Продолжаем серию разговорников. Сегодня мы посетим парусник и разберемся с лексиконом, который вам будет нужен, чтобы блеснуть в компании, когда разговор зайдет за парусники.
1. Мачта.
Начнем с самого заметного, что есть на любом паруснике и это мачта.
Я объединю все мачты судна в один пункт, чтобы не растягивать статьи и чтобы было понятнее.
Начнем. Первая мачта, вы возможно удивитесь, горизонтальная длинная палка, торчащая из носа судна, это тоже мачта и имя ей Бушприт. Бушприт несет на себе только косые паруса.
Следующая по счету мачта находится так же на носу судна, но уже стоит она горизонтально, и называется она Фок-мачта или просто Фок. Фок в отличие от Бушприта уже несет на себе и прямые и косые паруса. Вообще косые паруса у Фока и у Бушприта общие.
Мачта, что находится посередине называется Грот. И тут следует внести небольшую ремарку. Все мачты, которые находятся между носовой и кормовой мачтами называются Гротом. Если на судне больше, чем один Грот, то им просто присваиваются порядковые номера. Грот, что ближе к носу судна, получает порядковый номер 1, что за ним 2 и так далее. грот так же несет на себе и косые и прямые паруса.
Последняя мачта по порядку, но не по значению, это Бизань. Бизань за частую имеет один косой парус и все остальные прямые.
2. Парус.
В этом пункте разберемся с парусами. Так же все паруса будут взяты в один пункт.
На примере Грота разберем названия парусов. Одной мачты будет достаточно, ведь в названии паруса меняется только принадлежность к мачте.
Первый парус и самый большой это Грот. Тут тоже следует сделать ремарку, что у каждой мачты первый парус называется так же, как и сама мачта. Будучи еще курсантом на паруснике мне довелось работать на этом парусе. Крайне тяжелый и крайне жесткий парус, скажу я вам.
Второй и третий паруса называются марселями, верхний и нижний соответственно.
Четвертый и пятый паруса имеют названия брамсель и бом-брамсель соответственно.
На некоторых мачтах еще имеется и шестой парус — трюмсель, но я не встречался с подобными парусами.
3. Рей.
По аналогии с первыми двумя пунктами будем разбирать реи в одном пункте и так же на примере Грот-мачты.
Первый рей будет Грота-рей. Этот рей получил свое название благодаря парусу, который он и держит.
Далее идет Грот-марса-рей так же как и марселя, реи бывают верхним Грот-марса-рей и нижним Грот-марса-рей. Но уже в отличие от Грота-рей Грот-марса-рей получил свое название благодаря марсовой площадки, расположенной возле этого рея.
После будут Грот-брам-рей и Грот-бом-брам-рей, в этом случае уже, как и Грот-рей получил свое название благодаря парусу, так и тут, эти реи получили свои название благодаря парусам.
Ну и конечно же шестой рей Грот-трюм-рей. Как и говорилось выше, мне не довелось поработать на этом рее.
4. Такелаж.
Проще говоря, под такелажем подразумевают всю оснастку мачты, а в более широком смысле, то и оснастку всего судна. К такелажу относится любая веревка, любой блок. Сам такелаж уже делится на Бегучий и стоячий.
5. Стоячий такелаж.
Стоячий такелаж — это тот такелаж, который обеспечивает неподвижность конструкциям судна. Например, ванты, сделанные из стальных тросов, надежно удерживают мачту и не позволяют ей отклонятся.
6. Бегучий такелаж.
Бегучий такелаж напротив является подвижной частью такелажа и зачастую сам приводит в движение механизмы или конструкции мачт.
7. Фал.
Фал — это снасть, позволяющая поднимать и спускать паруса с палубы, относится к Бегучему такелажу. Процесс подъема парусов заключается в том, что матросы с палубы тянут фалы и тем самым убирают паруса, дальше они лезут на мачты и закрепляют, поднятые паруса.
Названия фала связанно с названием паруса, который он поднимает. Например, Грота-фал.
8. Брасы.
Брас так же относится к Бегучему такелажу и представляется собой веревку, которой разворачивают реи, чтобы поймать ветер. И так же, как и у фала, название браса связано с названием рея, с которым он взаимодействует. Например, Грота-брас.
9. Гальюнная фигура
Все же вы знаете, что на старых парусных судах, под бушпритом были красивые русалки или любые иные красивые фигуры. Так вот эта фигура называется Гальюнной фигурой.
И вы меня спросите, а почему так, ведь гальюн на флоте это туалет?
А я вам отвечу, что туалет на судне не всегда назывался гальюн, изначально гальюн это место для установки Гальюнной фигуры, откуда и пошло название.
Это туалет уже впоследствии стали называть гальюном из-за того, что отхожие места на судне зачастую ставились на носу судна, на самом это гальюне. Гальюн вообще с нидерландского это нос судна.
10. Леерное ограждение
Леер изначально это просто натянутый трос и независимо от того, где он установлен, он предназначен для страхования, чтобы люди могли держаться за него. А вот леерное ограждение уже не обязательно должно быть из троса, оно так же может быть и из металла. Грубо говоря это забор на судне, чтобы люди не падали за борт.
Предыдущие серии:
Следующие серии:
#морской флот #морской разговорник #разговорник #море #флот