве помечена крестами. Гробов умершим не полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось. Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…Как говорил Некрасов:"А по бокам-то всё косточки русские..."Хоть и не про Беломорканал говорил писатель,про Октябрьскую железную дорогу,но строки подходят идеально.

Среди строителей были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые – Лосев, Лихачев…

Во время войны, перед самым подходом врага, шлюзы были взорваны. Самые страшные последствия имел взрыв, прозвучавший 11 декабря 1941 года. В тот день вода хлынула вниз к Онежскому озеру и залила половину города Повенца. Однако уже в июне 1946 года канал восстановили, и тут же по нему перебросили 400 судов, полученных по репарации у Германии. А затем начались долгие годы реконструкции. Не случайно говорят, что сдан канал был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет.

К сведению: общая длина канала 227 километров. 97 километров из общей длины приходится на затопленные реки, 80 – на зарегулированные озера, 48 – на искусственное русло (непосредственно канал) и 1,7 километра – на морской канал, прорытый в дне Белого моря.

Надо помнить и знать,господа свою историю.А то не ровен час повторится.

Теперь ты ходишь капитаном, Теперь ты водишь здесь суда, Но не сказал ты уркаганам За то спасибо никогда. Инна Гофф

Фото автора.Информация из разных источников Интернета.