Недавно опубликовала пост о Зое Космодемьянской, который, к моему удивлению, получил массу негативных отзывов: и, мол, информация скудная, и Зоя - не лучше других простых героев военного времени, и вообще правительство не при чем. Скажу честно - я совсем не претендую сравняться по популярности и количестве предоставляемой информации с Википедией, ни в коем разе не утверждаю, что Зоин подвиг важнее, чем подвиги любого другого человека, и уж тем более не веду антисоветской пропаганды с политической точки зрения. Но я выразила свою точку зрения по поводу произошедших исторических событий, и это была основная цель моего поста. Единственным упущением считаю некую незавершенность моего рассказа, что и хочу исправить в данной публикации.
Итак, моя предыдущая статья завершилась приведением в исполнение приговора для Зои Космодемьянской, но оставался открытым вопрос - кто все таки сдал девушку? На этот вопрос знают ответ архивы, в которых я и поискала информацию.
На войне не без предателей и дезертиров. К сожалению, для некоторых людей выгода важнее чести, дружбы и человечности. Так было тогда, и так продолжается по сей день. В истории Зои такой человек сыграл ключевую роль - антигероем оказался Василий Клубков, служивший ранее вместе с девушкой.
Зоя Клубкова недолюбливала и не стеснялась сказать ему это в лицо - не должны в таких отрядах служить инфантильные, недисциплинированные бойцы, на которых нельзя положиться.
Но судьбе было угодно на крайне опасное и ответственное задание отправить Зою именно с Василием и еще одним бойцом. Втроем они должны были совершить ряд поджогов в деревне Петрищево, где обосновалась немецкая пехотная дивизия.
Поджоги должны были посеять среди захватчиков панику и заставить немцев покинуть территорию деревни. Зоя успела поджечь два дома и авто, а затем должна была вернуться к группе, но заблудилась ночью в лесу. В результате вместо своей группы вышла прямо на немецкий патруль, который поначалу ей удалось обмануть - она прикинулась простой жительницей села, сбежавшей в лес от пожара и стрельбы. Однако немцы организовали Зое очную ставку - лицом к лицу она встретилась со сразу сдавшимся немцам Клубковым. Опознал он и Зою, сдал и других участников диверсионного задания.
Задание "на грани"
Историки до сих пор обсуждают целесообразность поджогов собственных деревень. С одной стороны, это было жестоко по отношению к жителям пригородных поселений. С другой стороны - пожертвовав окраинами, нужно было спасать столицу, а на войне, как известно, все средства хороши, да и выбор у командования был невелик.
Сейчас осуждать руководство за слишком кардинальные меры нет смысла, а вот поступок сослуживца Клубкова оправдать сложно. Хотя, как поступил бы каждый из нас, оказавшись на грани и перед таким сложным выбором - жизнь своя или жизнь чужая? Выбор в пользу эгоизма все равно к добру не приведет - в результате Клубков был расстрелян своими же сослуживцами по приказу начальства, заподозрившего его в измене. Финал един, а последствия были бы совсем другие.