В эти предпраздничные дни я много думаю о первопроходцах — людях, создававших газету «Крымские известия». В чём им было трудно? Вокруг всё рушилось: страна, идеология, институции, экономика, судьбы и биографии. Им же фактически на руинах нужно было не просто придумать новый проект, а вложить в него направляющий вектор, смысл, позитив, перспективу. Публицистика не может не звать соотечественников, не открывать горизонты, не подбадривать. Иначе издание будет мёртворождённым. Удивительно, но, несмотря на сильные встречные ветры, первому главному редактору Геннадию Константиновичу Сюнькову удалось собрать команду, вдохновить, нацелить и самое главное — облечь работу в систему, предложить концепцию, что в нашей профессии очень важно.
Не всем властным чинам и общественным авторитетам в 1991 году хотелось, чтобы у парламента появился свой печатный орган. Сопротивление было ещё то. Однако по-житейски мудрая часть депутатского корпуса проект благословила. Как руководитель я знаю, не так сложно выпустить первые задиристые 10—15 номеров. Но за 15-м приходит 16-й, начинаются редакционные будни, поток, круговерть, спешка. Особенно если речь идёт о ежедневном графике выпуска. И удержать планку на заданной высоте, когда ты, что называется, вышел на широкую медийную дорогу, — задача не рядовая. Она тоже покорилась нашим отважным, терпеливым и талантливым предшественникам.
Сегодня кое-кто из маститых ветеранов, облачившихся в тоги экспертов, говорит: «Ну что же ты хочешь? В СССР была крепкая журналистская школа. Кадры просеивали через мельчайшее сито. Сюнькову досталась «золотая порода». С такой в разведку ходить запросто! Он бы сейчас попробовал сделать прорыв с выпускниками факультетов журналистики, не прочитавшими ни одной серьёзной книжки». Наверное, «кадры решали всё». Но преданно работающая все три десятилетия в «Крымских известиях» мой заместитель Галина Вербицкая, говоря о старте, вспоминает самоотверженность, желание сделать задуманное на самом высоком уровне, удивить в первую очередь себя.
— В первые месяцы у нас даже помещения своего не было, — чуточку грустит она о безвозвратно ушедшем. — Мы с утра до позднего вечера пропадали в типографии. Надо отпечатать репортажик, а пишущей машинки нет. Просили одолжения у коллег из «Ленинца» или газеты «Достлукъ».
Сейчас в профессию пришли куда более практичные люди. Если заедает клавиша в компьютере, истерика несётся до небес (я не о своих любимых известинцах говорю, они со мной в огонь и воду). Возможно, это и правильно. Везде должен быть порядок. Труд наш и государством, и учредителями оценивается ниже некуда. Тем не менее всегда держу в голове наставление главного учителя всех советских медийщиков — декана факультета журналистики МГУ Ясена Николаевича Засурского: «Журналист должен быть немножечко Дон Кихотом».
За три десятилетия газета переживала разные периоды, в том числе очень мрачные, застойные. Перечитывая в старой подшивке материалы золотых моих девочек, безбожно засушенные, омертвлённые рукой ретроградов, я думаю — милые мои, хорошие, как же вы это перетерпели? Наверное, потому что питались всё-таки сюньковскими корнями, добротно заложенными традициями. Сейчас на наших больших медийных тусовках коллеги-главреды из других регионов порой сочувственно интересуются: «Подолгу сидишь в приёмной у спикера для согласования материалов?». И не верят, когда я отвечаю, что не сижу вообще! При этом сами депутаты мне нередко говорят с укором: «По острию ходите, власть ругаете. А она ведь вам финансирование определяет». Случаются «разборы полётов» и посерьёзнее. Тем не менее я очень благодарна Председателю Государственного Совета РК Владимиру Андреевичу Константинову за доверие и возможность честно исполнять наш профессиональный долг, с минимальными издержками. Мы ведь не враги, одинаково любим Крым, хотим ему только добра. Просто журналистика, она как кошка ложится хозяину на больное место. Зачем? Чтобы подлечить.
В эти дни «Крымские известия» получают много писем с поздравлениями. Мы благодарим каждого за внимание и добрые слова. Я тоже хочу присоединиться и адресовать их родному коллективу. У нас удивительная профессия. Мы чуть раньше остальных узнаём новости и интуитивно чувствуем, как они складываются в тенденцию. Это даёт нам больший обзор, словно за рекой жизни мы наблюдаем немножечко с высоты, а также шанс что-то исправить, если рукав реки норовит свернуть не туда. Пусть нашу дружную известинскую семью объединяет именно такая философия. Будем вместе беречь Крым, поддерживать ростки хорошего, беспощадно выпалывать сорняки и служить читателю. Только так, дорогие мои Дон Кихоты!
Ирина ИВАНЧЕНКО