Найти тему

"Насилие" (Compulsion), или Второй фильм из виртуальной трилогии о процессе Леопольда-Леба и их адвокате

В 1959 году вышел фильм Ричарда Флейшнера "Насилие". Если Хичкока в "Веревке" интересовали психологические и философские моменты, а нравственные устои людей, решивших совершить идеальное убийство чтобы проверить, способны ли они на такое, то Флейшнер подробно рассказал и о преступлении, и о процессе, последовавшем за ним.

Фабула та же. 2 студента, увлекшись идеями Ницше о сверхчеловеке, убивают подростка, причем заводилой выступает Штраусс, Штайнер ему подчиняется. В реальности убийц звали Леб и Леопольд они были евреями. Флейшнер изменил фамилии, но, тем не менее, они ясно намекают на то, что их носители не являются англосаксами. Первую часть фильма зрители (ну, по крайней мере те из них, кто не был знаком с этим громким делом) с напряжением следят и переживают: найдут ли убийц.

Штраусс (Б. Диллман)  и Штайнер (Д. Стоквелл).
Штраусс (Б. Диллман) и Штайнер (Д. Стоквелл).

Вторая часть это ленты не менее интересна. Флейшнер устами адвоката Джонатана Уилка (чьим прототипом был Кларенс Дэрроу) говорит о ценности человеческой жизни, о недопустимости смертной казни. Это завершающая сцена фильма, речь адвоката длится 15 минут, 1/6 часть ленты.

Уилк (О. Уэллс).
Уилк (О. Уэллс).

То, какую важность придавал Флейшнер именно это фигуре, говорит имя актера, который сыграл роль адвоката. Орсон Уэллс. На тот момент ему было около 43 лет, на четверть века меньше, чем Кларенсу во время процесса. Тем не менее, на эту роль выбрали именно его. Вероятно, потому что Уэллс мог произнести слова оправдательной речи так, что зрители поверили ему и встали на его сторону. Роль была сыграна настолько мощно, что Уэллс получил за нее приз Каннского кинофестиваля. Хотя, на мой взгляд, аргументы Уилка более, чем спорные: "Если эти мальчишки оправятся на виселицу, то исключительно потому, что их родители богаты... Это убийство называют хладнокровным, потому что его не сколько месяцев планировали. Но не будем забывать, что господа полицейские несколько месяцев планировали отнять у этих детей жизнь... Суд вынуждают поступить с подсудимыми так же, как они поступили со своей жертвой". Позиция "онжедеть" в корне неправильная, тем более, что "детям" было 18 и 19 лет, а вот их жертве всего - 14. И полицейские планировали "убить" их не просто так, от нечего делать, а за зверское убийство ребенка.

-4

То, что это именно позиция режиссера, а не случайное совпадение, говорит и образ Рут, девушки, которую Штайнер позвал наблюдать за птицами в парке и потом попытался изнасиловать. Рут сопротивлялась и он остановился, не доведя дело до конца. И потом в суде девушка защищала Штайнера, на том основании, что "у него глаза грустные, он несчастен". Хм... Человек решился на насилие не из-за страсти, не от того, что он без этой женщины жить не может. А просто потому, чтобы доказать себе, что он МОЖЕТ взять девушку силой. Ну, хорошо, тут он отступил и его почти сразу же арестовали, ни на ком ином он это проверить не смог. А если бы он через неделю встретил девочку, которая не смогла бы дать ему отпор, то что? Ах, у него глаза грустные, он поэтому может насиловать и убивать? Господа, а не рехнулись ли вы?

Штайнер и Рут (Д. Варси).
Штайнер и Рут (Д. Варси).

Резюме: фильм хорош, но позицию режиссера я не разделяю.

P.S. Леб, прототип Штраусса, был убит в тюрьме сокамерником. Леопольд, чрезвычайно одаренный юный орнитолог, знавший 15 языков, вышел на свободу, просидев 34 года. Вот вам и пожизненное, да.

P.P.S. Флейшнер был режиссером, не зацикливающимся на каком-то одном жанре. Он снял и юридический триллер "Насилие", и историко-приключенческую ленту "Викинги", и фантастику "Зеленый сойлент", и военную драму "Тора! Тора! Тора!", и криминальную картину "Новые центурионы", и фэнтези "Конан-разрушитель" и "Рыжая Соня".