Найти в Дзене
Дмитрий Смотров

Морской разговорник или как понять моряка, когда ничего не понятно? Часть 3.

Оглавление

Продолжаем серию разговорников. Сегодня мы посетим парусник и разберемся с лексиконом, который вам будет нужен, чтобы блеснуть в компании, когда разговор зайдет за парусники.

1. Мачта.

Начнем с самого заметного, что есть на любом паруснике и это мачта.

Я объединю все мачты судна в один пункт, чтобы не растягивать статьи и чтобы было понятнее.

Начнем. Первая мачта, вы возможно удивитесь, горизонтальная длинная палка, торчащая из носа судна, это тоже мачта и имя ей Бушприт. Бушприт несет на себе только косые паруса.

Следующая по счету мачта находится так же на носу судна, но уже стоит она горизонтально, и называется она Фок-мачта или просто Фок. Фок в отличие от Бушприта уже несет на себе и прямые и косые паруса. Вообще косые паруса у Фока и у Бушприта общие.

Мачта, что находится посередине называется Грот. И тут следует внести небольшую ремарку. Все мачты, которые находятся между носовой и кормовой мачтами называются Гротом. Если на судне больше, чем один Грот, то им просто присваиваются порядковые номера. Грот, что ближе к носу судна, получает порядковый номер 1, что за ним 2 и так далее. грот так же несет на себе и косые и прямые паруса.

Последняя мачта по порядку, но не по значению, это Бизань. Бизань за частую имеет один косой парус и все остальные прямые.

Вот для примера Барк "Крузенштерн". Имеет 5 мачт: Бушприт, Фок, Грот 1, Грот 2 и Бизань.
Вот для примера Барк "Крузенштерн". Имеет 5 мачт: Бушприт, Фок, Грот 1, Грот 2 и Бизань.

2. Парус.

В этом пункте разберемся с парусами. Так же все паруса будут взяты в один пункт.

На примере Грота разберем названия парусов. Одной мачты будет достаточно, ведь в названии паруса меняется только принадлежность к мачте.

Первый парус и самый большой это Грот. Тут тоже следует сделать ремарку, что у каждой мачты первый парус называется так же, как и сама мачта. Будучи еще курсантом на паруснике мне довелось работать на этом парусе. Крайне тяжелый и крайне жесткий парус, скажу я вам.

Второй и третий паруса называются марселями, верхний и нижний соответственно.

Четвертый и пятый паруса имеют названия брамсель и бом-брамсель соответственно.

На некоторых мачтах еще имеется и шестой парус — трюмсель, но я не встречался с подобными парусами.

Барк "Мир"
Барк "Мир"

3. Рей.

По аналогии с первыми двумя пунктами будем разбирать реи в одном пункте и так же на примере Грот-мачты.

Первый рей будет Грота-рей. Этот рей получил свое название благодаря парусу, который он и держит.

Далее идет Грот-марса-рей так же как и марселя, реи бывают верхним Грот-марса-рей и нижним Грот-марса-рей. Но уже в отличие от Грота-рей Грот-марса-рей получил свое название благодаря марсовой площадки, расположенной возле этого рея.

После будут Грот-брам-рей и Грот-бом-брам-рей, в этом случае уже, как и Грот-рей получил свое название благодаря парусу, так и тут, эти реи получили свои название благодаря парусам.

Ну и конечно же шестой рей Грот-трюм-рей. Как и говорилось выше, мне не довелось поработать на этом рее.

Польская парусная яхта "Погория"
Польская парусная яхта "Погория"

4. Такелаж.

Проще говоря, под такелажем подразумевают всю оснастку мачты, а в более широком смысле, то и оснастку всего судна. К такелажу относится любая веревка, любой блок. Сам такелаж уже делится на Бегучий и стоячий.

Барк "Надежда" Грот-мачта
Барк "Надежда" Грот-мачта

5. Стоячий такелаж.

Стоячий такелаж — это тот такелаж, который обеспечивает неподвижность конструкциям судна. Например, ванты, сделанные из стальных тросов, надежно удерживают мачту и не позволяют ей отклонятся.

6. Бегучий такелаж.

Бегучий такелаж напротив является подвижной частью такелажа и зачастую сам приводит в движение механизмы или конструкции мачт.

7. Фал.

Фал — это снасть, позволяющая поднимать и спускать паруса с палубы, относится к Бегучему такелажу. Процесс подъема парусов заключается в том, что матросы с палубы тянут фалы и тем самым убирают паруса, дальше они лезут на мачты и закрепляют, поднятые паруса.

Названия фала связанно с названием паруса, который он поднимает. Например, Грота-фал.

8. Брасы.

Брас так же относится к Бегучему такелажу и представляется собой веревку, которой разворачивают реи, чтобы поймать ветер. И так же, как и у фала, название браса связано с названием рея, с которым он взаимодействует. Например, Грота-брас.

9. Гальюнная фигура

Все же вы знаете, что на старых парусных судах, под бушпритом были красивые русалки или любые иные красивые фигуры. Так вот эта фигура называется Гальюнной фигурой.

Гальюнная фигура
Гальюнная фигура

И вы меня спросите, а почему так, ведь гальюн на флоте это туалет?

А я вам отвечу, что туалет на судне не всегда назывался гальюн, изначально гальюн это место для установки Гальюнной фигуры, откуда и пошло название.

Это туалет уже впоследствии стали называть гальюном из-за того, что отхожие места на судне зачастую ставились на носу судна, на самом это гальюне. Гальюн вообще с нидерландского это нос судна.

10. Леерное ограждение

Леер изначально это просто натянутый трос и независимо от того, где он установлен, он предназначен для страхования, чтобы люди могли держаться за него. А вот леерное ограждение уже не обязательно должно быть из троса, оно так же может быть и из металла. Грубо говоря это забор на судне, чтобы люди не падали за борт.

Барк "Надежда"
Барк "Надежда"

Предыдущие серии:

Следующие серии:

#морской флот #морской разговорник #разговорник #море #флот