Доброго времени, друзья. Сегодня у нас выпуск про детей, однако недетский, как ни парадоксально. Один фильм про одержимого ребёнка, другой про ребёнка и его мать, которым угрожают соседи. Идеально было бы выпустить эту часть разбора лучших фильмов ужасов всех времён и народов по версии списка "best-horror-movies.com", скажем, 1 июня, в день защиты детей, для большего символизма, однако я не хочу столько ждать, честно говоря, да и это сколько канал будет простаивать, не дело. Так что работаем.
40 место
"Омен"/"The Omen"(1976)
Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 32 834;
Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 112 768;
Режиссёр - Ричард Доннер.
Он был рождён в 6 часов 6 июня. Как предсказано в Книге откровений, настанет конец света, последнее противостояние сил добра и зла, и началом его будет рождение сына Сатаны в облике человеческом.
У жены американского дипломата Роберта Торна рождается мёртвый ребенок, но мужчина неспособен сообщить ей трагическую новость, поэтому усыновляет младенца с родимым пятном в виде трёх шестерок. Когда мальчик подрастает, вокруг него начинают происходить трагические события.
Первый из фильмов, который впору приставить к 1 июня, представляет собой мистический детектив или что-то этакое и в переводе его название означает "предзнаменование" или "знамение", но у нас решили, что просто написать то же слово русскими буквами будет лучше, и озаглавили кино как "Омен". Что ж, ну зато звучит лаконично.
А ещё фильм с Грегори Пеком в главной роли так хорошо поднял денег в прокате(60 миллионов долларов сборов при затратах в 2,8 миллиона зелёных), что запустил небольшую франшизу. Вышло 3 прямых продолжения фильма 1976 года, последний из которых вышел в 1991 году(в третьем фильме, кстати, даже сыграл Сэм Нил), потом был ремейк 2006 года, потом в 2016 году вышел сериал, а сейчас вроде как планируется приквел, который на КиноПоиске обозначен как "Первое знамение" и почти никакой информации о котором до сих пор нет.
Я старательно обхожу обсуждения самого фильма, поскольку даже не знаю, что о нём, собственно, сказать. Это довольно ровный мистический триллер, и хоть в строке жанра указаны только ужасы, назвать фильм прям страшным тяжеловато. Напряжным - да, страшным - meh. Хоть фильм и идёт почти 2 часа, где-то 1 час 50 минут, назвать его скучным нельзя, даже просто оттого, что фильм, как мне кажется и видится, ровно такой, каким и должен был быть в авторской задумке - неторопливым, размеренным и спокойным. Конечно, это не значит, что фильм идеальный, поскольку лично мне такое просто в душу не западает, но это объясняет почему у картины Ричарда Доннера такие высокие оценки. В рамках жанра мистических триллеров оригинальный "Омен", наверно, один из главных его представителей. Хоть я, конечно, и не могу сказать точно, ведь раз я такое не люблю, то, как вы понимаете, такого кино я почти не смотрю.
Откровенно говоря, фильм мне зашёл, но не более, такая уверенная пятёрка из десяти, может, пятёрка с половиной, но это максимум. Однако, вместе с тем, я даже не знаю, к чему в этом фильме можно было бы докопаться, чтоб объективно пояснить за свою оценку. Что называется, ни убавить, ни прибавить. Ну, может кого-то смутит неторопливый темп ленты. А так вообще кино добротное для своего жанра. Если любите такую всякую мистику, то посмотрев эту ленту, думаю, не пожалеете о содеянном.
39 место
"Ребенок Розмари"/"Rosemary's Baby"(1968)
Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 34 724;
Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 204 325;
Режиссёр - Роман Полански.
Молодая бездетная пара Розмари и Гай Вудхауз переезжают в нью-йоркский Бремфорд. Очень скоро они знакомятся с эксцентричными соседями, Минни и Романом Кастевет, которые то и дело навязываются им в друзья.
Однажды Розмари видит странное видение, будто она плывет на яхте с Гаем, который превращается в демона и насилует её. Через несколько дней девушка узнает, что беременна. Череда странных событий наталкивает Розмари на догадку, что их соседи — члены сатанинского культа.
Вот уже подъезжают заметные игроки жанра, которые частенько мелькают в тех или иных списках лучших фильмов. Так, "Ребёнок Розмари", помимо 39 место в списке "best-horror-movies.com", занимает аж 3 место в списке лучших фильмов ужасов по версии сайта "Slant Magazine", 7 место в списке лучших фильмов ужасов от сайта "timeout.com", 23 место в списке самых скандальных фильмов всех времён от сайта "filmsite.org", 36 место в списке лучших фильмов всех времён по версии издания "Entertainment Weekly" и 38 место в списке лучших фильмов ужасов по версии пользователей сайта IMDb.
Да и пользовательские оценки ничего себе такие: если на КиноПоиске 7,6 баллов, что выше среднего, но ещё куда ни шло, то на IMDb у фильма рейтинг ровно 8 из 10, что уже довольно высокий показатель не то что для фильма ужасов, а для всего кинематографа вообще. Критики фильм тоже все хвалят, но оно и понятно, раз фильм во всех тематических топах располагается не на последних местах. У фильма Полански даже есть один Оскар - за лучшую женскую роль второго плана для Рут Гордон, сыгравшей заботливую соседку.
Однако мне как простому смертному, которому не хватает мозгов и терпения, чтоб строить из себя псевдоинтеллектуала, не понять, откуда у фильма такая массовая любовь. С критиками понятно, кино в их духе, но вот зрителям-то тут что приглянулось? Тут может показаться, что мне фильм не понравился и что я его сейчас буду ругать. Вообще не совсем, но есть немного.
Для меня важно, как вы догадались, если читали мои предыдущие статьи, чтоб кино было интересно смотреть. Это тема для отдельного материала, но вкратце, как мне видится, кино должно не только смотреться интереснее, но и быть оправданным в рамках содержания. Что имеется ввиду? - Имеется ввиду следующее: каждая сцена фильма должна быть оправдана сюжетом или смыслом. Если по окончанию просмотра вы воспроизводите фильм в голове и не понимаете, к чему в нём была вот эта сцена и вот эта, то вероятно, что сцена просто не нужна. Конечно, это всё довольно субъективно, но, как показывает моя практика, чаще всего такие моменты довольно легко определяются и объяснить их наличие сложно даже самым рьяным любителям СПГС.
Из примеров такого безобразия - сцена покупки героя Майкла Шеннона автомобиля из оскароносного фильма "Форма воды" 2017 года. Кто-то мне там ответил, что та сцена нужна для демонстрации того, что типа все положительные герои какие-то не такие, а герой Шеннона такой типичный белый токсичный мужик, который исполняет свою типичную американскую мечту в виде покупки автомобиля. Тот человек мне это разъяснял без негатива, так как ему самому фильм не понравился, поэтому спорить я с ним не стал, а только поблагодарил за мнение, но если это действительно то, как люди себе объясняют эту сцену, то я всех поздравляю, конечно, но это вообще никак не объясняет, на кой ляд было потрачено пять минут моей жизни на какую-то чушь.
Так о чём бишь я? А, ну и значит я хочу сказать, что первый американский фильм Полански неплохо от этого страдает. Я смотрел кино не отвлекаясь, и докончив просмотр я промотал фильм по всей полоске хронометража, и убедился в своих подозрениях, что в фильме полно сцен, надобность которых под сомнением.
Да даже ладно, смилуюсь и переформулирую: действительно лишних сцен, может, и немного, но те сцены, в которых какой-никакой смысл есть, затянуты порой до неприличного. Если кто не знал, - на секундочку, - фильм идёт 2 часа 15 минут, что для ужасов очень много. Чтоб понять, насколько фильм "тормозит", скажу, что Розмари беременеет только на пятидесятой минуте фильма. Вы только вдумайтесь в это. Первые 45 минут вам будут просто показывать как они обживаются на месте. Это всё прекрасно, но как-то оперативнее нельзя? Время слишком ценный ресурс, чтоб вот так его тратить направо да налево.
А о чём там фильм, к слову? О паранойе и страхе за ребёнка от рук соседей-психов? Что ж, да, какое-то недовольство соседями проявляется время от времени, но что-то подозревать Розмари начинает только минуте на восьмидесятой, а та самая её паранойя стартует чуть ли не на сотой минуте, когда уж кино на финишной прямой. Так что как-то маловато в фильме того, за что его хвалят. Ну серьёзно, у меня у одного ощущение, что ленту можно было сократить минимум на треть?
Да, конечно, кто-то скажет, что "атмосфера", "нагнетание", "угнетение" и прочее, однако, как известно, краткость есть сестра таланта, - это раз, а два - из трёх вышеперечисленных явлений я действительно почувствовал атмосферу и угнетение - атмосферу угнетения моего личного времени.
Тем не менее, несмотря на то, что я воспринял фильм средне, посмотреть его, пожалуй, стоит, так как мировая классика и прочая хрень. К тому же, быть может, кто-то объяснит мне таки корень успеха сей картины. Однако прошу всегда помнить, что если даже фильм внёс что-то новое, если он представляет собой какую-то невероятную пищу для ума, то это далеко не значит, что он хороший. Хорошая головоломка тоже должна быть интересной, иначе кто станет на неё тратить время, кроме выпендрёжников?
И помните, "развлекать" и "быть интересным" - это не одно и то же.