Госдума собралась уйти в длительные оплачиваемые каникулы, чем вызвала бурю эмоций в информационном поле. По всей видимости, таким образом депутаты решили приблизить сентябрьские выборы — чтобы время до голосования пролетело ещё незаметнее.
Однако интернет на каникулы не уходит, и раз уж любые выборы предполагают наличие избирателей — измерение онлайн-репутации, отражающей мнение пользователей интернета о чиновниках, становится ещё более актуальным и показательным.
Не секрет, что главы регионов ответственны в том числе и за проведение легитимных выборов, явка на которых устроит Кремль. В новом рейтинге губернаторов РФ, составленном аналитическим отделом Pravdaserm, смотрим, как изменилась репутация глав регионов за месяц. Чем выше поддержка — тем больше шансов у губернатора использовать свой авторитет для повышения «качества» предстоящих выборов.
Голосование вместо коронавируса
Первое и самое значимое изменение по сравнению с результатами апреля — рост средней репутации губернаторов с 69.3 до 71.6 балла. Сохраняется положительная динамика, начатая в марте — тогда средняя репутация составляла всего 67.2 балла.
В рейтинге по-прежнему присутствуют аутсайдеры, и средняя репутация – это довольно условный показатель. Но результат в 71.6 балла находится уже чуть выше уровня «хорошо», что говорит о росте положительного отношения к губернаторам в целом по стране.
С другой стороны, в этом нет прямой заслуги губернаторов. Основная причина роста средней репутации — коронавирус, который постепенно уходит из повестки. Репутация, это информация на поверхности. То, что привлекает наибольший интерес пользователей. Новости о том, что тот или иной чиновник заразился коронавирусом, не приносили губернаторам дополнительных баллов, так как не характеризовали их в профессиональном смысле.
Теперь же в поисковом топе появляется всё больше информации об их ежедневной работе, и репутация закономерно растет.
Государство и интернет
Грядущие выборы знаменательны ещё и тем, что никогда прежде власть не делала столь заметную ставку на интернет в целом и социальные сети в частности. Несколько лет назад страницы в социальных сетях были только у самых активных и наиболее известных представителей власти, а интернет не рассматривался политтехнологами, как площадка, которую можно обуздать , а затем посчитать результат.
Сегодня ведение социальных сетей, это необходимость, спускаемая на кандидатов сверху. Симбиоз государства и интернета развивается в двух направлениях — в организации онлайн-приёмных и в мониторинге тенденций и упоминаний. Чтобы не только реагировать на случившееся, но и учиться его предсказывать.
В апреле состоялся Российский форум по управлению интернетом, на котором выступил зам.директора АНО «Диалог» Владимир Табак. По его словам, «в начале десятых годов были уже большинство существующих соцсетей, для государства на тот момент интернет оставался аксессуаром. Сегодня этот процесс трансформации из аксессуара в инструмент, во многом определяющий общественное мнение, произошел драматически быстро…».
Мнение формируется в интернете, и власть постепенно учится его отслеживать. Условную известность чиновника — измерять по количеству упоминаний. Лояльность потенциальных избирателей к чиновнику — по онлайн-репутации и тем «сливкам» информации о персоне, которые оказались достаточно правдивы и популярны, чтобы попасть в поисковый топ.
Стремление отслеживать эту информацию соответствует неоднократным замечаниям президента о том, что власти должны получать объективные данные о проблемах жителей.
Отличники
Первое место в майском рейтинге занимает глава Вологодской области Олег Кувшинников с результатом 89 баллов из 100 возможных.
Глядя на поисковую выдачу губернатора, становится понятно, что он сам и его пресс-служба сделали акцент на собственные социальные сети — суммарно в Яндекс и Google у чиновника 12 собственных ресурсов, а это значит, что жители региона привыкли получать информацию о губернаторе именно на этих площадках, подконтрольных администрации. Низкие риски, высокая степень информированности аудитории, влияние на информационную повестку — высокая репутация.
На втором месте — губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Его репутация в мае составляет 87 баллов, что тоже можно считать хорошим результатом. В выдаче присутствует несколько нейтральных ссылок, которые не характеризуют губернатора ни позитивно, ни негативно. Что в конечном итоге приводит к тому, что у посетителей этих сайтов не складывается никакое мнение о чиновнике, а это не очень полезно.
Третье место — глава Удмуртской республики Александр Бречалов с репутацией 85 баллов.
Совсем недавно губернатор попал в подборку скандалов недели канала НЕЗЫГАРЬ, решив вывести из бюджета ОМС 3.4 млрд. рублей, что многим показалось коррупцией.
Но в поисковый топ — а значит, и в сознание большинства аудитории — эта новость пока не попала, и не факт, что попадёт в будущем. Возможно, высокая репутация и толкнула губернатора на смелые и неоднозначные решения.
Глава Крыма Сергей Аксёнов занимает четвёртое место с результатом 85 баллов.
В топе чиновника нет негатива, много собственных ресурсов, но 5 из 20 ссылок — нейтральная информация без явного окраса.
Есть и любопытный момент — среди всех губернаторов только в выдаче Сергея Аксёнова присутствуют ссылки на зарубежные поддомены facebook. Например, видео о вакцинации https://de-de.facebook.com/aksenov.rk/videos/266143508443131/ находится в Google на 8-й строчке.
Это может свидетельствовать как о повышенном зарубежном интересе к Крыму, так и о дополнительных российских усилиях, направленных на продвижение Крыма за рубежом.
Пятое место занимает глава Республики Карелия Артур Парфенчиков с результатом 84 балла.
Меньше собственных ресурсов, больше нейтральных ссылок без информации, которая бы удовлетворяла интересы жителей республики.
В топе Google до сих пор висит новость 2017 года о том, что Парфенчиков назначен врио региона — аудитория не сможет сделать из этой новости вывод, что губернатор и сейчас достойно справляется со своими обязанностями.
Появление старых новостей в топе может говорить о недостаточно качественной работе пресс-службы — новых интересных новостей нет.
Двоечники
Худшими в этом месяце стали:
– Глава Волгоградской области Андрей Бочаров (58 баллов)
– Глава Тульской области Алексей Дюмин (55 баллов)
– Губернатор Хакасии Валентин Коновалов (55 баллов)
– Врио главы Пензенской области Олег Мельниченко (52 балла)
– Глава Липецкой области Игорь Артамонов (51 балл)
Всех этих губернаторов объединяет регулярное присутствие в топе негативной информации, недостаточное количество собственных ресурсов (или недостаточный интерес жителей к ним), редкое появление хороших новостей, достаточно значимых, чтобы попасть в поисковый топ.
Измерить репутацию любого бренда или персоны можно самостоятельно с помощью сервиса Pravdaserm.