Между Третьим Транспортным кольцом, угрюмыми промзонами и железной дорогой Горьковского направления расположилось одно из самых интересных мест Москвы, о котором знают немногие москвичи и ещё меньше гостей города. Сегодня я хочу рассказать о Рогожской старообрядческой общине - духовном центре старообрядцев Белокриницкого согласия.
Всё началось с кладбища. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы, в связи с чем похороны в черте города были запрещены. За Камер-Коллежским валом появлялись новые кладбища, некоторые из которых сохранились до наших дней и ныне считаются очень престижными. Ваганьковское, Введенское, Даниловское, Преображенское - все эти некрополи являются наследием именно той эпидемии 1771-го года. Старообрядцы своих покойников хоронили в братских могилах справа от Владимирского тракта, в трёх верстах от Рогожской заставы.
Кладбище положило начало архитектурному ансамблю Рогожской старообрядческой общины и знакомство с этим историческим местом будет логично начать именно с осмотра того самого кладбища. Оно сохранилось по сей день, вот только не особо богато красивыми памятниками и надгробиями. Всему виной большевики, которые пустили камень со многих могил на облицовку различных творений прогрессивной архитектуры. В тридцатые годы такой подход был весьма распространён. К примеру пару лет назад рабочие вскрыли ступени у знаменитого «Дома на набережной» и обнаружили на них надписи явно похоронного характера. Материалом для их изготовления послужили памятники с расположенного по соседству церковного кладбища.
Самым эффектным уголком старообрядческого кладбища является родовое захоронение Морозовых, возведённое по проекту известного архитектора Фёдора Шехтеля.
Под сенью большого кованного навеса нашли свой покой многие представители широко известного в дореволюционной России семейства.
Самого большого памятника удостоился Тимофей Саввич Морозов - сын родоначальника династии Саввы Морозова. Тимофей был младшим сыном в семье, но именно ему отец доверил управление своими фабриками. Это было обусловлено тем, что младший из сыновей был единственным кто появился на свет свободным, так как на момент его рождения Савва уже выкупил семью из крепостной зависимости. Да-да, основатель одного из богатейших предпринимательских кланов Российской империи был мало того, что крепостной, так ещё и неграмотный. Документы за него подписывал сын Иван.
Жена Тимофея Морозова похоронена в одной могиле с ним. Она пережила супруга на двадцать два года и после его смерти не только успешно управляла семейным делом, но и занималась благотворительностью: на её деньги были возведены храм-колокольня близ Рогожского кладбища, общежитие для сестёр Марфо-Мариинской обители, Никольская церковь в Зуеве, богадельня и храм святого апостола Тимофея в том же Зуеве. В области образования Мария Морозова финансировала стипендии талантливых гимназистов и студентов, оплатила создание лаборатории механической технологии волокнистых веществ в Московском техническом училище (ныне известном как МГТУ имени Баумана), покупала книги для различных учебных заведений. Кроме того, на её средства был построен корпус для душевнобольных Старо-Екатерининской больницы и Брестский ночлежный дом на Пресненском валу.
Рядом со старшими Морозовыми лежит их сын, названный в часть своего деда Саввой. Он был одним из самых богатых предпринимателей страны, но несмотря на это, поддерживал большевистское движение, прятал революционера Баумана от полиции, водил дружбу с Максимом Горьким и умер при подозрительных обстоятельствах. Его нашли в гостиничном номере с простреленной грудью, на полу лежала короткая предсмертная записка: «В смерти моей прошу никого не винить». Казалось бы всё говорило в пользу версии о самоубийстве, тем более что окружающие знали о подавленном психологическом состоянии Саввы в то время. Тем не менее ходило множество слухов о том, что промышленник не собирался сводить счёты с жизнью и на самом деле был злодейски убит.
Захоронения прочих членов семьи Морозовых оформлены гораздо скромнее.
На соседнем участке раскинулось целое поле восьмиконечных крестов, под которыми лежат представители старообрядческого духовенства.
По надписям на памятниках видно, что у старообрядцев сейчас 7530-й год. Как и у обычных православных, их летоисчисление ведётся от сотворения мира и новый год наступает первого сентября по старому стилю (то есть 14-й сентября по обычному календарю).
Попробуйте без подсказки расшифровать эти цифры. Большинство чёрных саркофагов на этом кладбище выглядят одинаково, но шрифты на них разные и в некоторых случаях очень красивые.
Через дорогу от кладбища стоит храм святителя Николая Мирликийского. Он нарядный, похожий на разноцветную расписную шкатулку и внутри неплох, тем более, что не закрывался в советское время.
Наличники словно из дерева вырезаны.
Особенно мне нравится вот эта пара маленьких окошек.
Изначально эта церковь была единоверческой. Единоверие - это направление в старообрядчестве, последователи которого при сохранении древних богослужебных обычаев, признают юрисдикцию Московского Патриархата. Сейчас храм полностью принадлежит РПЦ.
К западу от церкви Николая Мирликийского находится Дом причта, соединённый с ней крытым переходом. Это довольно большое двухэтажное здание, в котором прежде размещался кабинет попечителей кладбища, архив, кухня для приготовления поминальных трапез, залы для собраний и комнаты для отдыха приезжих. После революции большевики национализировали дом и несколько десятков лет он служил пристанищем многим людям, пока во второй половине восьмидесятых годов не сгорел в пламени жуткого пожара. Голые стены были возвращены старообрядцам, за время жизни в советской стране несколько растерявшим своё благосостояние. Денег на реставрацию у новых хозяев не было и ещё долго Дом причта стоял в виде угрюмых развалин. Восстановление старинного сооружения было завершено лишь в 2013 году.
Покровский собор был построен по проекту Матвея Казакова в 1792 году. Его можно назвать несколько непропорциональным, но в этом нет вины зодчих или заказчиков. Получив известие о планах старообрядцев построить огромный храм, митрополит Санкт-Петербургский Гавриил обратился к императрице Екатерине II с предупреждением о том, что такое сооружение будет подрывать авторитет официальной церкви и склонять простой народ в сторону раскола. Императрица поручила московскому генерал-губернатору Прозоровскому разобраться в ситуации, в результате чего первоначальный проект храма был изменён: вместо пяти глав была возведена лишь одна, уменьшился размер шпиля, исчезла алтарная апсида.
Уникальность храмов Рогожской старообрядческой общины состоит в том, что вообще то до выхода «Указа об укреплении начал веротерпимости» 1905-го года староверам не дозволялось строить собственные культовые сооружения. Богослужения они в основном проводили в тайных молельных внутри обычных домов.
В 1856-м году по приказу властей алтари храмов Рогожского кладбища были запечатаны и пребывали в таком состоянии до 1905-го года.
В честь распечатывания алтарей началось строительство величественного Храма-колокольни Воскресения Христова, радующего пассажиров электричек Горьковского направления блеском золотых куполов. Из всех архитектурных творений близ Рогожского кладбища, это моё любимое, но сейчас я хочу обратить ваше внимание на небольшую стелу перед ним.
На ней выложены мозаики с изображениями четырёх старообрядческих святых, под которыми записаны короткие жизнеописания. Обычно этих людей называют раскольниками и даже после изучения текстов современных учебников истории, в голове возникает образ невежественных фанатиков, одетых во всё чёрное и живущих в лесу. Кажется, что для самих старообрядцев раскольниками являются последователи патриарха Никона, а те кто противился его нововведениям были героями, не отступившими от своих идей даже под угрозой ссылок и казней.
Та самая боярыня Морозова с картины Сурикова охарактеризована как «стойкая защитница апостольского и святоотеческого предания Святой церкви».
Разумеется упомянут и протопоп Аввакум. Он действительно внёс вклад в становление русской литературы. Советую вам прочитать некоторые из его произведений, к примеру собственное «Житие протопопа Аввакума», положившее начало жанру автобиографии в нашей стране. Это сложный текст для восприятия современного человека. Перед прочтением постарайтесь представить себя в реалиях XVII века - без электричества и современных удобств, воспитанных в пропитанной религиозными догмами среде и с минимальными познаниями об окружающем мире. Возможно в таком случае вы сможете понять мир наших предков.
Церковь Рождества Христова всегда казалась мне кусочком Царицынского дворца, перенесённым на восток столицы.
Кажется прямо сейчас в храме проводится выставка, посвящённая 400-летию со дня рождения священномученика протопопа Аввакума.
За храмами издавна были пруды с чистой родниковой водой, куда на Богоявление съезжались старообрядцы со всей Москвы. За состоянием прудов следили, стирка белья и даже обычное купание в них были строго запрещены. В советское время их засыпали ради строительства стадиона завода автоматических линий, на месте которого десять лет назад вновь появились пруды. Только теперь они полностью забетонированы и больше похожи на бассейны.
В XIX веке тут была целая старообрядческая слободка, в которой нашлось место не только храмам, но и обычным зданиям. В этом доме жили семьи священников и певчих.
На заднем плане видна «Козина палата» - богадельня из начала XIX века. Было время когда тут жили беспризорники, подкидыши и сироты. Отдельной категорией обитателей этого дома были дети «солдаток» - женщин, чьи мужья служили в армии. Как известно, срок службы в начале XIX века был ещё очень долгим и женщине, оставшейся без поддержки супруга приходилось самой растить детей и работать за двоих. Как правило такие семьи были абсолютно нищими даже по меркам обычных крепостных крестьян, вдобавок у «солдаток» была неважная репутация, так как в народе считалось, что они гуляют и ведут распутный образ жизни в отсутствие мужа. Сыновья солдат автоматически записывались в воинское сословие и становились кантонистами, то есть были чем-то вроде армейских крепостных. Вот почему местные «солдатки» даже под угрозой наказания и денежного штрафа старались скрыть от военного ведомства факт рождения сыновей и такие мальчики часто попадали в «Козину палату». Но там ещё нужно было выжить, так как детская смертность была высокой, по этой причине приют и закрыли в 1836 году. Безнадзорные дети вернулись сюда лишь в советское время и до 2001 года здание использовалось как «Дом ребёнка».
Весьма изящное решение: современная распределительная подстанция загримирована под исторический дом.
Я покинул территорию основного архитектурного комплекса и отправился посмотреть остальные здания, оставшиеся от старообрядцев прежних веков. По пути мне на глаза попалось любопытное граффити «Русь старообрядческая». На огромной карте России и сопредельных стран изображены храмы старообрядцев в различных городах. Учтите, что большинство из них построено за двенадцать лет с момента выхода «Указа об укреплении начал веротерпимости» до Октябрьской революции. Указаны в основном городские церкви, ведь уместить на карте все сельские храмы было бы непосильной задачей.
Особое место занимает село Белая Криница на территории Украины. Именно оттуда пошла современная Русская православная старообрядческая церковь. Она не объединяет абсолютно всех староверов, среди которых есть те, кто обходится вообще без священников - так называемые беспоповцы. Из того, что изображено здесь я видел вживую старообрядческие храмы во Владимире, Новозыбкове, Боровске, Орехово-Зуево, Костроме, Нижнем Новгороде и Великом Новгороде. Ещё мне довелось побывать на службе в старообрядческой церкви города Клинцы, но она почему то тут не отображена.
Старообрядческие храмы Урала и Сибири.
Старообрядческие храмы далёкого Дальнего Востока выглядят крайне аскетично.
Краем старообрядческой географии на востоке (или уже на западе?) является поселение Николаевск на Аляске. Предки местных староверов переехали из России в китайский город Харбин после прихода к власти большевиков. Когда стало понятно, что Китай тоже становится коммунистическим они решили взять задел и осесть в далёких землях, которые если и покраснеют, то совсем в отдалённой перспективе. Часть последователей поселилась в Бразилии, часть уехала в Австралию, некоторые выбрали для новой жизни город Вудберн в американском штате Орегон. По видимому даже Орегон показался им слишком многолюдным и начались поиски какого-либо иного медвежьего угла. В 1967 году Русская старообрядческая община за 14000 долларов приобрела квадратную милю земли на Аляске. В следующем году началось строительство поселения, ставшего родным для шестидесяти семей. Мужчины первоначально трудились в сфере земледелия и скотоводства, но постепенно переключились на занятие рыболовством, строительство маломерных судов на местной верфи и плотницкие работы. Женщины ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей. Я читал, что у них в школе преподаются уроки русского языка, но большинство николаевцев говорит на нём плохо, с обильными вставками американизмов. На фотографиях поселения видно, что все дома возведены в традиционном американском стиле, потому что мастера, умевшие строить русские избы давно отошли в мир иной. Да и семей, где один из супругов является обычным американцем становится всё больше. Тем не менее даже сейчас местные жители сохраняют многие черты исконного уклада, присущего старообрядцам минувших веков.
В прошлом этот неприметный домик был баней. Думаю, что мне известно почему банным днём в старину была именно суббота. В будни народ работал, а воскресенье посвящал молитвам. Для того, чтобы растопить баню и поддерживать в ней нужный уровень жара нужно не занятое иными заботами время, которое имелось лишь в субботу. В этот день баня работала с раннего утра и до позднего вечера, принимая посетителей со всей Рогожской слободы. Это одно из немногих старообрядческих зданий, не изменивших своего назначения при СССР. Вплоть до шестидесятых годов тут смывали пот рабочие местных заводов. Сейчас здание бани возвращено старообрядцам и продолжает служить удовлетворению самых насущных человеческих потребностей, на этот раз в нём открылась трапезная.
За мрачным бетонным забором скрывается богадельня Бугровых. Видимо ограда осталась с тех пор, когда здесь было отделение милиции.
Последнее здание на сегодня - бывший старообрядческий богословский институт, построенный в 1911 году. Благодарю за дочитывание.