Найти тему
TheGoodStranger

Проклятые и Техасская бензопила - Лучшие фильмы ужасов - часть XLV

Оглавление

Рад приветствовать всех здесь, друзья мои. Доканчиваем предпоследнюю, предфинальную десятку списка лучших фильмов ужасов всех времён и народов по версий сайта "best-horror-movies.com" с классическим японским хоррором от плодотворного и не раз к нему возвращавшегося режиссёра и, вероятно, первым полноценным слэшером в истории кинематографа.

12 место

"Проклятие"/"Ju-on"(2000)

Рейтинг КП - 6,7; Кол-во оценок - 2 348;

Рейтинг IMDb - 6,9; Кол-во оценок - 7 692;

Режиссёр - Такаси Симидзу.

Самое страшное из всех проклятий - предсмертное. В минуту, когда жизнь покидает тело человека, погибающего насильственной смертью, вся бессильная ярость и неистовый гнев несчастной жертвы против мучителя обрушивается на место, где свершилось убийство.
Душа погибшего не найдет покоя. Мятущийся призрак станет являться там, где бывал при жизни, и, одержимый жаждой мщения и слепой злобой, убивать всех, кто рискнет вступить в его владения. От страшного проклятия нет спасения.

Японский режиссёр Такаси Симидзу вообще интересный человек. Пока я смотрел страницу фильма, я увидел, что у него было несколько сиквелов. Я перешёл на страницу какого-то из них - и понеслось. Короче говоря - следите за руками.

В 2000 году нашей эры тогда ещё 27-летний японец Симидзу снял фильм "Проклятие", в оригинале - "Ju-on". Спустя буквально пару месяцев он снял сиквел, соответственно "Ju-on 2", который вышел сразу на видео, на DVD. После этого он чуть менее двух лет сидел себе ровно, в 2001 году снял очередной сиквел какого-то хоррора под названием "Томиэ: Перерождение", а в 2002 году у него у головы засветилась лампочка, обозначающая "эврика!", и к октябрю он выкатил свой собственный ремейк на своей же фильм, без задней мысли озаглавив фильм точно так же - "Ju-on", только на этот раз у фильма был кое-какой прокат, где он прошёл так себе со своим бюджетом в 3,5 миллиона долларов и сборами в 3,6 миллионов зелёных. Почему он сделал именно ремейк, а не номерное продолжение, "Ju-on 3", история и рубрика "интересные факты" умалчивают.

Ну значит и прошёл его ремейк так себе, и что же происходит дальше? А дальше, уже в августе 2003 года, то есть спустя 10 месяцев после выпуска ремейка, он выпускает сиквел ремейка - вновь "Ju-on 2". Ла-а-адно, и что дальше?

А дальше, спустя почти ровно год, в октябре 2004 года, под щедрым продюсерским крылом Сэма Рэйми, вышел американский ремейк "Проклятия" с Сарой Мишель Геллар в главной роли, и вы даже не представляете, кто же стал режиссёром этой ленты... Друзья, сейчас вам лучше присесть, потому что услышанное может вас шокировать... Арбуз - это ягода. Шутка, понятия не имею, ягода арбуз или нет, да и не о том речь. В общем, вы там держитесь, но режиссёром американского ремейка фильма "Проклятие" стал наш старый знакомый Такаси Симидзу. Да-да, он самый, и на этот раз фильм собрал кассу, заработав 110 миллионов только в США при бюджете в 10 лимонов зелёных. Так что, как вы думаете, случилось?

Правильно: случился сиквел. Но не сразу, а только через 2 года, в 2006. Между американскими ремейками режиссёр поставил ещё пару фильмов, после чего поставил второй американский сиквел второго ремейка своего оригинального "Проклятия".

Я к тому веду, что обычно ремейками занимаются другие люди, а старая гвардия лишь на постах сценаристов и может быть продюсеров. Но Симидзу трижды снял свой фильм и сделал к каждому из них по сиквелу, то есть у него три "Проклятия" и три "Проклятия 2". Уж не знаю, бывало ли такое где у кого ещё, но на моей памяти случай чуть ли не беспрецедентный. Но надо отдать должное, когда я всё это осознал, то посмеялся знатно, так что НЕ рассказать это здесь я не мог, извините.

Так что там по самому первому "Проклятию"? Ну, что же, надо признать, это первый из всех фильмов, стоящих в списке лучших фильмов ужасов, который сумел меня напугать и прям конкретно напрячься. Да, первый такой фильм обнаружился спустя 88 просмотренных позиций списка, на 89 картине. Неплохо, неплохо.

Ещё как назло вышло так, что мой просмотр этого фильма пришёлся уже на ночь, ближе к полуночи, переносить на утро было лень, так что я махнул рукой, понадеявшись, что будет как со "Звонком", что классическим японским, что американским, и сел смотреть. Я малость переоценил свои возможности, да. Конечно, совсем уж громких эпитетов и выражений, в духе "да я после фильма в туалет боялся выйти" или "я после этого три дня сидел в углу в позе эмбриона и качался вперёд-назад", не будет, хотя бы потому что если бы я боялся ходить в туалет, то кто бы потом, кхм, отходы утилизировал, Каяко или Садако? - Не-а, пришлось бы делать всё мне, так что пусть все призраки в моём тёмном коридоре подвинуться и дадут дорогу - хозяин идёт на трон. Пусть уважают меня, а то им дали тут кров и крышу над головой, а они пугать меня будут, вот ещё.

В Японии, однако, призраки более бестактные и бессовестные, так что своих жильцов и даже случайных прохожих цапают при первой возможности. Состоит 70-минутная лента из нескольких эпизодов, которые так или иначе связаны друг с другом, и звучит это круче, чем реализовано именно в этом фильме, но и так смотрится необычно. Музыки в фильме, как мне показалось, вообще нет, а напряжение нагнетать Симидзу, по крайней мере здесь, смог.

Так что если вы читали всё это дабы выбрать себе фильм определённого жанра на вечер, то вы попали куда нужно: оригинальное "Проклятие" 2000 года - это прям фильм ужасов. Не триллер. Не драма. Это - фильм ужасов. И причём реально жуткий. Для обеспечения пары лишних бессонных часов подойдёт отлично. Даже при том, что снято бледновато, но и это они превратили в фишку. Недурно, словом.

11 место

"Техасская резня бензопилой"/"The Texas Chain Saw Massacre"(1974)

Рейтинг КП - 6,7; Кол-во оценок - 18 602;

Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 146 930;

Режиссёр - Тоуб Хупер.

Обеспокоенные известием о том, что хулиганы испоганили кладбище в Техасе, где похоронен их дедушка, Салли и её прикованный к инвалидной коляске брат Франклин собирают друзей и отправляются проверить, не повреждена ли дедушкина могила. Оказавшись в районе кладбища, они решают навестить старую ферму, где жил их дедуля. По соседству расположена ещё одна ферма, внешне довольно-таки неприятная. Она разукрашена жуткими предметами, сделанными из кожи и костей людей и животных, а живёт там жуткая семейка рабочих скотобойни.

Если кто не знал, слэшер - это, грубо выражаясь, поджанр фильмов ужасов, где есть некая группа людей(часто это подростки или молодые люди), которых одного за другим убивает маньяк или монстр. К слэшерам обычно относят фильмы серий "Пятница, 13", "Кошмар на улице Вязов", "Хэллоуин". Впрочем, в разговоре про фильм "Суспирия" 1977 года я об этом уже напоминал. Но мало ли, не все ж тот материал читали. А стоило бы. Задумайтесь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако всякие эти "Пятницы 13" и "Кошмары на улице Вязов" отвлекли народ, и они чуть забывают о фильме, который стал если не первым, то одним из первых в жанре слэшера, наряду с канадским фильмом "Чёрное Рождество" 1974 года, о котором я совершенно случайно так же рассказывал, так как он так же совершенно случайно стоит в обозреваемом списке на 28 месте(совершенно случайно на мой материал о фильме здесь есть ссылка, по которой вы совершенно случайно можете пройти). И нет, если что, это не "Психо", поскольку "Психо" - не слэшер. Да, я, возможно, говорю очевидные вещи, но всё же. Слыхал, есть такие товарищи, что думают иначе, так что упомянуть об этом стоило.

Самый первый фильм из серии "Техасская резня бензопилой" обладает очень странной притягательностью. События, в нëм происходящие, по сути, если попытаться их пересказать, кажутся банальными. Герои едут, общаются, осматриваются и всë такое. Первая смерть происходит минуте аж на сороковой или около того, не помню точно.

Но при этом фильм смотреть интересно. Проверено точно - фильм смотрел раза три точно. Первый смотр был уже относительно давно, а вот второй и третий оба были в этом году.

Казалось бы, персонажи в фильме ну такие, время на раскрытие с горем пополам дают только одному из них. В чëм тогда прикол?

А прикол в антагонисте, атмосфере, в том, как кино сделано. Если в начале это атмосфера пыльной, засушливой американской провинции, то под конец это уже атмосфера безумия. Это подчëркивается и поведением героев, и поведением антагониста, и даже немного оператором с монтажëром(первый будет крупным планом снимать полусумасшедшую героиню, а второй будет дико мешать кадры с общего плана на частный). Ну и звукорежиссëр постарался, конечно. Этот мерзко-страшный скрип вместо саундтрека - вещь, конечно.

Я не назову фильм прям страшным и не скажу, что это самое страшное, что я видел в жизни, как говорят некоторые критики, но понять таких я могу. Фильм правда хорошо нагнетает, подвох чувствуется с самого начала, и не только потому что все знают, что это фильм ужасов, а в фильмах ужасов никогда ничего не проходит по плану. Вторую же половину фильма отлично обрисовывает одно из слов в названии - "резня". Относительно мирная, кстати, потому что на самом деле крови в фильме немного. По сути насилие здесь больше подразумевается, чем показывается, что объясняется ограниченными ресурсами авторов, но почему-то оно всё равно умудряется впечатлять. Первые два выпила под авторством Кожаного Лица и сейчас смотрятся жутко и мерзко - в хорошем смысле, в котором и должен работать хоррор.

То, что здесь сотворил Хупер, - почти волшебство. Это не объяснить ни мелкими тратами, ни тем, что фильм был первым в жанре. Сколько вон сейчас снимают фильмов за копейки, и значит ли это, что они хорошие? И значит ли, что если фильм стал открытием такого-то жанра, то он обязательно хороший? Нет и нет. Есть у меня ощущение, что у Тоуба Хупера и команды было желание сделать хороший, качественный и жуткий фильм, несмотря на все ограничения и опасности, и они его сделали. Сделали таким, что спустя вот уже 47 лет, почти половину столетия, он смотрится отлично.

Атмосфера, картинка, музыка, антагонист, безумное выражение главной героини, постановка - всё прекрасно. Уже скоро мы по списку дойдём до первой "Пятницы 13", "Кошмара на улице Вязов" и "Хэллоуина", и я очень хочу надеяться, что они будут хотя бы не хуже первой "Техасской резни бензопилой" 1974 года - это уже будет уровень.