Фильм "Место встречи изменить нельзя" полюбился уже нескольким поколениям зрителей. Знаменитая плеяда замечательных актёров, сделавших картину живой и яркой, несомненно, внесла свою лепту.
Сюжет фильма и характеры многих его героев отличаются от книги "Эра милосердия" братьев Вайнеров, но не делает его хуже, просто немного иным, показывает с другого ракурса.
Послевоенная Москва, закончилась страшная война, мы победили нацистов, отстояли свою страну, воины, выжившие в этой бойне, возвращаются, как писал Владимир Высоцкий "по домам по своим да чужим", город адаптируется к мирной жизни.
Недаром в фильме есть сюжет о показе мод сезона 1945/46 годов, "и когда наши девочки сменят шинели на платьица"( В. Высоцкий "Баллада о детстве"), все встанет на свои места.
Но ещё очень много трудностей предстоит преодолеть тому послевоенному поколению. Товарный дефицит в самом разгаре, нет в свободной продаже одежды, обуви, предметов быта, продуктов, существуют хлебные карточки. Недаром банда "Черная кошка" грабит склады и магазины, их нажива: ткани, одежда, продукты. Все это сбывается на толкучках и приносит прибыль. За товарами в магазинах огромные очереди.
В коммуналке, где живёт Шарапов, а потом и Жеглов, которого он приютил, мы видим разные семьи, много детей,
Михал Михалыча, рассуждающего про Милосердие и Человеколюбие,
мать многочисленного семейства, ее мужа-алкаша... Потеря карточек той самой Шурой вызывает у нее истерику, и было из-за чего: дети реально недоедали.
Конечно, в те времена отношения между людьми были более простыми и душевными: Шуре помогают все соседи, кто деньгами, кто продуктами, в том числе и наши герои, Шарапов с Жегловым, хотя все сами недополучают...
Так тогда и было. Но этот сюжет, как и многие другие, даёт нам понять, насколько тяжёлая и непростая была тогда жизнь.
Банда "Черная кошка" без зазрения совести убивает сторожа ради добычи из магазина, человеческая жизнь была для них ничто.
Надо добавить, что как раз в период с 1945(46) года и до конца 40-х, по указу сверху, преступникам, попавшимся за кражу государственного имущества, то есть грабившим магазины, склады и тому подобное, давали 58 статью "подрыв устоев государства", совершенно справедливо, кстати, полагая, что совершая кражу государственной собственности, преступники тем самым наносят ущерб и самой стране. Поэтому бандиты знали, на что шли, и смертная казнь за убийства и бандитизм тогда действовала и применялась. То есть, терять им было, по сути, нечего, разве что свою полулегальную сытую, но недолгую жизнь.
В споре с Шараповым Жеглов рассказывает, что и во время войны у таких вот, вроде Кирпича, находили масло, шоколад и икру, в то время, как страна последние силы отдавала фронту.
Есть среди бандитов и люди, наподобие Левченко. Его несправедливо осудили в штрафбат, не разобравшись и не поверив ему, хотя он был прав, забыв про его службу, про фронт, где он честно воевал с врагом.
Такое в те времена случалось нередко. Можно сказать, что преступником Левченко стал поневоле, что, конечно же, не умаляет его послевоенные подвиги. О чем он и сам прекрасно понимает. Может, поэтому и бежит, зная, что будет застрелен. Будущего у этого человека, к сожалению, нет, послевоенные лагеря-дело страшное, а оправдания ему не видать, слишком замарался, хотя и спас Шарапова и помог обезвредить банду.
Варя, любимая девушка Володи Шарапова, тоже из бывших военных, лейтенант Синичкина, приходит на службу в милицию, где и знакомится с Володей. Как надежда на светлое будущее, как глоток свежего воздуха проходят сразу несколько сюжетов: ее прогулка с Шараповым...
и встреча возле дома вернувшегося с фронта дяди, брата отца:
"Братан сфронта вернулся! Живой!"- кричит ее отец, выбегая мимо молодых в арку, вероятно, в магазин.
И влюбленные улыбаются, хоть Володя и жалуется Варе на тяжёлую, непонятную для него работу, и хама Жеглова.
Предшествующая тому сцена с подкидышем,
которого отвозят в знаменитый роддом Гауэрмана на Арбате,
показывает, что жизнь продолжается! А в трудную минуту, когда судьба любимого могла быть очень печальной, Варя забирает малыша домой, Шарапова они встречают уже вместе.
Банда "Чёрная кошка" была обезврежена, хотя, реально, действовала вплоть до начала 50-х годов, Шарапов выходит живой и невредимый, сыграв роль подставного казачка, Жеглов, как начальник отдела, справедливо гордится победой. Мы не знаем, как сложится в дальнейшем судьба его лично, Шарапова и других героев фильма, но сюжет с младенцем показывает нам: есть надежда на светлое будущее, которое обязательно наступит. И пусть это не будет Эра милосердия, но много хорошего у советских людей было ещё впереди, как бы сложно и трудно им ни приходилось.