Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция Московского метро, которая опровергает миф, что хрущёвские "сороконожки" скучные

Оглавление

Эта станция не так проста, как может показаться на первый взгляд. Что означают странные узоры на её путевых стенах, и в чём их уникальность для Московского метро? Откуда произошло название платформы? И правда ли, что изначально произносили его по-другому? Об этом и не только расскажу сегодня.

Откуда планеры в спальном районе Москвы

Станция "Планерная" является конечной для Таганско-Краснопресненской линии. Платформа открылась 30 декабря 1975 года в составе участка от "Октябрьского поля". Таким образом, линия была полностью завершена и соединила два противоположных конца Москвы: северо-запад и юго-восток. Разместить "Планерную" в районе одноимённой улицы решили, потому что местность в то время активно застраивалась. Новым жильцам, конечно же, не помешала бы хорошая транспортная связь с центром столицы.

Строительство тоннеля между станциями "Сходненская" и "Планерная" в районе улицы Фомичёвой, 1974. Фото Владимира Кузнецова, отсюда: https://russos.livejournal.com
Строительство тоннеля между станциями "Сходненская" и "Планерная" в районе улицы Фомичёвой, 1974. Фото Владимира Кузнецова, отсюда: https://russos.livejournal.com

Как вы уже поняли, название станции произошло от улицы. Дорога, в свою очередь, получила наименование в честь Центрального аэроклуба #СССР им. В.П. Чкалова. Он располагался в районе бывшего Тушинского аэродрома. Там занимались, в том числе и полётами на планерах. Сейчас здесь располагается футбольный стадион "Открытие-Арена". Его возвели в 2014 году. Тем не менее, московские власти планируют строить в окрестностях и новые жилые комплексы.

Станция "Планерная", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Планерная", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

В общем, один из видов спорта, которым занимались на Тушинском аэродроме дал название улице, а она уже поделилась им со станцией метро. Её строительство шло открытым способом, поэтому глубина заложения получилась совсем не большой - 6 метров. Дальше за станцией располагаются оборотные тупики (она всё-таки конечная) и электродепо "Планерное".

Не такая, как все остальные

По конструкции станция типичная хрущёвская "сороконожка". Несмотря на то, что построена она была уже во времена правления Л.И. Брежнева, проект таких платформ разработали ещё при Н.С. Хрущёве. И за прошедшие годы он практически не изменился. Только у некоторых станций увеличили расстояние между колоннами. Однако "Планерную" соорудили в первоначальном варианте с шагом колонн в 6 метров. Поэтому я и называю эту станцию хрущёвской.

Станция "Планерная". Слева - один из наземных вестибюлей, справа - платформа, 1987. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Планерная". Слева - один из наземных вестибюлей, справа - платформа, 1987. С сайта www.pastvu.com.

Проект "Планерной" разработал архитектор М.Л. Тренин. Он, кстати, позже участвовал в создании станции "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской линии. Как я уже писал ранее, местность около будущей конечной станции активно застраивалась. Именно этому процессу и захотел посвятить оформление архитектор. То есть чему-то устремлённому в будущее и отражающему прогресс человечества. Хотя, честно говоря, без специальных знаний, вы никогда не поймёте, что идея была именно такой.

Станция "Планерная". Обратите внимание на необычный узор на путевых стенах, а также расположение светильников. Фото 2021 года, моё.
Станция "Планерная". Обратите внимание на необычный узор на путевых стенах, а также расположение светильников. Фото 2021 года, моё.

Воплотить в жизнь свои мысли зодчий решил с помощью декора путевых стен. Для их отделки он использовал несколько сортов мрамора, которые обладали разными оттенками. Если верить специальной литературе того времени, так поступили впервые в истории строительства Московского метро. Обычно использовали один сорт мрамора и добивались красоты с помощью его разных оттенков.

Путевая стена станции "Планерная" поближе, 2010. Фото из Википедии.
Путевая стена станции "Планерная" поближе, 2010. Фото из Википедии.

Небольшие треугольники серого, белого, коричневатого, кремового и других цветов на стенах "Планерной" складываются в интересный геометрический рисунок. Существует версия, что декор путевых стен мог быть вдохновлён мозаикой Пенроуза. Это британский математик, который исследовал плоскости. Правда результаты своих изысканий он опубликовал в 1974 году. Не знаю, успел ли Тренин ознакомиться с работой Роджера Пенроуза или нет. Однако в идею архитектора о современных мотивах оформления станции умозаключения британского математика вписались бы идеально.

Математик Роджер Пенроуз стоит на полу, который и является так называемой "мозаикой Пенроуза". Фото из Википедии.
Математик Роджер Пенроуз стоит на полу, который и является так называемой "мозаикой Пенроуза". Фото из Википедии.

Также на путевых стенах можно увидеть ребристые металлические панно. За ними скрываются технические помещения. Колонны "Планерной" отделали белым мрамором. В этом нет ничего особенного. Зато светильники расположили оригинально. Люминесцентные лампы находятся не между балок на потолке, как на большинстве других станций такой конструкции. Источники света разместили в два ряда в пространстве между колоннами. Выглядит весьма интересно.

Когда-то станцию называли по-другому

Не менее любопытна #история названия станции. Вернее, его произношения. Дело в том, что на момент открытия платформы, она именовалась "Планёрной". Так её объявляли дикторы Московского метро. Аргументация следующая. Название произошло от французского слова "планёр". Поэтому и прилагательное сохраняет букву "ё", которая остаётся ударной. То есть, с одной стороны, получается, что правильно так.

Станция "Планерная", здесь видно интересное расположение светильников. Фото отсюда: www.rupoezd.ru.
Станция "Планерная", здесь видно интересное расположение светильников. Фото отсюда: www.rupoezd.ru.

Однако, с другой стороны, в обычной речи большинство людей употребляют слово "планер" с ударением на "а". Так что прилагательное образуется в этом случае по идентичной схеме. Примерно до 1990-х годов можно было услышать в вагонах название станции с ударением на "ё". Но позже полюбившаяся народу вариация вытеснила изначальную. Поэтому сегодня мы слышим и говорим "Планерная".

Станция "Планерная", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Планерная", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

Интересно, что советские схемы Московского #метро никак не отражали эту проблему. Тогда, видимо, было не принято указывать букву "ё", поэтому на схемах всегда была "Планерная", "Молодежная", Филевская линия и т.п. Получается, что обычная на вид станция может быть не такой уж простой. Если когда-нибудь окажетесь на "Планерной", обязательно рассмотрите её декор. Вы увидите станцию по-новому.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!