В отличие от посуды, орудий труда и монет одежда очень плохо сохраняется, и узнать о ней значительно трудней. Мозаики, настенные росписи и изображения на монетах помогают представить как выглядела одежда в давние времена. Во многих культурах она указывала на социальный статус человека в обществе и отражала технологии, с помощью которых ее изготавливали.
Развитие одежды и моды - это исключительно человеческая характеристика и она может много рассказать о том, как жили люди. Одежда, сделанная из таких материалов, как шкуры животных и растительные волокна, изначально использовалась древними людьми для защиты своего тела от непогоды.
Тога
Как знаковая одежда римских граждан, тогу часто изображали в скульптуре, живописи и на монетах. Современные любители моды растроятся, узнав, что эта культовая одежда совсем не похожа на простыню, как могло бы показаться. Длина тоги примерно в три раза превышала рост владельца, а ширина - примерно в два раза. Один край образовывал длинную полукруглую кривую, в подол вшивали небольшие утяжелители, чтобы одежда спадала красивыми складками.
Даже когда тога была соткана из тончайшей овечьей шерсти, она была тяжелой, объемной и совершенно непригодной для теплого климата Италии. Замысловато сложенная и задрапированная тога никогда не имела каких-либо пуговиц и застежек. В имперскую эпоху для правильного надевания обычно требовалась помощь обученного раба. Одна глубокая складка, называемая пазухой, служила удобным карманом для переноски свитка или сокрытия кинжала.
На монете Марка Аврелия фигуры Honos - олицетворение чести в простой тоге держит рог изобилия, а другой рукой протягивает оливковую ветвь. Во время жертвоприношения или других религиозных ритуалов складку тоги накидывали на голову. Тогу с искусной вышивкой носили во время торжественного провозглашения императора.
Палудаментум
Палудаментум или сагум - тяжелый военный плащ из шерсти. Нить, из которой пряли ткань, была настолько толстой, что плащ был практически водонепроницаемым. Палудаментум обычно красили в красный цвет. Начиная с IV века римских императоров обычно изображали на монетах в полном военном облачении, даже тех, кто никогда не выходил на поле боя и не покидал свой относительно безопасный дворец.
Прекрасным примером является серебряный милиаренс императора Феодосия II, чеканненый в Константинополе в V веке. Император стоит с шаром, который символизировал его власть над миром. Он носит «мускулистую кирасу» - металлическую бронь, сделанную в виде мужского торса.
Вокруг его талии юбка из птеругов - «перьев» из кожи, усиленных металлическими заклепками, она защищала бедра. Палудаментум длиной до колен, застегивающийся на шее, небрежно свисает с левого плеча, видимо граверу потребовалось все мастерство чтобы изобразить складки. Бюсты императора на монетах или в скульптуре обычно описывают как «драпированные и украшенные щитами», что означало, что плащ надевали поверх доспехов.
Можно почитать:
Одежда на монетах. Древняя Греция.
В римской армии платили зарплату специальными монетами
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать еще много интересных историй, связанных с нумизматикой.