Найти тему

"Сказки" В. П. Катаев. Впечатления от прочтения книги

1940 год / 14 минут
1940 год / 14 минут

Примечание: возможны спойлеры

В данном небольшом сборнике представлено две сказки, написанные (опубликованные) в один год. По ним я ещё помню мультфильмы были созданы, советские. И первая из них — это "Дудочка и кувшинчик" [6 мин].

Достаточно простая и незамысловатая сказка. Где девочка с семьёй собирали землянику, но ГГ было лень нагибаться лишний раз, поэтому она отказывалась подобным заниматься. Но на её лишь мысль о помощи в столь непосильном для неё труде появляется какой-то дед и даёт ей дудочку, способную своей мелодией поднимать не только ягоды, но и вводить в транс всю остальную флору и фауну (могущественный артефакт). Правда, в замен требует у неё кувшинчик. Но явно девочка не обладает должным интеллектом, потому что не знает как быть с дудочкой без кувшинчика и наоборот. В итоге из-за того, что девочка лентяйка, дед на неё разозлился и свалил в дали дальние, а девочки пришлось самой ягоды собирать. Вот и сказочки конец.

Я, конечно, всё понимаю, что сказка детская и о том, чтобы приручать детей к самостоятельности, что лень — это плохо, что всего и сразу не бывает; но почему девочка в итоге начала сама собирать ягоды? Из-за того, что её лентяйкой обозвали? Да ещё и какой-то странный дед в лесу, который пристаёт к маленьким одиноким девочкам. Как это работает? Всю сказку девочка ничего не делала, а потом, когда пришёл дедлайн она быстро собрала кувшинчик ягод и вернулась к родителям. Так это же тогда получается история про прокрастинацию, про её положительную сторону — зачем работать всё время, если так или иначе вся работа может сделаться и в последний момент. Или здесь имеется и более глубокий смысл? Например, связанный с сексуальностью.

То что "дудочка" — это фаллический образ, а "кувшинчик" образ женского лона — это, вроде бы, и так очевидно. Основное действие, против которого протестует девочка, это нагибание ("Нагибайся да нагибайся"), то есть можно трактовать как половой акт. Ягоды — это, скорее всего, символ материнства, то есть то, что закладывается в "кувшинчик" (другими словами — семя). Таким образом, когда девочка получает фаллический символ она получает бесконечные возможности к получению "ягод" без необходимости "нагибаться"; но в тоже время она теряет свой "кувшинчик", в которые эти "ягоды" можно собрать, то есть исчезает возможность стать матерью. Но девочки этого мало, так как она хочет иметь и "кувшинчик", и "дудочку". А так как у нас история не о сыне Гермеса и Афродиты, а скорее что-то более классическое, так как божественное нам представляет в виде единственного персонажа, дарующего возможность попробовать себя в роли другого пола, то и история выходит об обретении собственной половой идентичности с моралью того, что кем ты родился, тем и будь (девочка в итоге остаётся только с "кувшинчиком" и собирает "ягоды уже своим трудом"). Забавно, что в самом начале говорится про количество "ягод" у каждого из членов семейства. У девочки ещё нет, так как она в поиске, а у её младшего брата всего пара "ягод", то есть он ещё только в процессе изучения собственных половых особенностей (фаллическая стадия по Фрейду и возраст как раз подходящий, когда ребёнок исследует собственные гениталии). А вот со старшими членами семьи намного интереснее. "У папы четверть кружки. У мамы полчашки", — то есть можно предположить, что "чашка" и "кружка" у данных персонажей общая, то есть мамина, а значит при таком интересном исчислении, когда есть соотношение 1 к 2 (а детей двое), можно говорить, что у мамы только половина детей (один из двух) от данного папы.

Это всё, конечно, шутки и забавные предположения (которые при более детальном рассмотрении не особо-то и сходятся), но на просторах пустоты извращённое воображение само начинает придумывать сюжеты и смыслы. Вторая же сказка — это "Цветик-семицветик" [8 мин] и, как мне кажется, она в большей степени известна, чем первая (по крайней мере в моём воображении, так как мультик я видел десятки раз в детстве, а значит его должны были крутить очень часто).

И здесь мой СПГС уже не разыгрался. Простая и обычная история о том, что эгоистичные желания до добра не доведут, а вот, если их (желания) направить на других (на помощь), то они принесут счастье и добро в этот мир. Забавно рассматривать все желания в отдельности. Первое — это исправление несправедливости (объективные обстоятельства не дали девочки исполнить возложенные на неё обязательства), которое имеет положительную окраску. Второе — исправление собственной глупости (сама провинилась, сама исправила произошедшее, то есть об ответственности, где глупость исправляется соразмерными усилиями), имеющее нейтральную окраску. Дальше катастрофичнее. Третье и четвёртое желание — это про последствия собственных импульсивных действий, когда тебя не принимают другие (соответствие не своей референтной группе, которое может привести к суициду), с явной негативной окраской. Пятое и шестое — это грех, то есть зависть, которая может привести к нежелательным и разрушающим последствиям не только для себя самого, но и для других людей, совершенно не причастных к объекту зависти (как и в предыдущем случае исправляется приложением двойных усилий с такой же окраской). И седьмое — это направленность на помощь другим, которое может принести не только пользу для другого, но и пользу для самого себя; имеет крайне положительную окраску, а затраченные усилия окупаются в двойне.

Ещё тут можно говорить про нарушение устоев взаимоотношения мужчины и женщины, то есть уход от традиционного понимания, когда девушка, если ей понравился парень, сама инициирует знакомство с ним. Интересно, что это единственное желание девочки, которое реализуется не через "волшебный цветочек", тем самым, возможно, говоря, что данный процесс не должен иметь затраты усилий, а его реализации основывается естественным образом или другими совами: "познакомиться с тем, кто вам нравится — это не труд и испытание, а совершенно естественный ход вещей".

В общем, трудно мне оценивать детские произведения, так как они, чаще всего, слишком простоватые, поэтому для интереса приходится многое додумывать самому. Я бы эти два произведения не назвал бы чем-то действительно замечательным или интересным (вторая сказка хорошая, но не первая). Ещё забавно то, что персонажи в обоих произведениях одни и те же; а сами сказки имеют свою ритмику, если это можно так назвать, то есть делается какой-то упор на перечисление или счёт чего-либо (порядок действий, лепестков, баранок, желаний и т. д.). Такое себе чтиво, хотя не думаю, что можно ожидать чего-то большего от подобного жанра.

Дневник человека. Четыре стены и мысли