Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Турецкий бизнесмен Альпаслан Сарыгёз: строить в Беларуси и объекты, и жизнь — выгодно

26 лет назад турецкий паренек впервые приехал в Минск, чтобы выучить русский. Прошло время, и он внес значительный вклад в современный облик белорусской столицы. Сегодня бизнесмен планирует получить гражданство нашей страны. Об этом мы побеседовали с Альпасланом Сарыгёзом — представителем одной из крупнейших турецких компаний в Беларуси.

— Почему вы, будучи жителем такой теплой страны, сделали свой выбор в пользу столь прохладной Беларуси?

-2

— Сначала я выбрал язык, а не страну. В Турцию в 90-е годы в большом количестве стали приезжать челноки на автобусах. А я тогда оканчивал лицей и ходил на курсы по подготовке к поступлению в университет. И мои учителя сказали нам, что будущее за русским языком и чтобы мы все искали возможность выучить его. Я стал узнавать через родственников про условия жизни в России, Беларуси и Украине, в Прибалтике. Я узнал, что, к примеру, жить в России и платить за учебу обойдется слишком дорого. В Украине тоже было стремно и нестабильно. Так в 1994 году я и два моих земляка оказались в Беларуси.

-3

Турецкие бизнесмены Альпаслан Сарыгёз и Мурат Онар переехали в Беларусь уже больше 20 лет назад.

— Какие напутственные слова сказали вам в дорогу родные? Что именно привлекло вас в нашей стране?

— Родные волновались за меня, им страшно было. Но нам Беларусь казалась немного загадочной и романтичной. Мы были молоды и, естественно, знали, что здесь красивые девушки. Поэтому мама говорила мне: «Смотри, сынок, учись!» И я, как хороший сын, сдержал слово: во время учебы отношения не заводил. Мой выбор пал на эту страну еще и потому, что в турецком посольстве в Беларуси друг моего друга работал атташе по культуре. Он помог мне сюда приехать и обосноваться. На тот момент по-русски я знал только «да», «нет», «спасибо» и «пожалуйста». Поступил на подготовительный факультет в Институт современных знаний. Ровно год мы учили только русский язык, историю Беларуси и чуть-чуть математику. А уже после я стал студентом переводческого факультета иняза. И кроме русского учил еще английский язык. Практиковался в ходе выставок, когда в Минск приезжали турецкие фирмы, представляли свои товары, налаживали деловые связи с белорусами. Так я немного познакомился с белорусским бизнесом. После окончания вуза приступил к поиску работы, места, где я мог бы свои знания, навыки применить и быть полезным. Начал с того, что было модно тогда: собственного бизнеса, продавал изделия из кожи и кожаные куртки, позже — шубы. У меня появился магазин в «Мире моды» на рынке «Ждановичи».

— Да, я помню, еще на «Динамо» куртками все закупались в 90-е годы.

— На «Динамо» была одежда люкс. И потом «Паркинг» появился, что стало сенсацией! Там открылось много маленьких магазинчиков по 4–5 квадратных метров, где каждый метр аренды стоил 5–10 тысяч долларов в месяц. Так что в этой квадратуре таилось целое состояние, помню по своему бизнесу. (Смеется.)

— А родители не уговаривали вернуться обратно в Турцию, когда вы окончили учебу в вузе?

-4

— Турция — большая страна с немалым населением. У нас сумасшедшая конкуренция, и она повсеместно. Поэтому вернуться туда и быть одним из рядовых граждан — невыгодно и бессмысленно было для меня. К тому же знание русского языка в Турции никому не требуется, он нужен тут для турецкого инвестора, который хочет сюда приехать. По сути, я здесь как маяк. Ведь в нашей диаспоре, общине как все устроено? Если кто-то куда-то собирается выезжать, он первым делом выясняет, кто из турков давно живет в этой стране, знает язык и какие связи у него есть. Наверное, так у всех народов налажено. Это нужно для того, чтобы, условно говоря, не наступать на одни и те же грабли, не открывать Америку заново. Так мы получаем необходимую информацию и можем быть уверены, что приняли верное решение.

— И что вы рассказываете турецким инвесторам о Беларуси сегодня? Как вы их привлекаете сюда, чтобы они вложили здесь деньги в бизнес?

— Серьезный вопрос. Тут есть несколько привлекательных факторов. Во-первых, стабильность, которая проявляется в Беларуси во всем. Здесь не было каких-то политических колебаний — это важно. Во-вторых, месторасположение страны, которая находится вроде бы в центре Европы, но и не в Европе. В том, что Беларусь не входит в Евросоюз, есть свои плюсы, и немалые. Россия и Украина рядом, Турция недалеко и Таможенный союз. А в Европе другая правда игры, другие условия экономики, правила торговли. Там все жестко, здесь все гибче! А тем более если ты крупный или даже мелкий иностранный инвестор. В моей практике были люди, которые хотели вложить сюда и 200 тысяч евро, и 200 миллионов евро. При этом отношение в Беларуси к любому бизнесмену одинаковое, независимо от суммы.

Белорусское налогообложение по сравнению с европейским не такое высокое, считает турецкий бизнесмен

Раньше было проблематично добраться в Беларусь из Турции — надо было лететь сюда через Европу или Россию. Но как только установилось прямое авиасообщение в достаточном количестве, сразу дела пошли. Сегодня иметь бизнес в Беларуси — то же самое, что в России: все под боком. Если кому-то нужен выход к морю — пожалуйста, через Клайпеду, Новороссийск. С перевозками проблем нет!

— Только бизнес вас тут держит? Поэтому не возвращаетесь на родину?

— У меня две причины – бизнес и семья. Я женат на белоруске Ольге, у меня трое сыновей. Привык и воспринимаю здесь все как родное. В Беларуси и в Минске не чувствую себя иностранцем. Поэтому не хочу возвращаться в Турцию, хотя жизнь там стала лучше, чем 26 лет тому назад. Даже за последние пять лет там наблюдается динамика развития частного бизнеса, но все равно высокая конкуренция сохраняется и растет. За десятилетие в Турцию приехало много выходцев из стран Азии и Балкан с дипломами и профессией, со знанием языка. Именно они сейчас помогают в становлении турецкого бизнеса.

Конечно, у меня есть дом там и я знаю, что у родных, слава Богу, все хорошо, своим делом занимаются. Но понимаю, что здесь у меня больше возможностей что-то сделать.

— А как белорусы на вас реагируют при встрече?

— Они радостно удивляются. Раньше реакция была более настороженной: вот турок-коммерсант, может что-то отобрать. Сейчас такого нет, многое поменялось! Ведь удачный бизнес делается только через общение. Хорошее знание языка — это одно, и совсем другое — понимание менталитета.

— Каким образом от продаж кожгалантереи вы перешли к строительной отрасли?

-5

— Это судьба! Свою профессиональную карьеру я начал со строительной компании «Эмсаш» в 2000 году. Занятие кожгалантереей меня не удовлетворяло, захотелось чего-то большего. Так появился проект по реконструкции гостиничного комплекса «Минск». Сюда приехала целая армия турецких инженеров и мастеров со знанием русского языка. И первое лицо компании, Алан Риза Арслан, пригласил меня стать его правой рукой и переводчиком. Выполнили работы в срок. Когда завершили реконструкцию, в декабре 2002 года первую четырехзвездочную гостиницу международного уровня открывал Президент Беларуси. Так мы приобрели заслуженную репутацию, а я остался в этой фирме главой представительства.

-6

В Беларуси я могу еще оказать кому-то помощь и услуги, реализовывать проекты, как, например, пятизвездочная гостиница «Президент-отель», которая возведена за счет кредита, предоставленного «Тюрк Эксимбанком» под гарантии. Реконструкция бывшей гостиницы «Октябрьская» была выставлена на торги, и возникла борьба. Первый тендер признали недействительным — там были свои нюансы у белорусской стороны. А в 2010 году прошел еще один тендер, в новом виде: концепцию поменяли и сделали «Президент-отель». Получился уже другой проект — не только значение поменяли, но и даже сами объемы работ. Мы выиграли на всех трех этапах тендера и заключили договор, получили все разрешения.

-7

Во время строительства провели исследование и выяснили, что нецелесообразно оставлять старое здание, потому что тут надо было бассейн делать, определенное количество машино-мест и т. д. С согласия Администрации Главы белорусского государства было принято решение его полностью снести. Техника по огромным кусочкам «отгрызала» здание. Нужно было аккуратно работать, потому что рядом находились больница, Администрация Президента, Белорусское телеграфное агентство. Над дизайном тоже трудились турецкие специалисты. Мрамор и детали, которые видите в номерах, — все из Турции. Построили надежный, удобный, современный и более долговечный объект в срок. За эти заслуги впервые гражданина Турции, председателя совета правления акционерной компании «Эмсаш» Арслана, наградили орденом Почета.

Кроме того, в это время мы начали строительство отеля «Ренессанс». Это проект Михаила Гуцериева. Мы возвели здание в рекордные сроки — за 9 месяцев, перед чемпионатом мира по хоккею в Минске. Для нас это было волнительно. И далее мы занимались следующим проектом — небольшой гостиницей «Аква-отель» возле аквапарка на проспекте Победителей и строительством коттеджных домиков.

-8

— А как же строгие предписания МЧС и прочих организаций? Это не отпугнуло?

— Требований много, но мы учли все рекомендации по максимуму и согласовали с нашими заказчиками. Конечно, из-за этого увеличилась стоимость, но в некоторых моментах нам дали компенсацию и возможность более дешевым и эффективным способом закрыть некоторые вопросы. Нашли общий язык! А с белорусами всегда можно договориться!

— Что думаете о жителях Беларуси? Какие они?

— Белорусы — добрые и отзывчивые люди. Другие слова сюда не подойдут. Они много настрадались в своей истории. Но белорусы ни на кого не обижаются и достойно живут своей жизнью.

Беларусь — страна возможностей, и политические перемены ей не нужны

Диана Шибковская

Фото: автора и из открытых интернет-источников