Экстремальные условия труда и обитания современного человека стимулируют развитие стресса.
Мощное воздействие стресс-факторов современной жизни вызывает защитную реакцию с целью сохранения целостного организма. В ряде случаев испытываемые трудности достигают такой степени, что возникает реальная угроза возникновения у человека состояний дезадаптации и появления психогенно обусловленных расстройств.
В данной ситуации большое значение имеют адаптационные возможности организма человека и своевременно проводимые мероприятия психопрофилактики и психореабилитации. Необходимы предупреждение или преодоление чрезмерного эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния, повышение работоспособности.
Пути к тому могут быть разными. Для одних эффективным методом борьбы со стрессом является психическая саморегуляция, для других – доступные физические упражнения, для третьих – прослушивание любимой мелодии.
Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение".
• Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.
• Стресс – это особое психологическое состояние организма. Находясь в данном состоянии, человек испытывает несоответствие между уровнем требований окружающей среды и способностью справиться с этими требованиями Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.
Началом утверждения основ теории стресса считают статью Ганса Селье (1907 -1982) «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». 1936 год (учёным-эндокринологом, нобелевским лауреатом. Им же введены понятия эустресса и дистресса).
В канадской столице был организован Институт стресса, и первым и пожизненным его директором стал Г. Селье. Много позже появились аналогичные научные организации во многих странах мира: Американский институт долгожительства, стресса и возрастного контроля, Институт информатики и проблем стресса, Американский институт по изучению стресса – в США; Берлинский Институт по изучению стресса – в Германии; Институт стресса в Париже (Франция); Институт изучения психологических стрессов в Хайфе (Израиль); Институт психологической экологии профилактики стресса в Ижевске (Россия). Огромное множество других научных организаций, учебных, академических и ведомственных научно-исследовательских институтов в разных странах мира проводят исследования, посвященные стрессу, в отдельных лабораториях, при специализированных, в том числе немедицинского профиля, кафедрах.
В научной и популярной литературе последних двух десятилетий можно встретить такие словосочетания, как физический стресс, нервный стресс, окислительный стресс, осмотический стресс, соматический стресс, холодовой стресс, тепловой стресс, адреналиновый стресс, стресс жизни, иммобилизационный стресс, травматический или посттравматический стресс, финансовый стресс, юношеский стресс, индустриальный стресс, социальный стресс, Болевой, информационный стресс.
Эустресс (положительный стресс) - состояние утраты равновесия, переживаемое человеком в соответствии с имеющимися в его распоряжении ресурсами в ответ на выдвигаемые требования. Способствует конструктивному преодолению и обретению полезного опыта для работы со схожими ситуациями. Эустресс всегда кратковременный, и реакция организма на него всегда положительная. Редко несет угрозу для человеческого здоровья. В большинстве случаев он способствует активной работе внутренних органов и систем. Адреналин, выбрасываемый в кровь, делает человека более внимательным и сильным.
Дистресс - психическое состояние, нарушающие равновесие между ресурсами человека и требованиями ситуации. Большинство специалистов рассматривают дистресс как болезнь адаптации. Это совокупность переживаемых человеком негативных эмоций (депрессия, тревога, страхи, агрессия и др.), при высоком уровне которых могут возникать различного рода эмоциональные расстройства. Существует несколько разновидностей дистресса, имеющих различия по особенностям влияния стрессоров на человека.
Психологи выделяют такие разновидности дистресса:
• 1. Физиологический. Характеризуется угрозой извне. Проявление реакции зависит от окружающих факторов и определенных ситуаций. Причинами могут быть: голод, воздействие высоких или низких температур, полученная травма и т.д.
• 2. Психологический (эмоциональный). Затрагивает функциональные особенности психики. Причинами его становятся факторы, которые не имеют связи с реальностью (фантазии, иллюзии и т. д.).
• 3. Кратковременный. Естественная реакция на неожиданные события, вызванная инстинктом самосохранения.
• 4. Нервный. Развивается на фоне тревожных неврозов.
• 5. Хронический. Характеризуется постоянным негативным воздействием
В динамике стрессового реагирования Г. Селье выделяет три фазы:
– реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
– фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
– фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Саморегуляция мышечного тонуса
Упражнения в расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры – наиболее важная часть всех предварительных упражнений метода саморегуляции. Нельзя овладеть методом саморегуляции без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы.
Для того чтобы выработать первоначальные навыки расслабления мышц, совсем не обязательно выделять для этого специальное время. Вначале необходимо поставить перед собой задачу: вырабатывать привычку периодического контроля тонуса мышц и использовать для тренировок любые свободные минуты в течение дня (в момент просыпания и перед сном, в автомобиле, во время просмотра телепередачи и т.п.).
Это воспитывает непринужденность и мышечный самоконтроль, который может быть использован в повседневной деятельности для своевременного устранения непроизвольной скованности мышц лица, рук, ног. Цель будет достигнута даже в том случае, если по определенным причинам вы не сможете «дойти» до вершин психической саморегуляции, то навыки устранения излишних мышечных «зажимов» будут способствовать сохранению высокой работоспособности и нормализации вашего психического состояния.
Техники саморегуляции мышечного тонуса можно найти в литературе. Например "Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. "