Найти тему
Сибирский гидрант

Перевод школ на одну смену ускорит цифровизацию обучения. Ситуация в Иркутске

Школы Иркутской области переполнены, учителя работают на 1,85 ставки, а президент требует перевести всех на обучение в одну смену. Куда могу двинуться власти?

Решение о переводе школ на односменный режим было озвучено президентом России Владимиром Путиным еще в 2018 году в послании Федеральному собранию: все школьники страны к 2025 году должны учиться только в первую смену.

Понятно, что учиться с первой смены гораздо удобнее, чем со второй. Поэтому, может показаться, что инициатива правильная. Но не стоит торопиться с выводами. За половину отведенного срока власти Иркутской области не смогли ничего изменить. В других регионах страны ситуация аналогичная.

Во время очередной попытки Заксобрания Иркутской области обсудить проблему стало известно, что обучение даже в две смены дается региону с трудом, так как школы переполнены.

«Школы трещат по швам, они перегружены в два раза», — описал ситуацию спикер областного парламента Александр Ведерников.

Мэр Иркутского района Леонид Фролов его слова подтвердил, добавив, что в регионе наблюдается острая нехватка школ. Заммэра Иркутска Виталий Барышников описал ситуацию с выполнением поручения президента как близкую к провалу.

По его словам, даже строительство новых школ в существующем темпе не может решить проблему переполненности школ. Также он пояснил, что существует проблема нехватки учителей. Учителя в Иркутске в среднем работают на 1,85 ставки. Поэтому заммэра поставил вопрос ребром: если построим новые школы, то кто будет в них работать?

Мэр Иркутского района Леонид Фролов, фото из открытых источников
Мэр Иркутского района Леонид Фролов, фото из открытых источников

Ситуация сложная и реакция чиновников вполне понятна. Перевести все школы на односменный режим работы невозможно, поскольку нет ни требуемых площадей, ни достаточного числа педагогов.

Государство могло бы решить задачу, но для этого надо принципиально изменить отношение к данному вопросу. Нужно выделять гораздо большие средства для строительства новых школ, повысить статус учителя, отказаться от подхода к образованию как к услуге и заявить, что образование — это миссия.

Такой вариант решения проблемы депутаты и чиновники, как настоящие практики и люди, реально глядящие на вещи, даже не рассматривали. Спикер Ведерников заявил, что стандартными методами задачу не решить, а нужны методы нестандартные.

Что подразумевается под нестандартными методами Ведерников не рассказал. Но, наблюдая за последними тенденциями в образовании, легко представить, какими способами будет решаться задача.

Спикер Заксобрания Иркутской области Александр Ведерников, фото из открытых источников
Спикер Заксобрания Иркутской области Александр Ведерников, фото из открытых источников

В обозримом времени к назначенному сроку (к 2025 году) подготовить требуемое число учителей невозможно. А что можно? Можно нарастить масштабы цифровизации. Нет учителя? – урок с экрана по видеозаписи проведет лучший учитель страны. Задания ученикам раздаст, а затем их проверит искусственный интеллект. Он же еще и выстроит индивидуальную образовательную траекторию каждому школьнику.

Реформаторы скорее всего будут руководствоваться следующей логикой: «Не хватает площадей? Так и здесь цифровизация в помощь. Зачем нужно строить лишние школы, когда дети будут получать цифровое образование? Его гораздо удобнее получать дома».

Фантастика? Отнюдь. Это всё пропагандируется как прорыв в образовании. Соответствующий пилотный проект по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) уже идет в стране. Понятно, что реформаторы отрапортуют об успешном завершении проекта несмотря на возражения с мест, так как во всех нормативно-правовых документах такие цифровые возможности уже прописаны.

Так что, казалось бы, благое пожелание перевести все школы на односменную работу может обернуться весьма мрачными перспективами и принципиальной трансформацией системы образования, которая может оказаться похлеще введения ЕГЭ. Может быть, ну ее, эту односменку и нестандартные методы? Необходимо развивать традиционные методы обучения, а не строить цифровые «потемкинские деревни».

-4