Найти в Дзене
Как попасть в книгу

Внутри заброшенных корпусов секретного НИИ

Строго говоря, сам НИИ, а точнее - "Фазотрон-НИИР", где Р- Радиостроение, не заброшен, просто переехал в 2015 году в другое место. Адрес его на официальном сайте значится всё тот же, по Электрическому проезду. Три больших его корпуса стоят пустыми, часть из них арендуют художники "Электрических мастерских". В самое ближайшее время бывшие корпуса НИИРа планируют снести, чтобы построить здесь ЖК. В общем, если давно мечтали побывать в заброшке с интересной историей, надо поторопиться. Безусловным плюсом для меня стало то, что территория закрытая и охраняется: здесь чисто. Просто всё разрушается. Корпус 1. Дореволюционные бани Первый из заброшенных корпусов стоит по красной линии Электрического переулка, мимо него спокойно ходят люди, жители и гости Москвы. А между тем, именно здесь летом 1917-го года началась история будущего секретного приборостроительного предприятия: здание бани, построенное по проекту архитектора Густава Гельриха, поменяло владельцев и функцию: здесь устроили мастерс

Строго говоря, сам НИИ, а точнее - "Фазотрон-НИИР", где Р- Радиостроение, не заброшен, просто переехал в 2015 году в другое место. Адрес его на официальном сайте значится всё тот же, по Электрическому проезду. Три больших его корпуса стоят пустыми, часть из них арендуют художники "Электрических мастерских". В самое ближайшее время бывшие корпуса НИИРа планируют снести, чтобы построить здесь ЖК. В общем, если давно мечтали побывать в заброшке с интересной историей, надо поторопиться. Безусловным плюсом для меня стало то, что территория закрытая и охраняется: здесь чисто. Просто всё разрушается.

Корпус 1. Дореволюционные бани

Первый из заброшенных корпусов стоит по красной линии Электрического переулка, мимо него спокойно ходят люди, жители и гости Москвы.

А между тем, именно здесь летом 1917-го года началась история будущего секретного приборостроительного предприятия: здание бани, построенное по проекту архитектора Густава Гельриха, поменяло владельцев и функцию: здесь устроили мастерскую авиаприборов и начали разработку и производство высотомеров, тахометров и тд. Позднее из нее вырос крупнейший и секретнейший советский научно-исследовательский институт, до сих пор производящий радиолокационное оборудование.

Внутри сейчас вот так:

Корпус 2. Башня.

"Башня там," - указывало сразу несколько печатей на стенах:

-3

Казалось, что за углом ждёт что-то невероятное, а по факту обнаружилось обычное, в общем-то, здание.

Здание оказалось с секретом - как и положено засекреченной территории.

Дело в том, что башня эта - замаскированная камера для исследования радиолокационного оборудования. Изнутри она отделана специальными материалами, поглощающими звуковые и радио- волны, в чём мы сразу же убедились: на телефонах пропал сигнал! Ну и, конечно, ничего подобного я раньше не видела! Такое ощущение, что попал в какой-то фантастический фильм. Или в шпионский триллер - тем более, что в середине восьмидесятых годов прошлого века в НИИР-Фазотрон действительно поймали самого настоящего шпиона.

Башня - единственный корпус, где остались сотрудники НИИР-Фазотрона и еще проводятся какие-то исследования.

Корпус 3. Искусство под снос.

В третьем корпусе, который находится между бывшими банями и башней, как раз и находятся сейчас мастерские художников.

Признаюсь, в искусстве я не очень разбираюсь, поэтому не все опознала как искусство, но вот такой проект произвел на меня большое впечатление (листайте галерею, это важно):

В остальном же судьба этого здания повторяет судьбу предыдущих корпусов. Оно тоже пойдет под снос.

Перед началом экскурсии гид "Москвы глазами инженера" Регина Поливан обратилась к нашей группе с предложением проанализировать свои мысли и чувства о том, что мы увидим. Жалко ли нам будет грядущего сноса зданий или это нормально, что город растет и меняется? Вопрос этот в Москве поднимается довольно часто.

Я посмотрела, подумала и поняла, что больше всего меня удручает в увиденном. Первое: что всё было так брошено, как будто люди убегали от опасности, в спешке. Понятно, что люди переезжали и просто оставили то, что не было смысла тащить, но впечатление от клочков чьей-то прошлой жизни осталось у меня довольно грустное.

Насчёт сноса зданий - считаю, всегда надо крепко подумать. Ну а если уж сносить, тем более такие знаковые места, как важный научный институт, то, может, поставить какой-нибудь знак на память? Как зарубку истории?

Если кто соберется на эту экскурсию, имейте в виду, что в двух шагах от этой заброшки жил Кир Булычёв:) Про дом, во дворе которого прячутся бывшие корпуса НИИРа, прочитать можно здесь, а сам НИИР очень напоминает институт, куда ездил за мафусаллином Феликс Сорокин в "Хромой судьбе" Стругацких.

Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".

Читайте и гуляйте по Москве!