Найти тему

Все самые главные достопримечательности Москвы в одном маршруте (часть III).

В этой статье мы закончим наш маршрут по знаковым и самым известным местам Москвы. Итак, последнее по списку, но не последнее по значению (The last, but not the least), как говорят англичане.

Краткая галерея того, что мы видели в предыдущей части:

После того, как мы миновали Большой Каменный мост и осмотрели памятник князю Владимиру, мы можем обратить свой взор на другие сооружения, которые видны всем находящимся на Боровицкой площади. Это маленькая Никольская часовенка, это галерея Шилова и дом Пашковых.

Часовня Николая Можайского поставлена на месте уничтоженного в советские годы под предлогом строительства метрополитена храма Николая Стрелецкого.

Почему здесь стоял храм Николая Стрелецкого? Дело в том, что в XVI веке здесь была стрелецкая слобода. Тогда было принято, что каждая слобода ставит храм своему покровителю. В конце XVII века стрельцы возвели храм, посвященный своему покровителю Николаю Стрелецкому. Возле храма находилось воинское кладбище. Если бы храм сохранился, то в нем как раз было бы принято поминать погибших воинов.

По разным причинам, когда в нулевые годы возник вопрос о восстановлении храма, этого сделать не смогли, но было позволено воздвигнуть часовню Николая Можайского. Почему часовня посвящена ему? В бывшем храме над южным входом находился образ Святого Николая Можайского. Он также покровительствовал воинам.

6. Часовня Николая Можайского и галерея Шилова (фото автора).
6. Часовня Николая Можайского и галерея Шилова (фото автора).

Следующее за часовней здание, это здание XIX века, в котором в 1997 году была организована Государственная картинная галерея, названная именем Александра Шилова, народного художника СССР. Предыстория создания галереи такова. У художника была дочь, которую он боготворил и изображал на своих рисунках, полотнах с самого рождения. Но, к сожалению девочка умерла в 1996 году в юном возрасте от саркомы (в детстве на ручку девочки упало зеркало в тяжелой раме). Художник впал в жесточайшую депрессию, из которой его могла вывести только работа. Он продолжал рисовать свою девочку, представляя, как бы она могла бы выглядеть теперь. Надо сказать, что А. Шилов – это известный и успешный художник, у которого проводилось очень много персональных выставок, он очень трудоспособный и плодовитый в плане творчества. И вот после такой потери ему пришло в голову подарить стране свои полотна, потому что, он после смерти дочери очень часто стал задумываться о своей смерти и хотел, чтобы его труд не пропал даром. В результате ему предоставили этот особняк, а потом рядом в стиле окружающих зданий пристроили еще один дом. Художник подчеркивает, что в галерее «нет ни одной его кнопки», здесь все государственное. Учреждение работает не только как картинная галерея, но и проводит концерты и встречи со знаменитыми актерами, артистами.

7. Автопортрет А. Шилова с портретом его дочери.
7. Автопортрет А. Шилова с портретом его дочери.

Правее от галереи Шилова находится знаменитый дом Пашкова. Годы создания этого творения в стиле классицизм приходятся на конец XVIII века. Он был построен по заказу и на деньги капитана-поручика лейб- гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Откуда у капитана столько денег? Он унаследовал их от своего отца Егора Пашкова, денщика Петра I. Он был очень «оборотистый» делец того времени и сумел приумножить богатство отца. Петр Пашков целенаправленно скупал земли на Ваганьковском холме, на котором он хотел построить дом. Это не был единый участок земли, здесь было много разных владельцев. И он уговорами, подкупом, а иногда и силой захватывал участки. По поводу того, кто являлся архитектором, тоже ходят слухи. Строительство дома приписывают архитектору Василию Баженову, яркому представителю стиля классицизма. Документов, подтверждающих этот факт нет. Информация передается из уст в уста и подтверждается самим строением и особенностями, присущими только этому архитектору.

8.Дом Пашкова. Круглое строение наверху - бельведер. (фото автора).
8.Дом Пашкова. Круглое строение наверху - бельведер. (фото автора).

Со зданием связано много легенд. В частности, много говорили в свое время о подземных ходах под домом, ведущих к сокровищницам российских царей, также в Кремль, Храм Христа Спасителя.

Дом сильно пострадал во время нашествия Наполеона. Но после восстановления в 1815-1818 он приобрел черты послепожарного московского классицизма.

Красота дома безусловна, виды, открывающиеся с ее бельведера – величественны и бесподобны. На картине Н. Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства» запечатлен момент, когда его привели как раз на бельведер дома Пашкова и показали вид на Кремль. Он был поражен и восхищен. Это было в 1818 году и благодарил он Москву за победу над Наполеоном.

9. вышеупомянутая картина Н. Матвеева (Яндекс-картинки).
9. вышеупомянутая картина Н. Матвеева (Яндекс-картинки).

Наследники Пашкова не пожелали жить во дворце и в 1839 году государство выкупило его для Московского университета. А в 1861 году здесь организовали хранение коллекции и библиотеки Румянцевского музея. В первые годы советской власти здесь зародилась знаменитая Ленинка – Публичная библиотека СССР им. Ленина, ныне Российская Государственная библиотека.

В настоящее время интерьеры дворца используются для проведения различных мероприятий, вручения премий, организации благотворительных балов для кадетов государственных училищ.

10. Карта того, что мы только что осмотрели.
10. Карта того, что мы только что осмотрели.

А после дома Пашковых мы повернем направо и пройдемся по улице Моховой до Манежной площади.

11. Карта наших дальнейших передвижений.
11. Карта наших дальнейших передвижений.

На той же стороне, что стоит дом Пашковых, сразу за ним располагается огромное новое здание Государственной библиотеки. Строительство его было начато в 1928 году, а последние работы завершены в 1958 году. Стиль неоклассицизм и советский монументализм. Архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Интересно то, что было на этом месте до возведения данного колоссального здания. Здесь находился дом Нарышкиных и архив МИД Российской Империи. Выглядела эта усадьба довольно симпатично. Да, и рядом находилась церковь Великомученицы Ирины. Почему снести надо было именно эти строения и возвести то здание библиотеки, которое мы все привыкли видеть? Я в том смысле, почему не захотели сохранить историческое строение, а новое построить на каком-то пустыре подальше от центра? Вопросы есть, ответов нет. Так что над архитектурой Москвы издевались во все времена. Наверное, если бы она была захолустным городом, то ей бы в плане сохранности домов больше повезло. Хотя, в захолустных городах другая проблема – нет финансирования и возможностей развивать город. Так что мы имеем в Москве то, что имеем: порой совершенно жуткую эклектику там, где без нее вполне можно было бы обойтись. Главное, что не везет столице с теми, кто у руля стоит и решает, где и что строить. То архитектор хороший, но градоначальник без вкуса, то наоборот. А вот сейчас и тот, и другой подкачали.

12. Усадьба Нарышкиных и церковь Великомученицы Ирины (это все находилось на месте РГБ) (Яндекс-картинки).
12. Усадьба Нарышкиных и церковь Великомученицы Ирины (это все находилось на месте РГБ) (Яндекс-картинки).

Ну, а мы уже вышли на финишную прямую нашего маршрута. Напротив огромного здания Российской Государственной библиотеки расположен еще один ее корпус, где находится отделение восточной литературы. Это невысокое желтое здание в стиле классицизм. На картах его обозначают, как усадьба Шаховских и табличка на нем висит такая же.

15. Усадьба Шаховских (ныне отделение РГБ) (фото автора).
15. Усадьба Шаховских (ныне отделение РГБ) (фото автора).
16. Усадьба Шаховских (Яндекс-картинки).
16. Усадьба Шаховских (Яндекс-картинки).

Дело в том, что 1820 году именно князь Шаховской построил этот дом для своей семьи. А потом дом несколько раз переходил из рук в руки другим богатым людям. Но так получалось, что все, кто в нем жил, постепенно беднели и вынуждены были его перепродать.

Так случилось с купцом 1-й гильдии Иваном Баклановым, владельцем суконной фабрики, где трудилось 2000 человек. Он купил этот дом в 1867 году и начал его перестраивать под себя у модного архитектора того времени Александра Каминского. Он был известен тем, что перестраивал старые барские усадьбы для их потомков или для выбившихся в люди бывших крепостных. Если говорить современным языком – производил «новоделы». Частенько старым домам он придавал ампирный вид. Этот архитектор закончил плохо – один из его домов обрушился и похоронил 11 человек под своими обломками. Его приговорили к церковному покаянию и шестинедельной гаупвахте, которую позже заменили на домашний арест.

Вот и новый владелец дома на Моховой в районе 1892-1893 годов потерпел полный финансовый крах и дом пришлось продать.

Его купила Юлия Ивановна Базанова, унаследовавшая свое состояние от своего свекра, «некоронованного императора Сибири», сколотившего состояние 15 миллионов рублей. Купив дом на Моховой, Юлия Ивановна занялась благотворительностью. Этот дом стали называть «Базановкой». Москвичи, зная ее доброе сердце ходили к ней в Базановку с просьбами о помощи. Ей Москва обязана строительством и оборудованием первой специализированной клиники для лечения уха, горла и носа. Она оплатила все, начиная от выкупа земельного участка на Девичьем поле, до закупки оборудования.

На протяжении многих лет она тратила свое состояние на благотворительность, пока у нее не осталась последние 300 000 рублей на счету в банке. Но и с них, снимая проценты, Юлия Ивановна ухитрялась помогать людям. Дом она вынуждена была продать в 1906 году семье текстильных фабрикантов Красильщиковых, а сама съехала на съемную квартиру.

Но судьба всех богатых людей после 1917 года была незавидной. А дом был национализирован, переходил из рук в руки от одной советской организации к другой, какое-то время здесь даже было общежитие.

В 1995 году особняк был передан РГБ, которой сейчас и принадлежит. В здании открыты читальные залы: китайский, японский, корейский и другие, соответствующие восточным языкам. До открытия восточного отделения в доме была произведена тщательная реконструкция, с восстановлением утраченных деталей и приведения его облика в соответствие концу XIX века, когда в доме были произведены все перестройки.

Далее, прямо по курсу у нас Манеж, который был построен по высочайшему велению после пожара 1812 года. На площади, где он был построен, до того существовали купеческие лавки. Здесь было принято торговать дровами, сеном и мхом (почему и улица имеет название Моховая). Александр I велел построить Экзерциргауз на 2000 человек. Государство собиралось торжественно отметить пятую годовщину победы в Отечественной войне и в Манеже предполагалось принимать парад сводного гвардейского отряда героев.

Строительством занимался обрусевший испанец Августин де Бетанкур. Он не просто архитектор, а инженер механик и заодно и организатор транспортной системы России.

Задача для строительства здания была такая: «Маневры без помех». На практике это означало, что в здании площадью 6500 кв. м не должно быть колонн.

Архитектор решил эту задачу путем сооружения подвесного потолка из деревянных балок, соединенных сложной системой, которая регулировалась гайками. Это устройство сохранилось до сих пор. Манеж был построен в 1817 году.

Военные смотры в Манеже прекратились достаточно быстро, его приспособили к проведению выставок. Так в 1831 году там проводилась крупная этнографическая выставка. А в 1867 году там дирижировал оркестром в 500 человек французский композитор Гектор Берлиоз.

Во времена Хрущева, в советское время, в 1962 году, здесь прогремела выставка авангардистов и знаменитая фраза Никиты Хрущева : «Нашему народу такое не нужно».

В наши дни, в 2004 году в Манеже был сильный пожар, огонь полыхал 50-ти метровым пламенем. Устояли только стены. Манеж был закрыт на реконструкцию, но «фермы Бетанкура» были восстановлены, площадь здания увеличили почти в 2 раза, и оно сохранило свои функции главной выставочной площадки страны.

Нам осталось сказать пару слов о зданиях на другой стороне улицы Моховой – это корпуса Московского Государственного Университета. 25 января 1775 года Елизавета подписала «Указ об учреждении Московского Университета». Пять лет по проекту Матвея Казакова строили здание. В нем сейчас располагается институт стран Азии и Африки, а перед зданием стоят памятники Герцену и Огареву. Это наиболее старое здание. Оно сильно страдало во время нашествия Наполеона в 1812 году, его потом пришлось восстанавливать. Его номер на Моховой улице сейчас 11.

А то, которое имеет номер 9 и перед которым стоит памятник Ломоносову, стало относится к Университету позднее в 1833 году, а в 1905 расширено и перестроено архитектором К. Быковским. Памятник Ломоносову работы скульптора И. Козловского 1957 года, который стоит перед зданием уже третий по счету. Первый был установлен в 1877 году. Это был небольшой бронзовый бюст, который просуществовал до 1941 года, пока во время бомбежки фашистская бомба не разрушила постамент.

В 1945 году поставили второй памятник скульптора С. Меркулова. Он был выполнен из гипса и тонирован под бронзу. Гипсовая скульптура быстро разрушалась. Но мне визуально он нравится. Почему не восстановили этот памятник, а сделали новый нам неведомо. Но факт есть факт.

В 1957 году поставили тот памятник, который есть до сих пор.

Этот корпус – это факультет журналистики МГУ.

Здания МГУ, о которых мы здесь упомянули расположены по обе стороны от улицы Большой Никитской. Мы здесь закончим свою экскурсию по самым знаковым местам Москвы. Если вы помните, я вам советовала либо пройти пешком данный маршрут, либо прокатиться на обычном городском автобусе М6. Вот как раз на Большой Никитской есть его остановка. Мы можем либо выйти из автобуса, если ехали на нем и пройти туда, куда нам хочется, ведь мы в центре. Отсюда нам рукой подать до Красной площади и парка Зарядье. Красную площадь, если вы редко бываете в Москве еще стоит посетить, но вот парк Зарядье ни стоит и буквы той рекламы, которая на него потрачена. Но подробнее я об этом писала в статье «Еще раз про Зарядье или хвала московским СМИ». Вы можете также пройти на Тверскую улицу и все переулки, примыкающие к ней.

22. Метро  Боровицкая (фото автора).
22. Метро Боровицкая (фото автора).

Если же вы прогуливались пешком, то здесь можно воспользоваться несколькими станциями метро и уехать домой. Но в любом случае, весь наш маршрут, даже с остановками и подробным разглядыванием объектов занял у нас всего минут 30. Если идти очень медленно 40 - 50 минут. Рекомендую использовать этот маршрут для себя и своих друзей.

Начало можно найти в части I и части II.