Раньше я не особо интересовалась работами Фриды Кало, хотя читала о ней и видела несколько работ, которые меня не сильно впечатлили, возможно в силу возраста и насмотренности на другие сюрреалистичные картины. Но на днях я прочитала её подробную биографию, все её работы, и даже решила посмотреть фильм 2002 года с Сальмой Хайек в роли самой Фриды. Я не думала что меня так может тронуть её история и её картины.
Наверное когда ты сам являешься художником, то ищешь секреты в других успешных художниках. А когда это женщина, ставшая самой влиятельной и успешной в сфере искусства, любопытство разбирает всё больше.
Скорее всего все уже знают основные моменты её биографии, поэтому я хочу уделить внимание ключевым вещам, которые сделали ей имя.
Фрида Кало родилась в состоятельной мексиканской семье в 1907 году. Была очень красивой девушкой и в 22 года вышла замуж за знаменитого художника Диего Ривера, которому было 43. Диего к тому времени пожил в Европе, и приобрёл известность и имя, и на родине был очень влиятельным и состоятельным человеком. Она сопровождала его в его выставках по всему миру, и приобрела множество друзей из элиты. Продала несколько работ в поездках, и к концу жизни устроила выставку в Мексике, добившись популярности.
Я думаю важно отметить, что в то время фигура женщины была в тени её мужчины. В действительности Ривера был намного популярнее известней и успешнее, чем Фрида, она была лишь «женой Диего Риверы». Ситуация изменилась лишь многими годами позже.
Сальма Хайек хорошо сыграла Фриду в одноимённом фильме, но ей чего-то не хватило. По Сальме видно, что такие удары судьбы как Фрида она не переносила, нет надломленности. Фрида была страстной женщиной, интеллектуалкой, постоянно страдающей от физической и моральной боли. И в конце концов она была алкоголичкой. Сальма слишком нежная для этой роли.
В чем же секрет популярности Фриды Кало сейчас? Конечно основной секрет в её муже. Мне бы хотелось верить, что секрет в ней самой и её картинах, но правда жизни прозаична.
Она была яркой эксцентричной женщиной, одевалась в национальные мексиканские платья и вплетала в волосы цветы. Если посмотреть фотографии мексиканок тех лет, это было необычно даже для Мексики, не говоря уже о европейской элите.
Она была очень общительной и умела дружить и заводить знакомства. Имела множество романов как с мужчинами, так и с женщинами. Один из её любовников был Лев Троцкий, которого пригласил к себе пожить муж Фриды, когда на Троцкого велась охота. Также ей приписывают роман с Маяковским (так ли это неизвестно).
В юношестве Фрида попала в жуткую аварию, у неё был сломан позвоночник и нога, год она провела в больнице и от скуки стала рисовать.
После аварии она все-таки стала ходить, несмотря на прогнозы врачей, но стать матерью ей не удалось. А она родилась в многодетной семье, с 4 братьями и сёстрами, и мечтала о детях.
Семья Кало была тоже не среднестатистической. Её отец был что-то вроде придворного фотографа, который снимал политических деятелей и архитектуру, по национальности немецким евреем. Что интересно, он был вдовцом с двумя детьми, когда встретил мать Фриды. Детей от первой жены отдал в церковный приют на обучение и дальнейшая их судьба была неизвестна. Зато он очень любил Фриду. Когда та попала в аварию, он тратил огромные деньги на лечение и практически был разорен. Мать Фриды была мексиканской с индийскими корнями, довольно холодная, отстраненная и сдержанная женщина.
В Фриде был дух свободы, смелость, которую не поддерживала мать, но любил отец.
Супружеская жизнь не была сказкой, Диего был наглым измещиком, что доводило Фриду до бесконечных истерик, но самым большим ударом стало то, что он изменил ей с любимой младшей сестрой. Так или иначе, они прожили вместе 25 лет, хоть и разводились и женились снова. Умерла она будучи женой Риверы.
И здесь я не могу понять, если она такая смелая, самобытная, страстная женщина, которая не боится быть собой, то почему она всю жизнь терпит этого Риверу? В неё были влюблены пачки мужчин, а она терпела и ждала. Понятно, что она ему тоже изменяла, но это больше от мести и досады, чем желание иметь множество связей. Такое впечатление, что моральные страдания от бесконечных измен Риверы отвлекали её от физической боли.
Её картины в начале пути были названы наивным искусством, или искусством самоучки. Возможно самые первые работы можно было бы назвать наивом, но основное большинство не уступает (а даже наоборот, превосходит) работам Диего Риверы, который получил художественное образование в Мексике и во Франции. Стиль работ очень перекликается с Риверой. Но у Фриды работы гораздо интереснее и глубже, ярче.