Мухомор издавна был знаком человечеству, как важный космогонический элемент. В мифических представлениях мир, как и мухомор, часто рождается из «яйца». Но в основном мухомор известен, как участник шаманских камланий, будучи проводником в мир изменённого сознания. И хотя, как показал Мирча Элиаде, мухомор далеко не всегда атрибут шаманизма, из-за своих свойств он оказался замешан в куда как более сложных религиозных системах.
Так, учёный и основатель этномикологии Уоссен, выдвинул своеобразную гипотезу о происхождении чудодейственного напитка сомы (хаомы) в зороастрийской и индийской традициях. Этот напиток пили боги и получали чудодейственную силу. Уотсон захотел доказать, что сома готовилась именно из мухоморов. Тщательно исследовав источники, Уоссен попытался подтвердить свою теорию практикой и начал экспериментировать с мухоморами. Результат не сошёлся с описанием того о чем говорит Рамаяна. Уоссену не открылась страна: «повсюду покрытая самоцветами, драгоценными каменьями и яркими коврами синих лотосов с золотыми лепестками».
Но кроме Amanita muscaria существует целый ряд родственных грибов, таких как бледная поганка (Amanita phalloides), мухомор порфирный (Amanita porphyria) или мухомор вонючий (Amanita virosa). Но они из другой оперы, кроме мухомора пантерного (Amanita pantherina), про который иногда неопределённо пишут, что он очень ядовит и даже может убить человека. Это не соответствует действительности. Да, эффект от пантерных получается несравненно жёстче, чем от обычного Amanita muscaria, но всё же не летальный. Вообще медицинская практика не зафиксировала ни одной смерти от Amanita muscaria. Самое плохое, что может случиться – это пищевое отравление или помутнение сознания. А чтобы умереть от летальной дозы мускарина необходимо съесть пару килограмм (!) красных мухоморов, что невозможно физически. В пантерных грибах содержание мускарина несравненно выше, а кроме того есть алкалоиды скополамин и гиосциамин, которые содержатся в белене и делают её такой ядовитой. В сочетании с мухоморным мускарином это даёт очень взрывоопасную смесь, т.ч. без подготовки есть Amanita pantherina не рекомендуется. А такие грибы семейства Amanita, как бледная поганка или мухомор вонючий, практически стопроцентно вызывают смерть даже в единичном экземпляре. Так что не перепутайте. В случае с Amanita phalloides вас вообще ничего не спасёт, потому что этот гриб устроен так, что симптомы отравления проявляются только на вторые сутки, когда в печени уже начались необратимые процессы.
Исходя из вышеизложенной гипотезы, представления о мухоморах как о могучих духах, их связи с нижним миром и о возможности вступления в контакт с ними и через них с миром духов вообще, посредством поедания грибов, скорее всего, являются сугубо архетипическими, сложившимися в глубокой древности в результате пищевого или фармакологического тестирования, развития магических практик и визионерских экспериментов в ходе ритуально-обрядовой деятельности дошаманского уровня. Тогда о фигурах грибов среди археологических находок (если это конечно грибы), можно говорить только в контексте магических обрядов, где, кстати, возможны коллективный прием галлюциногенов и совместные танцы, которые многим хочется видеть в наскальных изображениях.
Но в таком случае, если и можно всерьез связывать традицию ритуального потребления мухоморов с пресловутой сомой (в чем я лично очень сомневаюсь), то уж никак не через шаманизм, в котором применению наркотиков отводится символическое значение. Ведь, при ближайшем рассмотрении мухомор гриб не шаманский, а магический.