58-летний батюшка Борис Кицко создал собственный приют при Свято-Лазаревском монастыре в городе Верещагино, став духовным отцом десяткам детей, лишённых родительской заботы.
Это произошло в 1995 году - в тяжёлое и нестабильное время, которое можно сравнить с 20-ми годами XX века, когда после слома общественного строя в России городские трущобы заполнили тысячи беспризорников. Почти то же самое было и в 90-е. Несчастные чада алкоголиков и наркоманов, людей, потерявших работу и смысл жизни, прозябали под пронизывающим ветром перемен.
- Возле нашего храма стояли десятки детей, прося милостыню. А сколько их еще бегало на улицах! Как же тяжело было на всё это смотреть! - с болью в сердце вспоминает священник Борис Кицко.
Идея
Идея создать богоугодное заведение пришла к батюшке не случайно. Раньше, в царское время, было очень много подобных приютов. Он посоветовался с прихожанами, и на приходском собрании решили — открыть приют для сирот. Власти пошли навстречу и передали церкви заброшенное здание бывшей школы недалеко от города. Общими силами оно было восстановлено. Когда приют только открывался, собирали буквально с миру по нитке.
- У нас не было ни одной одинаковой ложки, вилки. Заходишь если в комнату, где спят дети, это совершенно разные кровати… В общем, кто что отдал, - говорит батюшка.
О зарождающемся приюте написали в областной газете, чтобы хоть какое-то финансирование привлечь, а вместо денег к батюшке стали везти сирот со всей страны. Первыми няньками были приходские бабушки, которые ради детей забросили огороды. Вскоре на помощь приехали несколько сестер из пермского Успенского женского монастыря.
Сейчас приют - это настоящая православная трудовая коммуна, где каждому есть время и для работы, и для полноценного отдыха, и для молитвы. В подсобном хозяйстве много живности, за которой ухаживают воспитанники: лошади, верблюды, коровы, овцы, козы, гуси, яки, выдры и лиса. Есть компьютеры, музыкальные инструменты и даже конно-спортивная школа, где бесплатно занимаются дети со всего города. Отец Борис считает, что дети и лошади друг на друга благотворно влияют. Самые последние хулиганы преображаются рядом с лошадками, и самые неспокойные кони становятся ручными рядом с детьми.
Вера
Духовник Свято-Лазаревского монастыря и основатель детского приюта Борис Кицко и сам глава большого семейства. У него с матушкой шесть родных детей и еще 18 приемных.
- Я никогда не выделял родных ребятишек, - делится своим опытом священник. - Они все мои дети...
Чем руководствовался отец Борис, собирая под своё крыло обездоленных детей? Промыслом Божьим и глубокой верой. Когда ученики спросили Христа, кто больше в Царстве Небесном, Господь, призвав дитя, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Но как же быть с детскими душами, где взошли лишь тернии? Усердно пропалывать и растить полезные злаки - другого не дано, считает священник.
Один философ сказал:« Ребёнок, тянущийся рукой к Луне, ближе к своей цели, чем мы - к своей». То есть, он изначально ближе к Богу, чем взрослые. Нужно просто помочь ему прикоснуться к высокому - тогда Господь не оставит его. Этим и занимается православный пастырь Борис Кицко.
Судьбы
В приюте есть дети со сложной судьбой, у многих за плечами настоящие трагедии. По словам отца Бориса, первая подопечная попала к нему из городского детдома. У ребенка был порок сердца, никто не хотел её забирать в свою семью. Власти предложили иерею взять ребенка в свой приют. Девочка приехала и осталась. Еще одну девочку через месяц после рождения бросила мама. Батюшка с матушкой удочерили малышку, она живет вместе с ними.
- Сейчас самому маленькому нашему отказнику – годик, - рассказывает о своих воспитанниках священник. - Ваню забрали из семьи после того, как мать бросила его на неделю и загуляла. Все это время ребенок лежал один, обессилевший от усталости и голода, в мокрых пеленках. Еще одну девочку мы нашли на городской помойке. Восьмилетняя малышка питалась тем, что привозили мусоровозы. Она прожила у нас год, потом мы нашли для нее хорошую семью, которая взяла над ней опекунство.
Главным образом, в приюте живут те дети, родители которых лишены родительских прав. Есть сироты, у которых нет родителей. Иногда на «перевоспитание» привозят ребят и из благополучных семей. Так, обеспеченный мужчина, 13-летний сын которого связался на улице с наркоманами, привез в приют ребенка и попросил с ним поработать, чтобы мальчик не оказался на скользкой дорожке. Еще одна проблема, которая не даёт покоя батюшке, – большое количество одиноких матерей. Им сложно растить одним мальчиков. Без твердой мужской руки мальчишки в возрасте 9 лет уже начинают показывать характер. Такие мамы тоже приводят своих детей к отцу Борису с просьбой помочь в воспитании.
Плоды
Многие люди не понимали суть духовной работы пермского священника по воспитанию подростков, выброшенных на обочину жизни. Считали, что, если церковь берет под опеку детей, то обязательно они станут религиозными фанатиками, а они становятся нормальными людьми.
- За годы существования приюта мы в буквальном смысле дали путевку в жизнь 170 ребятишкам. Шесть моих подопечных пошли по моим стопам и стали священнослужителями. Многие создали свои семьи, - радуется иерей. - Самое главное, мы пытаемся на своем примере показать, что есть другая жизнь. Что можно жить с Богом в душе, трудиться, к чему-то стремиться. Всех и вся меняет Господь, нужно просто с любовью относиться к людям.
С Днем отца!
Автор: Сергей Трофимов