Уроженец Минской области Иван Козич воевал за Родину, за честь мамы и брата.
* В 1938 году Иван прошел курс обучения в Минском аэроклубе. Поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу летчиков.
*Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Сражался на Брянском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. К началу февраля 1943 года заместитель командира эскадрильи 721-го истребительного авиаполка Иван Козич совершил 210 боевых вылетов, провел 31 воздушный бой.
*Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.04.1943 года Ивану Семеновичу Козичу присвоено звание Герой Советского Союза.
*Война для Ивана Козича закончилась в сентябре 1944 года под Варшавой в составе 129-го гвардейского авиаполка. Он получил тяжелое ранение и был комиссован. К тому времени летчик-истребитель выполнил 423 боевых вылета, сбил 20 вражеских самолетов. После войны Иван продолжил службу в ВВС.
Летом 1944 года, после жаркого, но успешного воздушного боя, летчики 721-го истребительного авиационного полка поочередно заходили на посадку и заруливали на стоянку. Вот приземлился и Ла-5 с большим количеством красных звездочек на фюзеляже, символизирующих о победах над фашистскими стервятниками, и изображением пикового туза на капоте двигателя самолета. К покинувшему кабину самолета летчику, а это был один из лучших воздушных бойцов полка – Герой Советского Союза Иван Козич, подбежал полковой почтальон.
— Товарищ капитан, Вам письмо, — сказал он и протянул помятый треугольник.
Иван Козич посмотрел на адрес отправителя. Внизу конверта, под неровной карандашной чертой, было написано:
«Минская область, Узденский район, деревня Старые Морги». Кто отправлял, написано не было, да и почерк был незнакомый.
Почти месяц назад родная деревня Козича была освобождена от оккупантов. В тот же день он отправил туда письмо матери.
И вот пришел ответ, но так тревожно защемило сердце закаленного в воздушных боях летчика. Козич осторожно вскрыл конверт, письмо было от односельчан. В глазах Ивана потемнело от прочитанного:
«Твое письмо, Иван Семенович, вручить было некому. Твою мать и брата расстреляли немцы. Кто-то сказал, что ты летчик и воюешь против них и что твой брат и мать связаны с партизанами. Вот за это и расстреляли...»
Об этом же вспоминал в своей книге «Крылья Победы» и маршал авиации С. И. Руденко:
«Замечательными подвигами прославился летчик-истребитель Герой Советского Союза Иван Козич. Он пользовался всеобщим уважением не только в своем полку, но и в других частях армии. Когда деревня Старые Морги, его родина, была освобождена, Иван Козич поехал навестить свою мать. Но не застал ее в живых. Фашисты на глазах односельчан расстреляли мать летчика. Соседи рассказали ему, как это было.
...Мертвая тишина царила тогда в деревне. Ни песен, ни голоса живого. Жизнь будто вымерла. Однажды в избу семьи Козичей пришли фашисты.
– Собирайся! – закричали они матери, размахивая автоматами.
Они вывели ее во двор. Потом схватили за ноги и поволокли к свежевырытой яме.
– И как только ни издевались над Анной Антоновной, – со слезами на глазах рассказывали односельчане. – Сперва ироды наставили на нее автомат и начали пугать. Затем дали очередь по ногам. Окровавленная, она упала на землю и просила смерти у врага. Но подлые палачи вначале потешились над ней, а затем убили.
На второй день эскадрилья Ивана Козича была в воздухе. У самой линии фронта она обнаружила несколько «Фоккеров», которые на малой высоте шли в сторону своей территории. «Лавочкины» бросились в атаку.
– Это вам за Анну Антоновну Козич! – говорили летчики Семенов и Гуляев, расстреливая вражеские машины. В этот день они уничтожили 2 самолета противника. А за месяц эскадрилья Козича сбила 13 машин в воздухе и 2 – уничтожила на земле...»
Сергей Игнатьевич Руденко тогда, в дни освобождения Советской Белоруссии, был командующим 16-й Воздушной Армии, летчики которой дали клятву:
«Мы слышим тебя, наша родная многострадальная Белоруссия. Твой зов для нас дороже жизни. Твой зов для нас — это мольба и надежды наших братьев и сестер, это голос нашей совести и чести.
Сотни километров прошли мы с жестокими и кровопролитными боями, пока вступили на твою священную землю. Но мы всегда думали о тебе, Беларусь! Эта мысль всегда вдохновляла нас в бою и укрепляла нашу волю к победе. Мы видели и слышали тебя сквозь густые сталинградские метели, сквозь дым и развалины Курска, сквозь руины и пожарища Чернигова И наши сердца рвались вперед. И наш напор возрастал с каждым днем.
Мы клянемся тебе, родная Беларусь, что не уцелеет броня фашистских «тигров» и «фердинандов» от огня наших пушек и взрывов бомб. Они будут гореть еще чаще. Ни один дот и дзот не устоит против нашего мощного штурмового удара...
За муки и слезы, за кровь и смерть лучших твоих сыновей и дочерей противник жестоко поплатится».
И клятву летчики свято сдержали!
О боевом пути летчика-героя из Узденского района
Родился Иван Козич 3 марта 1920 года в деревне Старые Морги Узденского района Минской области. В 1935 он окончил 7 классов в городе Борисове и поступил в Борисовский индустриальный техникум. Когда же комсомол бросил клич – «дадим стране 150 тысяч летчиков», Иван пошел в аэроклуб, затем, в 1938 году, поступил в Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко. Летчиком-истребителем Козич стал после Чугуевской военной летной школы и 15 июня 1941 года сержантом отправился служить в Ленинградский военный округ, где его и застало известие о войне.
Он рвался в бой, но на фронт Козич попал несколько позже, после переучивания на самолет ЛаГГ-3. Под городом Горький летчики 721-го истребительного авиационного полка отражали атаки фашистской авиации, затем прикрывали от врага города и военные объекты Рыбинска и Ярославля. В этих воздушных боях и получил боевое крещение наш молодой земляк. Ему присвоили воинское звание старшего сержанта и назначили командиром авиазвена.
В июле 1942 года 721-й полк был передан 286-й истребительной авиадивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта. В воздушных боях летчики полка с июля по сентябрь 1942 года уничтожили 52 вражеских самолета, потеряв при этом 21 свой. В числе лучших был и Иван Козич. Он в июльских воздушных боях сбил 4 вражеских самолета. Тогда же Иван первый раз был сбит и сам, но сумел выпрыгнуть из горящего самолета. А вскоре вернулся и в боевой строй и с еще большей жестокостью сражался с противником.
За те бои Иван Козич был награжден орденом Красного Знамени.
1943 год для Ивана Козича ознаменовался важным событием в его фронтовой биографии. Он, тогда еще старшина, удостаивается звания Героя Советского Союза.
На своем счету старшина Козич имеет 9 сбитых фашистских самолетов, из них 4 бомбардировщика и 5 истребителей. Кроме этого в групповом воздушном бою сбито 4 самолета противника.
В проводимой операции с 26 января 1943 года сбил 5 самолетов противника: 1 февраля 1943 года в составе 4 самолетов ЛАГГ-3 бойцы прикрывали действия штурмовиков на железнодорожной станции Курск. В это время заметили, как 2 МЕ-109 выруливали на взлет. В результате проведенной атаки лично старшиной Козичем оба МЕ-109 на взлете скапотировали. При выходе из вышеназванной атаки летчик атаковал и ХЕ-111, заходивший на посадку. В результате чего ХЕ-111 был подожжен и врезался в землю.
Кроме задач по сопровождению бомбардировщиков, штурмовиков и прикрытия своих войск, тов. Козич являлся одним из лучших охотников и разведчиков части. Перед началом операции отлично выполнил задание по фотографированию укрепленного участка в районе Дросково.
Все боевые вылеты тов. Козич выполнял в качестве ведущего.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, проявленные при этом мужество и героизм старшине Ивану Козичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
О присвоении звания Героя Советского Союза Иван узнал, находясь на лечении в госпитале после того, как в одном из разведывательных полетов столкнулся с немецким истребителем и вступил с ним в бой. Немец не выдержал стремительной атаки и вышел из боя, а Козич взял курс на свой аэродром для доставки разведданных. Фашист же решил зайти ему в хвост и сбить. Козич, будучи опытным воздушным бойцом, вовремя заметил хитрый прием врага. Завязался воздушный бой: самолеты то падали резко вниз, то взмывали вверх. Горючее в баке самолета Козича заканчивалось, а фашист наседал. Тогда Иван пошел в лобовую атаку: раздался сильный удар, яркая вспышка света ослепила глаза, очнулся наш земляк в госпитале лишь на 21-й день. Там и узнал, что его вместе с сиденьем выбросило из кабины на небольшой высоте, что и спасло ему жизнь. Немецкий летчик же сгорел вместе с самолетом.
«А орден Александра Невского, — вспоминал впоследствии Иван, — мне дали за бой под Кромами, что южнее Орла на 60 километров. Это было 11 и 12 июня 1943 года. Нашей группе из 19 самолетов (8 истребителей и 11 штурмовиков) было дано задание от командования – нанести бомбовый удар по передовым позициям немцев. Я был старшим. Когда пересекли линию фронта, навстречу нам летели 145 немецких самолетов (40 истребителей и 105 бомбардировщиков). Я принял решение вступить в бой. Атаковали и разогнали фашистских стервятников, те даже бомбы на свои позиции побросали. По словам командира штурмовой дивизии генерал-майора Крупского (он находился на передовой и лично наблюдал за ходом боя), мы сбили 24 фашистских самолета, своих потерь не имели. Он же и подсчитал количество немецких самолетов. Через два часа он прилетел на наш аэродром и перед строем полка снял со своей груди орден Александра Невского № 816 и лично прикрутил мне на грудь. Остальных 18 летчиков представили к ордену Боевого Красного Знамени».
О героических подвигах белоруса Ивана Козича не раз писали фронтовые газеты, а 2 июля 1943 года ему была посвящена статья в газете советских Военно-Воздушных Сил «Сталинский сокол»:
«Дружная пара непобедима.
Есть в Н-ском авиаполку крепко спаянная пара Козич-Казакевич. Ровно год, как воздушные бойцы летают вместе. Они так сдружились, что не только в воздухе, но и на земле друг от друга – ни на шаг. Специальность этой пары – разведывательные полеты в ближний немецкий тыл. На основании данных Козича и Казакевича командование уже несколько раз проводило успешные налеты на вражеские аэродромы и места скопления немецких войск.
Разведка укрепленного района противника неизбежно связана с воздушными боями. На счету Героя Советского Союза старшего лейтенанта Козича девять уничтоженных немецких самолетов, у Казакевича – четыре. У ведущего этой пары – надежный «щит». Когда Козич атакует, он не оглядывается назад, зная, что Казакевич его прикроет.
Однажды друзья возвращались с разведки и встретились с четырьмя «Мессершмиттами». Казакевич первым заметил врага. Пара немцев снизу сзади нацелилась на ведущего. Козич их не видел. Казакевич немедленно развернулся немцам в лоб и отсек их от своего командира. В то время, как Козич продолжал полет, Казакевич один отбивался от четверых. Его ни на минуту не покидала уверенность, что товарищ заметит и придет на выручку. Эта убежденность придавала силы. И когда Козич примчался на помощь, один немец уже был сбит. Остальные фрицы бежали.
В другой раз Казакевича подбили, и он выпрыгнул из самолета на парашюте. Козич не покинул его до тех пор, пока не убедился, что ведомый приземлился благополучно.
Друзья считают, что большинство самолетов они сбили с двух очередей. Под прикрытием своего «щита» первый смертельный удар наносит Козич. Добивает и валит немца на землю Казакевич.
На такую пару всегда можно положиться, она не подведет. Уверены друг в друге и сами летчики Козич и Казакевич. В слетанной, спаянной, дружной паре ведущий и ведомый непобедимы».
Следует отметить, что капитан Иван Козич был не только бесстрашным воздушным бойцом, но и одним из опытнейших воздушных разведчиков. Он всегда брался за самые сложные задания.
Из боевого донесения штаба 16-й воздушной Армии:
«При подготовке наступательной операции советских войск в Белоруссии, к началу операции плановым и перспективным фотографированием с воздуха оборона противника была вскрыта на всю оперативную глубину. При этом на направлениях главных ударов войск фронта вражеская оборона фотографировалась многократно. Аэродромы разведывались почти ежедневно, что позволило точно установить базирование и численность немецкой авиации. При выполнении разведывательных заданий на Бобруйском направлении особо отличился летчик 721-го ИАП Герой Советского Союза капитан И. С. Козич».
Воевал наш земляк смело и бесстрашно, его отваге поражались даже видавшие виды воздушные бойцы. Вела его в смертельные схватки с немецкими асами и безграничная любовь к советской Родине, своей синеокой Беларуси, и месть за маму и брата.
Его сбивали 6 раз, дважды он спасался на парашюте, а четыре раза Козич садил подбитые машины и каждый раз возвращался в боевой строй. Лишь, когда в сентябре 1944 года он получил тяжелейшее ранение, то не смог вернуться на фронт.
В книге «16-я Воздушная», авторами которой стали ее командующий И. Руденко и член Военного совета М. Косых, так характеризуется Иван Козич:
«Отличился также командир эскадрильи 286 ИАД (истребительной авиационной дивизии – Прим.) Герой Советского Союза капитан И.С. Козич. В одном из воздушных боев он вышел победителем из неравной схватки, сбив два немецких самолета. Капитан Козич был одним из опытнейших воздушных разведчиков. Он всегда брался за самые сложные задания. Его эскадрилья являлась лучшей в авиасоединении».
Один экземпляр книги авторы подарили Ивану Козичу.
Непростая послевоенная судьба Козича
А вот послевоенная жизнь Ивана сложилась трудно. Сказались чрезмерные боевые нагрузки, смертельные воздушные схватки с фашистскими летчиками, стрессы, когда его сбивали, ранения. Неудачным оказался и первый брак. И еще сильно подкосило его произошедшее: когда Иван ехал в поезде в Москву вместе с капитаном-артиллеристом, то после вагона-ресторана, где они хорошо отметили встречу, он крепко уснул. Проснувшись, не обнаружил артиллериста-соседа по купе и свой китель с Золотой Звездой Героя, наградами и документами. Только во второй половине 80-х годов благодаря стараниям ответственных работников Юрлинского райкома КПСС и военкомата Козичу И.С. были вручены дубликаты документов и наград.
Козич поменял не одно место работы, пока не уехал по оргнабору на лесозаготовки в Пермский край.
В трудовой книжке Ивана имеется запись: «15.11.1962 – В-Косинский леспромхоз Сюзьвинский лесопункт Юрлинского района Пермской области, рабочий».
Более 20 лет на этом самом Сюзьвинском лесопункте прославленный герой проработал сучкорубом. Работал на совесть, его уважали, ценили. Там же, в поселке Сюзьва, встретил он свою судьбу — Марию Копытову и женился на ней. Она сумела понять его вечно мечущуюся душу. В 1964 году у них родилась сразу двойня: дочери Мария и Светлана.
Тамошний краевед Анатолий Бахматов в одной из своих книг о Юрлинском районе и его людях так писал об уроженце Беларуси:
«С 1961 по 2000 годы жил в Юрлинском районе очень скромный и простой человек. Человек удивительной отваги и несгибаемого мужества. Звали его Иван Козич».
Память благодарная и не совсем…
Умер Иван Семенович 1 октября 2000 года, похоронен на кладбище в селе Юрлы. Решением местных властей Юрлинского района имя его увековечено. На доме № 8 по улице Ленина села Юрлы, где жил Герой Советского Союза, в 2001 году установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1985 года по 2000 год жил Герой Советского Союза Иван Семенович Козич».
Его именем названа одна из улиц райцентра.
Не забыт Иван Козич и в городе Чугуеве на Украине, где его имя значится на Аллее Героев.
Начертано имя белоруса-героя и на мемориальном комплексе, открытом на территории Минского аэроклуба, в родной ему Беларуси.
А что же на малой родине? Пока память об Иване Козиче можно найти лишь в Узденском историко-краеведческом музее, где благодаря стараниям коллектива во главе с Тамарой Лухверчик создана экспозиция о земляках – Героях Советского Союза. Спасибо надо сказать и другим небезразличным людям, прежде всего Валерию Котлянику. Они собирают информацию о славном земляке и намереваются увековечить его имя во время установки макета фронтового истребителя Ла-5, на котором воевал Иван Козич.
В марте прошлого года телеканал СТВ снимал в Узде сюжет, посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в частности о личности Героя Советского Союза Ивана Козича и там говорили о планах назвать одну из улиц города именем земляка-героя. Но пока что такой улицы в Узде, к сожалению, не появилось.
Автор статьи: Владимир Касьянов
Автор фото: из открытых источников