Найти тему

Однажды на учении FRUKUS или Немного о русском мате...

(книга "Четверть века")

Всем хорошо известно, что в нашей жизни (и не только флотской) это явление повсюду распространённое и не только постоянно пользуемое, но и неуклонно развивающееся. Хорошо это или плохо – ответить однозначно невозможно. Знаменитый артист Леонид Броневой, который не чурался крепких и креплёных слов, в одном из своих интервью с усмешкой как-то заметил, что использование русского языка без ненормативной лексики, это всё равно, что есть блюдо без перца, соли и других приправ – можно, но не так вкусно. Но и постоянно вкушать только одни специи – вредно для души и организма. И я с ним абсолютно согласен.

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Нет, дорогие друзья. Сейчас и здесь не будет ни рассуждений, ни велеречий о нашем родном уникальном русском языке. С этим итак всё ясно и понятно. И я не собираюсь погружаться в глубинные истоки использования родного русского языка с его неприличными производными – обсценной и матерной лексикой. Об этом, кстати, очень подробно и весьма познавательно (даже и тем более - для русского человека) написано в многотомнике российского художника, журналиста и лексикографа Алексея Плуцера-Сарно.

Но вот однажды я столкнулся с такой ситуацией, когда мой французский коллега-атташе с русскими корнями взахлёб пытался меня убедить, что такое явление, как русский мат, надо не только запрещать использовать в обиходе, а наоборот – развивать, пестовать и оберегать его, как «особое национальное достояние русской цивилизации» … Мда – ни много, ни мало. Такой с такой трактовкой, откровенно говоря, я тогда столкнулся впервые, и даже был немного ошарашен тем, что какой-то француз (пускай и с очень глубокими русскими корнями) своим потешным акцентом убеждал меня в этом. Да к тому же в качестве аргумента махал перед моим лицом одной весьма примечательной толстенькой книжицей в твёрдом переплёте – «Толкователем русских слов привычного обихода».

Но обо всём – по порядку.

Учение кораблей ВМФ России и ОВМС НАТО "ФРУКУС"
Учение кораблей ВМФ России и ОВМС НАТО "ФРУКУС"

Было это году этак 2003-м. В те годы я делал, так сказать свои первые самостоятельные шаги по минному полю военной дипломатии. Да в те неоднозначные времена Россия и НАТО ну уж как-то совсем неприлично сблизились, почувствовав себя не только «непротивниками», но даже какими-то неестественными партнёрами – так сказать «заклятыми друзьями». Тогда-то и началось сотрудничество и взаимодействие между основными странами НАТО (новичков в виде Прибалтики и Польши (и прочих бывших союзничков по «Варшавскому договору») в те времена в общую песочницу двусторонних взаимоотношений не пускали – набезобразничают по глупости и по молодости)… И вот решили тогда основные члены-страны НАТО и Россия придумать для себя вдруг совместные учения по борьбе с международным терроризмом и пиратством под кодовым названием «ФРУКУС» - FRUKUS.

Учение кораблей ВМФ России и ОВМС НАТО "ФРУКУС"
Учение кораблей ВМФ России и ОВМС НАТО "ФРУКУС"

Название учения происходит от первых двух букв государств-участников данного учения FR – Франция, RU-Россия, UK – Великобритания, US – США. Учения проводились каждый год на территории одного из четырёх государств и включали в себя отработку различных задач и сценариев: борьба с пиратством и международным терроризмом, контроль за судоходством и досмотровые действия в отношении подозрительных плавсредств, совместное маневрирование и мероприятия по поиску и спасению на море. Эти учения не предполагали соревнований, главное на этих манёврах — слаженность действий и накопление полезного опыта, который может пригодиться во время совместных миротворческих миссий.

Учение кораблей ВМФ России и ОВМС НАТО "ФРУКУС"
Учение кораблей ВМФ России и ОВМС НАТО "ФРУКУС"

И всё это работало и функционировало вплоть до 2014 года, когда Запад понял, что сильная Россия ему не только не нужна, но и опасна. И вот именно тогда эти учения прекратились, а вслед за этим и общее военное сотрудничества между Россией и НАТО постепенно сошло на нет, и мы вновь из заклятых друзей снова превратились обратно в лучших и близких врагов.

Плывем к американскому крейсеру "Норманди". Учение ФРУКУС.
Плывем к американскому крейсеру "Норманди". Учение ФРУКУС.

2003 год был примечателен не только тем, что именно тогда к совместным учениям допустили нового участника – Францию, но и тем, что оно проходило в России – в Санкт-Петербурге. Но ив тот раз было решено провести только командно-штабную фазу учения – без реального хождения кораблей по Балтике. А попросту усесться за штабные морские карты и заняться разработкой общей международной картини-подоплёки, ну и заняться огранкой общего замысла этого учения и придумыванием всяческих задач и вводных для его участников. И когда все военные моряки собрались на совещание и стали водить кораблями, руками, карандашами и указками по картам, нам – военным дипломатам, откровенно и мягко говоря это было не нужно, да и не интересно. У них своя свадьба, у нас – своя. Поэтому мы перешли в другое помещение, где я и разговорился с помощником военного атташе Франции, который оказался, кстати, моим тёзкой. Поговорили за жизнь. Он оказался из потомственных русских, которые ещё в гражданскую войну успели покинуть революционную Россию. И в его семье всячески культивировалась любовь ко всему русскому и далёкой исторической Родине. Ну, вот, видать, в качестве дальнейшей культивации, Алексис стал факультативно изучать особенности разговорной русской речи и как-то по случаю умудрился приобрести в Париже уникальный толстенький букварь. Этакий литературный компост. Приблизительное его название (на французском языке – это мне перевёл сам Алексис) было «толкователь особенных слов русского обихода». Я раскрыл это фолиант в темно-синей обложке и обалдел. Это был французский толковый словарь, но - русского мата. Причём, например, напротив нашего лаконичного слова из трёх букв по-французски была написана целая статья-рассуждение на сей предмет «русского обихода».

- Зачем тебе это? Это же неприлично и даже похабно. Это не есть культура русского языка, а скорее даже наоборот.

- Ничего ты не понимаешь, - Алексис протестуя замахал на меня руками, словно отмахиваясь от назойливой мухи, - это же истоки! Это же уникальность! Это надо беречь и сохранять!

- Ну вот насчёт сохранять – ты не сомневайся, такое утратить невозможно, - успокоил я своего французского эмигрантского собрата.

- Но вот мне тут не совсем понятно, - задумчиво продолжил Алексис, - а в каких ситуациях следует использовать вот это слово. С этими словами он перелистнул несколько страниц назад и указал пальцем на интересующее его слово. Ну и в качестве шефской лингвистической помощи я стал ему подробно разъяснять его значение, его производные, а он с прилежанием ученика-ботаника стал тщательно записывать мои пояснения.

Французский эсминец "Де Грассе". Учение ФРУКУС.
Французский эсминец "Де Грассе". Учение ФРУКУС.

И тут мне вдруг припомнилась одна потешная история, случившаяся в далёкие курсантские времена, когда мы и курсантами ещё не были – только лысыми желторотиками на курсе молодого бойца. Мы тогда, почувствовав себя совсем уж взрослыми, некоторые стали и покуривать, и конечно же разговаривать матом – болезнь всех подростков и «вьюношей» (пока мамка не видит). Но вот как-то однажды в период четырехчасовой ежедневной строевой подготовки мы с ужасом для себя вдруг и внезапно обнаружили, что использование нам всей этой нецензурщины стало таким лавинообразным и неконтролируемым. Мы просто вдруг осознали - как же мы засоряем наш великий и могучий русский язык, безбожно издеваясь над ним. И тут же – прямо на травке у строевого плаца – на 10-минутном перерыве между строевыми занятиями было единогласно принято официальное коммюнике: «Впредь никому не материться! Провинившийся расплачивается своим компотом, маслом или сахаром в фонд голодающих своего стола!»

Сказано-сделано! И принято единогласно! Ура! И тут… в нашем взводе наступило траурное могильное молчание. Все боялись вольно или невольно нарушить святую клятву и лишиться своей пайки. А рядом вальяжно и незатейливо разговаривали абсолютно без купюр не присоединившиеся к нашей конвенции другие КМБшники. В небе пернатые тоже не ограничивали себя ничем, и поэтому неистово «нецензурили» на своем птичьем языке, радуясь теплу и солнцу. За спиной густая листва каштанов шептала нам на уши всякие интимные скабрезности, соблазняя нас ввернуть им в унисон что-нибудь эдакое и запредельное. И даже в траве непуганые идиоты-кузнечики громко сквернословили в наш адрес. И только один наш взвод сидел на планете Земля и сосредоточенно молчал. Сурово насупившись он оглядывался по сторонам и всё терпел и терпел. И ни о каком там отдыхе уже и речи не могло быть – все напряглись до предела.

Но вот громкая команда «Строиться» подорвала всех с насиженных мест. Громко охая и тяжело вздыхая взвод начал выползать на раскалённый асфальт плаца. И вот на этом урбанистическом пейзаже вдруг полилась, зажурчала и заискрилась на ярком солнце… нет… увы, не классическая речь, а вялая такая незатейливая брань ото всех и на всё, знаменующая собой вполне официальную денонсацию договора второго взвода «О культуре речи и неприкосновенности классического русского языка», который и прожил-то всего несколько минут…

Ну вот, возвращаюсь, к нашему общению с Алексисом. В какой-то момент мы заметили, что вокруг нас собралась небольшая аудитория из наших же коллег, которые тоже понимали русский. Некоторые из них тоже с такой же педантичностью и усидчивостью, что и Алексис, записывали мои примечания и разъяснения. А потом наступил перерыв, и мы приступили к исполнению своих дипломатических функциональных обязанностей...

С тех пор мы с Алексисом более уже не встречались. Его коллега, военно-морской атташе Франции, как-то позднее, как раз при подготовке визита огромного десантного корабля «Мистраль» в Санкт-Петербург тет-а-тет поведал мне, что Алексиса начальство устало лечить за казённый счёт от потешных болезней – видать тот зашёл слишком далеко в изучении русской ненормативной лексики и решил приступить к практическим занятиям. Человек пострадал за науку, и его отстранили от должности, направив обратно во Францию.

Французский эсминец "Де Грассе" в Неве. Учение ФРУКУС.
Французский эсминец "Де Грассе" в Неве. Учение ФРУКУС.

Но на прощание Алексис велел своему коллеге передать мне пламенный привет. Вот тут - видеосюжет французского новостного канала о заходе "Мистраля" в Питер и моё интервью.

Наш корабль на учении ФРУКУС
Наш корабль на учении ФРУКУС

Кстати во второй раз учение на нашей территории проходило уже в 2012 году, когда в Питер зашло несколько кораблей НАТО, за исключением американского крейсера УРО «Норманди».

Фото из личного архива - корабли НАТО в Питере на учении "ФРУКУС".
Фото из личного архива - корабли НАТО в Питере на учении "ФРУКУС".

Из-за своей большой осадки он не смог войти в морской канал Санкт-Петербурга.

Фото из личного архива - американский крейсер "Норманди" На внешнем рейде. Учение  "ФРУКУС".
Фото из личного архива - американский крейсер "Норманди" На внешнем рейде. Учение "ФРУКУС".

Но это уже совсем другая история.

На борту американского крейсера УРО "Норманди" (тип "Тикондерога"). Внешний кронштадтский рейд. Фото из личного архива.
На борту американского крейсера УРО "Норманди" (тип "Тикондерога"). Внешний кронштадтский рейд. Фото из личного архива.

Фото из личного архива - на борту американского крейсера "Норманди".
Фото из личного архива - на борту американского крейсера "Норманди".

Здесь же я поместил фотографии из своего личного архива о визите на американский крейсер.

Фото из личного архива - на борту американского крейсера "Норманди". В ангаре.
Фото из личного архива - на борту американского крейсера "Норманди". В ангаре.

Фото из личного архива - на борту американского крейсера "Норманди".
Фото из личного архива - на борту американского крейсера "Норманди".

Было же такое когда-то...
Было же такое когда-то...

© Алексей Сафронкин 2021

Другие истории из книги «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» Вы найдёте здесь.

Если Вам понравилась история, то подписывайтесь на канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.

Описание всех книг канала находится здесь.

Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в любых соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.