Она прошла долгий и насыщенный событиями путь — от блистательной балерины-дебютантки до ректора и педагога с целым списком достижений.
Балерина-самородок
Софья Головкина родилась в Москве 13 октября 1915 года. Ее родители не были связаны с балетом и театром: мама работала ткачихой, отец — в институте ЦАГИ. Девочка сама захотела обучаться классическому танцу, и тогда мама отвела ее в школу балета при Большом театре. Софья проявила себя как сильнейшая ученица на курсе. Выпускница Головкина с отличием окончила класс Александра Ивановича Чекрыгина, представителя Санкт-Петербургской балетной школы.
После окончания Московского хореографического училища в 1933 году Головкина оказалась на сцене Большого театра, где ее ожидала карьера солистки. Два года спустя балерина исполняла партии Лизы в классической постановке «Тщетная предосторожность» и Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» на музыку Шостаковича. Первым мужем Софьи Головкиной стал знаменитый советский хореограф Федор Лопухов: именно он перенес балет «Светлый ручей» на сцену Большого.
За первыми ролями уже год-два спустя последовали звездные Раймонда, Принцесса Аврора и Одетта-Одиллия. Балерину называли королевой фуэте: она могла выполнить 100 туров, не сходя с места. Среди журналистов – современников Головкиной даже была распространена байка, что она исполняет фуэте на почтовой марке.
Идеальная техника и яркая самобытность делали балерину незабываемой в героических партиях, еще одним любимым амплуа были комедийные роли.
Педагог и руководитель
С 1959 года в карьере Софьи Николаевны начинается новый этап — преподавание. В стенах Московского академического хореографического училища Головкина вырастила несколько поколений балерин. Среди ее учениц — Наталия Бессмертнова, Нина Сорокина, Марина Леонова, Алла Михальченко и другие.
Педагогическую деятельность она успешно совмещала с административной: более 40 лет, с 1960 по 2001 год, Софья Головкина занимала должность директора Московского хореографического училища. За эти десятилетия учебное заведение стало институтом (1987), а затем — академией (1995).
Софья Николаевна настояла, чтобы столичное хореографическое учебное заведение получило новое здание. В 1967 году случился переезд в помещение с двадцатью репетиционными залами и собственной сценой для учебных постановок. С этого времени обучаться здесь могли 600 человек, и в хореографическое училище Москвы стремились попасть начинающие артисты со всей страны.
Артист балета Николай Цискаридзе так писал о Софье Николаевне:
«Ее очень уважали и боялись. Дисциплина, порядок, расписание — все в школе при Головкиной было первоклассно. Чистота вокруг здания, а я всю жизнь живу окнами на школу, была образцово показательной».
Теоретик и практик балета
Вклад Софьи Головкиной в развитие мирового балета впечатляет. В 1989 году в Токио благодаря ее поддержке открылся Институт русского балета, год спустя — Летняя школа балета в Вэйле (Колорадо, США), а в 1997 году — Школа балета в Стамбуле. Во всех этих заведениях московские хореографы преподавали танцевальное искусство и ставили концертные программы.
Стены учебного заведения, которым руководила Головкина, тоже были открыты для звезд мирового балета. Здесь проводили мастер-классы Леонид Мясин, Джером Роббинс, Морис Бежар, выступали артисты Нью-Йорк Сити балет и Гранд Опера.
Важные аспекты своей преподавательской методики Головкина запечатлела в учебных фильмах «Основы классического танца» и «Сценическая практика».
Внучка Головкиной, хореограф Софья Гайдукова, однажды поделилась своими воспоминаниями:
«Она внешне была похожа на английскую королеву, и в отношениях было много ритуалов. Я часто стеснялась во время общения с ней, о многом не успела расспросить».
Софья Головкина умерла 17 февраля 2004 года в Москве в возрасте 89 лет. В ее насыщенной событиями и достижениями жизни было много триумфов, но были и испытания. Головкина пережила войну в стенах театра и уже потом, годы спустя, рассказывала своим ученицам, как после спектаклей поднималась с другими артистками на крышу Большого и ловила там зажигательные бомбы, чтобы бросить их в ящики с песком.
Но главное, по словам балерины Марии Александровой, — Софья Николаевна Головкина умела создать «балеринский» характер, а «балерины без характера не бывает».
Понравилось? Еще больше увлекательных историй о балете и интервью со звездами сцены ждет вас на сайте Ingodance: